Найти в Дзене
История транспорта

Про аэропорт Гудаута

Два года назад я начал серию статей про аэропорты, закрытые ещё в советскую эпоху. Сегодня пойдёт речь про аэропорт Гудаута. Расположенный в Грузинской ССР, он находился на Черноморском побережье, между аэропортами Адлер и Сухуми: от Адлера до Гудауты 69 километров, от Сухуми до Гудауты – 44 километра. Выгодное положение позволяло разгрузить в пиковый сезон эти два узла, а также доставить пассажиров ближе к месту их отдыха: в округе было много пансионатов, санаториев, пионерских лагерей и просто известных мест отдыха.

В поисках фотоматериала к данной статье, я забрёл на страничку в Википедии, посвященную аэропорту Гудаута, и понял, что о нём широкой публике неизвестно почти ничего. А имеющаяся информация во многом неверна.

Аэропорт в Гудауте был пятым по счёту в Грузинской ССР, способным принимать воздушные суда I и II классов. Это очень высокий показатель, особенно если представить размеры территории Грузии. Четырёхбуквенный код аэропорта – УГСГ.

Военный аэродром Бомбора (в другой транскрипции – Бамбора) в посёлке Гудаута был построен в 30-е годы ХХ века. Во время Великой Отечественной войны, с 4 августа 1942 года на нём базировался Пятый гвардейский минно-торпедный авиационный полк, вооружённый самолётами Ил-4Т. С конца января 1944 г. полк перебазировался в район Мелитополя. С 1 сентября 1951 года на аэродроме Бомбора базировался 171-й Краснознамённый Тульский истребительный авиационный полк. К началу шестидесятых годов на вооружении полка стояли самолёты МиГ-17.

Решение о передаче части аэродромной инфраструктуры в ведение ГУ ГВФ СССР для пассажирских перевозок было принято в 1963 году. К тому времени ВПП аэродрома была удлинена примерно до 2150 м (точных данных о длине ВПП в этот период нет, расчёт производился по космоснимку, сделанному 29.09.1965 г.), что позволяло принимать воздушные суда типа Ан-10, Ан-12, Ил-18, Ту-124 и классом ниже. А 10 июня 1964 года из московского аэропорта Быково состоялся первый пассажирский рейс в Гудауту. Он выполнялся на новейшем в те годы самолёте Ан-24 с двумя промежуточными посадками в Курске и Донецке. Время в пути составляло 5 часов 55 минут.

Расписание первого пассажирского рейса из Москвы в Гудауту, лето 1964 г. Из моей коллекции
Расписание первого пассажирского рейса из Москвы в Гудауту, лето 1964 г. Из моей коллекции

На следующий день был введён второй рейс Москва – Гудаута с посадками в Туле и в Донецке. Таким образом, воздушное сообщение между Москвой и этим курортом стало ежедневным.

Рейсы 1087 и 1089 выполнялись в течение летней навигации и к зиме были отменены.

Трафик в летнюю навигацию в Гудауте в следующем, 1965 году, стал больше и разнообразнее. В расписании появились рейсы 1503 Свердловск – Волгоград – Гудаута и 3933 Ленинград – Гудаута на Ил-18. Рейсов же в Москву стало шесть! Все ежедневные, все на Ил-18. При этом пять рейсов выполнялись из Внуково и один из Шереметьево.

Летняя навигация 1966 года стала для гудаутского аэропорта пиковым за всю историю пассажирского авиасообщения. Летом 1966 года были введены следующие рейсы:

На Ан-24

1345/1346 Тула – Донецк – Гудаута

1365/1366 Тамбов – Ростов – Гудаута

1393/1394 Курск – Донецк – Гудаута

2181/2182 Пенза – Волгоград – Минеральные Воды – Гудаута.

На Ил-14

2995/2996 Ереван – Гудаута – Краснодар – Днепропетровск

На Ил-18

633/634, 635/636, 637/638, 639/640, 641/642, 643/644 Внуково – Гудаута

1503/1504 Свердловск – Волгоград – Гудаута

1591/1592 Тюмень – Свердловск – Минеральные Воды – Гудаута

3933/3934 Ленинград – Гудаута

На Ту-124

2031/2032 Казань – Волгоград – Гудаута

3627/3628 Вильнюс – Киев – Гудаута

В 1967 году число пассажирских рейсов в Гудауту было значительно сокращено. В расписании остались рейсы 633, 635, 637, 639, 1509, 1591, 2031 и 2181. А, начиная с 15 ноября 1967 года ни один пассажирский лайнер больше не поднялся в гудаутское небо.

Возможно, закрытие Бомборы для пассажирских перевозок связано с перевооружением 171-го иап, как раз в 1967 году, на Як-28П – в те годы секретный самолёт. Возможно, просто Минобороны решило, чтобы «гражданские» не мешались под ногами. К тому же во второй половине шестидесятых годов в регионе участились попытки угонов самолётов за границу.

