Найти в Дзене
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Тепловоз-ракетовоз ДМ62: дизель и холодильник

В предыдущей статье мы осмотрели первую половину бывшего тепловоза боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) – кабину и аппаратную камеру. Там же было немного рассказано об истории тепловоза – был в СССР сделан такой малыш для Венгрии, М62, поставлялся помимо Венгрии в Польшу, Германию и другие страны, а также в сам Союз:

Был и 2-секционный вариант, уже только для самого СССР:

-2

И даже 3-секционный:

-3

У кого-то может возникнуть вопрос: что, средняя секция, она же секция В – совсем безголовая? Не совсем, самостоятельно запускаться и маневрировать по депо она может, есть усечённая версия пульта и небольшое лобовое стекло, а по центру «лба» – дверь в другую секцию:

-4

Но в РВСН для работы с РТ-23 «Молодец», о котором была статья в январском номере журнала «Наука и техника», поступали односекционные тепловозы, отличающиеся от гражданских. Не спускаясь на пути, приступаем к осмотру самого опасного помещения – дизельного:

-5

Дизель тут установлен 12-цилиндровый V-образный 4-тактный 2Д49 производства Коломенского завода. Изначально стоял похожий, но 2-тактный 14Д40 также Коломзавода, монстр с двумя турбокомпрессорами и нагнетателем Рутс.

Серая бочка слева внизу – главный генератор ГП-312, он приводится от дизеля и при максимальных 850 об/мин вырабатывает до 1200 киловатт для питания двигателей. Жёлтый кожух над ним – ограждение вала привода вентилятора, небольшая красная электромашина – синхронный подвозбудитель (СПВ), а за ними – дизель.

Все эти агрегаты приводятся от дизеля, но если главный генератор приводится напрямую, то вентиляторы, СПВ и другие мелкие агрегаты – через сложный передний редуктор, он же привод распредвала, 69спч или просто 69-я группа:

-6

Агрегат с двумя красными рукоятками – предельный выключатель, отключает подачу и топлива, и воздуха при разносе дизеля. Как он закрывает воздух – сейчас увидим, а пока заглянем внутрь СПВ, ибо их остаётся всё меньше:

-7

Слева видна пара щёток, под которыми поблескивают контактные кольца (не коллектор, а именно кольца) – по ним ясно, что это синхронная машина. Впрочем, это ясно и из названия. Эта машина вырабатывает переменный ток для питания автоматики электропередачи – индуктивного датчика нагрузки дизеля, трансформаторов постоянного тока и напряжения, магнитного усилителя, всего того, о чём рассказано в статье «ТЭД-16»:

А на заднем конце дизеля установлен турбокомпрессор:

-8

Выхлопные газы от V-образного дизеля идут к турбине по двум охлаждаемым выпускным коллекторам, для охлаждения к ним и подводится вода, а после работы в турбине отводятся наверх. Турбина приводит компрессор. Воздух в компрессор идёт от кассеты воздухоочистки (КВО) по коробу воздуховода, также на компрессоре видна красная рукоятка взведения воздушной захлопки – она закрывает подачу воздуха в дизель при разносе.

Сама КВО стоит рядом на стенке кузова:

-9

От красного мотора, что внизу, приводится вентилятор откачки грязного воздуха из КВО. Дифманометр – жидкостный дифференциальный манометр давления в картере дизеля, зачем он нужен – подробно рассказано в третьей статье о реостатных испытаниях:

А в глубине снимка виден жёлтый вал привода вентилятора охлаждения дизеля:

-10

Радиаторные секции стоят по бортам и снаружи прикрыты жалюзи, а от дизельного помещения отгорожены щитами, стоящими «домиком». Под «крышей дома» установлен ГМР – гидромеханический редуктор, передающий момент от дизеля к стоящему под крышей огромному вентилятору. Почему гидромеханический? Потому что он не тупо передаёт обороты 1:1, в нём стоит гидромуфта переменного наполнения – можно почти 1:1, можно плавно уменьшить или вообще выключить. Как устроен гидротрансформатор – показано в статье о разрезке АКПП от Ауди:

Гидромуфта отличается от гидротранса отсутствием реактора.

