Уже третий год существует моя подборка «Не отправляйте ваших первоклассников в свободное плавание». В ней я пишу о том, что воспитание ответственного и самостоятельного школьника не происходит по принципу «толкнуть с обрыва, пусть барахтается». Ответственный родитель одним глазом всегда видит и одним ухом слышит, что за знания и умения школьник приносит из школы. И аккуратненько направляет ребенка в сторону отработки этих навыков и применения знаний. Со школой у меня конкуренции нет. Учат там. Я лишь слежу за тем, чтобы знания падали на подготовленную почву. И потом всячески оберегаю хрупкие ростки, чтобы они прижились, «удобряю» настольными играми, книгами и заданиями из жизни.
Актуально это, конечно, не только для первого класса. Вся начальная школа - это время закладки фундамента знаний. Если нет крепкого фундамента, можно забыть о качественной постройке. Увы, приходящие к репетиторам девятиклассники, которые готовятся к ОГЭ, имеют провалы именно в курсе начальной школы - плохо считают в уме, не знают таблицу умножения, не понимают смысл прочитанного даже на родном языке - это сегодняшняя реальность. И ведь проблема не в экзамене, как таковом. Мы же не для этого учимся. Самые сложные задания нам выдает и будет выдавать реальная жизнь. Поэтому не стоит отпускать не только первоклассников, но и учеников второго, третьего, четвертого классов в свободное плавание ))
Итак, сегодня я хочу поговорить с вами о великом и могучем русском языке. О, сколько боли в том, что происходит сейчас в школе, и к каким результатам это приводит. Программа начальной школы существенно усложнилась даже за те пять лет, что прошли с момента обучения там старшего. А вот пишут дети все хуже и хуже. Потому что на отработку базовых правил правописания нет времени. Петр тут недавно читал отзывы на вайлдберрис и почти плакал. Не верил сначала, что такое пишут взрослые: «товар пришОл», «работает правЕльно» и прочие перлы. Тут не только детям, но и таким вот взрослым хочется посоветовать отличные игры, которые повышают грамотность. Сегодня на повестке дня - одна из них.
«Язык-мурзык» - отличная игра для третьего и четвертого классов. Дети разберутся с морфологическими свойствами существительных, глаголов и наречий, а заодно и правописание словарных слов выучат.
В игре - 144 двухсторонних карты с существительными, глаголами и наречиями, поле с вопросами и шпаргалка, в которую могут поглядывать ведущий и любой игрок, если забыли что-то про падежи, лица, спряжения и т.д.
Для игры нужно выложить 16 карт и лист с вопросами. Ведущий загадывает одно слово из шестнадцати, а игроки задают наводящие вопросы с листа, чтобы слово угадать. Например: это существительное женского рода/ единственного числа/ в именительном падеже/ подчеркнута буква «о»? За правильные ответы выдаются жетоны, за неправильные - забираются. Выиграет тот, у кого больше жетонов. Если ведущий что-то неправильно сказал, падежи перепутал, например, тоже теряет жетоны.
Когда играешь вдвоем, игра идет немного иначе, конечно. Есть ограничение, что не больше восьми вопросов за раунд задаётся, но второй человек - ведущий, он загадывает слово, поэтому тот, кто отгадывает, делает это до победного. Ну и мы как-то не интересовались жетонами, вдвоем это тоже лишено смысла. Игра увлекает сама по себе. В нашем случае мы смотрели, кто угадал слово, задав меньшее количество вопросов. Петя почти в каждом раунде угадывал с трех вопросов. Он меня обошёл.
Мы пока начали играть только с существительными (как и советуют). Петя ещё не проходили в школе спряжения глаголов, поэтому мы не можем брать другие разделы.
Игра прекрасная. Мы с Петей советуем! Вообще, игр, помогающих в освоении русского языка, у нас дома - больше всего. Русский - это Петин любимый школьный предмет вместе с литературой. Коллекцию пополняем постоянно, а вот обзоры делать я не успеваю. Сегодня играли в новую для нас игру «Образно говоря». Тоже - восторг, постараюсь рассказать и о ней.
О чем я писала в серии «Не отпускайте ваших первоклассников в свободное плавание»:
Обзор интересной игры по русскому языку:
Подборка про наши настолки: