Первая четверть позади. Петя каникулам рад - это возможность побыть всей семьей, выспаться и уделить время своим увлечениям. Но при этом Петя хочет в школу. И даже плакал по этому поводу. В принципе, это главный результат первой четверти. Человек всем сердцем полюбил школу, считает ее важной частью жизни, вовлечён в учебный процесс. Но даже если адаптация к первому классу успешно завершена, не время полностью отпустить ребёнка, потому что в этом возрасте очень легко просмотреть момент появления сложностей. А знания начальной школы - это база. Нет фундамента - не на чем будет укрепиться знаниям, получаемым позже.
При этом основная задача первого класса - научить ребёнка учиться. И самостоятельность здесь очень важна! То есть, с одной стороны мы должны предоставить ребёнку эту самостоятельность, с другой - это не должно означать полное отсутствие контроля с нашей стороны. Ох уж эти вечные поиски баланса!
Приучать детей к самостоятельной работе я начинаю задолго до школы. Вопросы? Помогу! Не получается? Обращайся! Отвечу на вопросы, ещё раз покажу, но делаешь сам, не я. С двух- - трёхлетками занимаемся сначала тем, что им нравится, что получается. Иначе не будет мотивации. Постепенно начинаем разбираться с тем, что не получается. Храню первые работы, чтобы показывать ребёнку, как далеко он продвинулся, так прогресс заметен. В итоге к школе дети подходят со сформированной привычкой ежедневно трудиться, прикладывать усилия к тому, что не получилось с первого раза. Домашние задания паники не вызывают.
Но наблюдать надо обязательно. Заглядывать в тетради. Проверять домашнюю работу. Учительница старшего сына объясняла нам на собрании, что в первом классе задания проверяем. Если нашли ошибку в работе по математике, можно просто указать на пример или задачу, ребёнок найдёт сам. А вот в русском лучше исправить то, что неправильно и попросить ребёнка написать и запомнить правильный вариант. Потому что ребёнок думает, что слово пишется именно так, как он его написал. Он уже напомнил неправильный вариант и найти ошибку не сможет!
Со второго класса я домашнее задание не проверяю. Если ребёнок не просит об обратном. Например, английский старший сын в начале просил проверять.
Но весь первый класс я в тетради заглядываю. Особенно интересно всегда посмотреть на работу в классе. Там же совсем иные условия. Для системы Жохова, по которой учится мой первоклассник, например, характерны очень быстрые темпы работы. Жохов считает, что задания в классе должны молниеносно меняться, чтобы дети не заскучали, но за счёт многократных повторений дети все усвоят. На уроке дети должны заполнить пробелы в числовых рядах, решить примеры, проверить неравенства, построить по линейке заданную фигуру, найти прямой угол в треугольнике, написать математический диктант. Уже в конце сентября наши первоклашки складывали двухзначные числа столбиком и решали 60 примеров за 5 минут. Тут и стало понятно, что теория - это одно, а практика - совсем другое. У каждого человека - свой темп работы.
Мой старший сын спокойно работал в заданном темпе, я была уверена, что все внимательные дети, умеющие работать, просто и быстро включаются в эти скорости. Сейчас я понимаю, что у Вити тоже не все уложилось в голове, потому что он долго путал, например, «в три раза больше» и «на три больше». Тогда я удивлялась, сейчас же догадалась, что просто не уложилось в голове это из-за скоростей.
А для Пети математика в классе сразу была слишком быстрой. При том, что дома все было спокойно, он не тратил на карточку по математике больше 10-15 минут, но на уроке он начинал торопиться и путать плюс с минусом, вместо 18 писать 8 в ответе и т.д. Или при решении примера столбиком он просто не там записывал цифры и от этого менялся результат. Конечно, Петя такой не один. У нас появились первые ушедшие из класса, пожелавшие вернуться к классической программе. Отношусь к этому совершенно нормально. Если ребёнок очевидно не тянет и чувствует себя неудачником каждый день, не хочет идти в школу, лучше уйти, пока не поздно, никаких успехов в постоянном стрессе не будет.
У Пети же отношение к школе было исключительно положительным, он с радостью шёл туда утром и возвращался вечером, перед сном взахлёб обсуждал, какие занятия и кружки будут завтра. После школы сразу сам садился за уроки, делал их не отвлекаясь. Ему лишь нужно было помочь нарастить скорости в счёте.
Как я это делала? Во-первых, подбадривала и хвалила за качественно выполненную домашнюю работу. Это - зона успеха. Во-вторых говорила, что быстро считать, сколько будет 5 плюс 9 рано или поздно учатся все здоровые люди. А те, кто прикладывают усилия, учатся этому скорее рано, чем поздно. И совсем скоро все будет хорошо, мы вместе над этим поработаем. В-третьих, каждый день давала дополнительные примеры (кроме субботы, когда мы ходим в музей или театр). В-четвёртых, на улице мы постоянно что-то интересное считали и повторяли таблицу устного счёта. В-пятых, нашла хорошие настольные игры на скоростной счёт, ведь Петя обожает настолки.
В итоге проблема решилась к середине октября. Человек начал считать быстро, вообще, полюбил счёт, считает сейчас все, что видит вокруг. Интересуется, сколько нулей в миллионе и миллиарде. Зачем-то пытается забраться в отрицательные числа, торможу, а то опять будет киш-миш в голове. Итоговую работу по математике написал в числе тех, кому понадобилось 15 минут, были ребята, кому не хватило урока. Если бы я ждала, пока все само наладится, Петя точно был в числе последних.
Проблемы первоклассника (если мы говорим о нормотипичных детях) легко решаемы, главное - не просмотреть их. И сложность ведь не в том, что кто-то медленно считает, плохо пишет или не понимает прочитанного. Если не усвоена база, на это проблемы липнут, как снежный ком. И падает самооценка. Быстро наклеиваются ярлыки «он у нас - не математик», «русский язык - это не мое», «дочка совершенно не способна к языкам», «не всем нужно высшее образование, нам бы девять классов вытянуть». Нет ничего такого, к чему был бы не способен первоклассник без особенностей! Не подрезайте детям крылья, и не позволяйте другим людям это делать! Иногда нужно просто пять минут вашего дополнительного внимания в день, чтобы человек поверил в себя! Школа - это здорово и интересно. И за первую четверть Петя научился очень важной вещи, теперь, когда он решает сложное задание, он проговаривает в слух: сложно - это не плохо, это значит, я развиваюсь!
P. S. Про пособия и игры, которые я использовала, чтобы помочь сыну, напишу отдельно. Иначе будет очень уж длинная статья
Про помощь первоклашке в адаптации к школе - в статье Помогаем первокласснику адаптироваться. 10 шагов навстречу школе