Вид со стороны второй кабины:

-11

В проходе вдоль правого борта – так называемый корабельный щиток с манометрами:

-12

По нему можно увидеть засорённость фильтров (если большая разница давлений до и после фильтра) и сверить показания с электроманометрами давления масла, что в кабинах.

Рядом под поликом на маслопроводе на маслофильтру (бочонок слева) – три коробочки реле температуры, они управляют жалюзи холодильника и сбрасывают нагрузку (выключают возбуждение генератора) при перегреве масла:

-13

Фильтр, увы, немецкий, зато сразу и грубой, и тонкой очистки. На переднем конце дизеля справа стоит регулятор оборотов (показан зелёной стрелкой), вдалеке под крышей – пожарные пенообразователи:

-14

Между ними в крыше – вентилятор кузова:

-15

Под ними – две серых улитки вентиляторов с воздуховодами (охлаждение главного генератора и двигателей передней тележки), а между жёлтыми кожухами валов привода вентиляторов – двухмашинный агрегат. Он вырабатывает 75 вольт для питания цепей управления и регулируемое напряжение возбуждения генератора.

Пора во вторую кабину:

-16

Там всё как в первой:

-17

Куда-то подевался кожух контроллера, видны кулачковые элементы и бурый вал между ними:

-18

Как устроены кулачковые аппараты – в статье «ТЭД-3»:

Блок индикации комплекса КЛУБ-У, произведённый на недалеко стоящем Ижевском радиозаводе – совсем новый, ещё недавно тепловоз ходил со старым скоростемером:

-19

В лючке в пульте помощника – клапан автостопа ЭПК-150:

-20

Что за валенок-конструктор его туда засунул, не предусмотрев никакой рукоятки для быстрого снятия, если нужно выключить ЭПК при сбоях?

-21

Быстрее будет нырнуть под пульт и повернуть ключ, дотянувшись снизу:

-22

Рядом с ЭПК стоит белая коробка КОН – контроля отключения несанкционированного, он не даст ехать дольше 12 секунд с выключенным ЭПК. О приборах безопасности – скоростемере, КЛУБ-У, ЭПК – в отдельной статье:

А возле БИЛ-В – пара сигнальных ламп и переключатели буферных фонарей:

-23

Вот и всё о ракетном тепловозе. В февральском номере «Науки и техники» выйдет моя статья об электропередачах тепловозов, в мартовском – об асинхронном приводе. А на канале сегодня вышли ролик о Жигулёвском море и видео полётов над русскими полями!

По случаю надвигающегося дня рождения я заказал в Центрмаге пополнение своей библиотеки:

-24

Центрмаг сделал мне скидку, если у вас есть желание тоже помочь мне с подарком – то вот номер карты Сбера:

4276 5400 1933 6647
Иван Степанович В.

Трое человек уже отозвались, за что им огромная благодарность, а если каждый из двух с половиной тысяч активных подписчиков поделится со мной мельхиоровой пятирублёвой монетой – то хватит ещё и на доставку! На первом локомотиве из списка – 2ТЭ25К «Пересвет» – мне довелось немного поработать, после завершения цикла «ТЭД», в котором будут 33 статьи, я начну цикл статей по сериям локомотивов, и начну именно со 116-го семейства – 2ТЭ116, 2ТЭ116У, 2ТЭ25К, 2ТЭ25КМ, чередуя их с чешскими электровозами. «Пересвет», малочисленная тёмная лошадка, в интернете почти не представлен, хотя тепловоз весьма оригинальный.

Чтобы не потеряться при случайной отписке или проблемами с платформой – есть наш коллективный Телеграм-канал «Всё, что движется»:

Всё, что движется

А через несколько дней выйдет очередное, третье видео про Ту-154 – вторая часть о закрылках.

—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—

Общее оглавление канала

-25