На Авиафоруме, здесь: https://aviaforum.ru/threads/starye-raspisanija-uvazhaemomu-tipu-i-prochim-interessantam.5250/page-143#post-2881121

есть воспоминания пассажира, как он вылетал летом 1967 года из Гудауты в Москву на Ил-18. Вот они, в небольшом сокращении (оригинал находится по ссылке выше):

И вот, перед вылетом мы поехали с матушкой в Гудауту. Там для вылетающих пассажиров был сделан аэровокзал - стеклянный павильон, недалеко от автовокзала… …И вот, после долгих мучений в этом жарком павильоне, наконец подъезжает автобус ПАЗ – кто на посадку в Москву, садитесь. Сели в автобус. Водитель (или сопровождающий – не помню) говорит строго: шторки окон не открывать, запрещено. Поехали. Одна остановка, вторая, какие-то КПП. Ну мы же дети, конечно стали подглядывать за шторки. Чётко помню, стоит шеренга зачехлённых Як-25 (27, 28, не буду врать), потом резкий разворот вправо, и снова шеренга зачехлённых Як-ов. Смотря на новые карты аэродрома, вижу, где они стояли, наверное, и потом там ставили Су-15 и Су-27... Автобус останавливается на небольшой площадке (она и до сих пор видна на спутниковых картах).

От КПП (военный городок справа примерно посередине ВПП) автобус повернул влево (вниз) и ехал то ли по самой ВПП, то ли рядом с ней. Стоянка Як-25 (27,28) была справа, на коротком нижнем отрезке (внутри контура аэродрома), а потом на длинном (левом) отрезке (тоже внутри контура аэродрома). Ну вот как назло пытался найти снимок со спутника в ретромэпс, но не нашёл, где эту стоянку хорошо видно. Там, на левой вертикальной рулёжке, (которая ближе к морю), слева, примерно посередине длины была сделана бетонная стоянка, именно под гражданские борта. Помещались два самолёта, хвостами к морю. Как их туда заталкивали не знаю, скорее буксировщиком. Оба (Ил-18 и Ту-104/124) стояли килями к морю. Соседний борт запустился и вырулил самостоятельно, ну и мы (Ил-18) тоже сами потом запускались и выруливали.

Стоит наш Ил-18 в Москву хвостом к морю, и справа от него ещё один борт... …напрягая память, думаю, что это всё-таки был Ту-124, запомнились почему-то не только синяя полоса на верхушке киля, но и (?) синие полосы на концах крыльев (сам удивляюсь, неужели на Ту-124 была такая ливрея?). Соседний борт через час-два запустил двигатели и улетел. А мы? Мы стоим. Наш Ил-18 и прилетел позже часа на 2-3 от расписания, так и улетать в Москву не торопился. Это был похоже Ил-18Б, хвостового салона в нём не было. Я сидел у окна чуть сзади крыла справа, на тройном блоке кресел. С братом и матушкой, сзади - моя тётя с сыном. Запускаем двигатели - третий двигатель не заводится. Техники идут смотреть, открывают капот, копаются в недрах трубок и агрегатов, стучат чем-то по чему-то, как положено в России. Закрывают капоты. Запуск. Третий опять не заводится. В салоне душно, жарко. Стюардесса позволяет нам выйти в тамбур подышать перед открытой дверью. Начало июля, запах с моря. Темнеет... Всё это врезалось в память, как будто вчера было... Запуск снова не получается, пассажиры сидят в креслах, страдают от жары и духоты. Наконец в 11-м часу вечера третий с четвертой или пятой попытки заводится. Выруливаем. Взлёт приятный, полёт тоже. Леденцы от бортпроводницы - всё для детей. "Буратино" не берём - только минералку! Посадка. Два часа ночи. Почти пустой зал второго, нового павильона Внуково... 1967 год.

Звезда курортного аэропорта, ярко блеснув на небосклоне, также быстро и закатилась.

В заключении – несколько более современных фотографий аэродрома Бомбора – 80-х – 90-х годов, взятых мною из Интернета. К сожалению, фотосъёмка в Бомборе в 1964 – 1967 гг. была запрещена, и пока что неизвестно ни одного кадра того периода. Источники фото: aviaforum.ru, pastvu.com

Аэродром Бамбора, вид с воздуха, сентябрь 2008 г.
Аэродром Бамбора, вид с воздуха, сентябрь 2008 г.
Заход  на посадку на аэродром Бомбора
Заход на посадку на аэродром Бомбора
Панорама лётного поля аэродрома
Панорама лётного поля аэродрома

Предыдущие статьи на тему:

Про старый Красноярский аэропорт

Про старый Воронежский аэропорт

Про старый Казанский аэропорт

Кто помнит аэропорт в Кисловодске?

Кто помнит аэропорт в Новороссийске?

Спасибо за внимание