Сын гравировщика изделий из стекла, Герард, или Геррит, Доу (1613-1675) сначала научился расписывать стекло, а уже после стал первым учеником Рембрандта и пробовал работать с красками. Как признанный художник он стал узнаваемым и востребованным благодаря небольшим, тщательно продуманным жанровым картинам, зачастую передающим драматическое освещение.
Герард Доу особенно славился кьяроскуро (разновидность цветной ксилографии, гравюры на дереве, в которой печать производится последовательно с нескольких «досок»), которое использовал при работе над сюжетами со свечами и над обманками, продававшимися по высоким ценам. Им очень восхищались и при жизни, и в следующем веке - гораздо больше, чем остальными художниками. В 1648 году он стал одним из основателей лейденской гильдии Святого Луки. Несмотря на приглашения на работу к королевским дворам в другие страны, в том числе к королю Англии Карлу ІІ, он не оставил своего родного Лейдена до конца жизни.
Лейденские финшильдеры
К лейденским финшильдерам относились живописцы голландского Золотого века, которые жили и работали в Лейдене с 1690 по 1710 год. Они были мастерами искусства создания художественных иллюзий. Название отсылает к определенному типу малоформатной живописи с невероятно точной передачей текстур и деталей, а также сильными тональными контрастами. Они из первых и самым ярким из лейденских финшильдеров был Герард Доу.
Затейливые детали
Доу выработал дотошный художественный стиль, начало которому было положено в ранней подготовке в витражной мастерской отца, а позже - в мастерской выдающегося печатника и художника по стеклу Питера Кувенхорна (1599-1654), а также в некоторой дополнительной подготовке, полученной в лейденской гильдии стекольщиков, после чего попадает в мастерскую Рембрандта.
Он научил Доу целому ряду навыков: черчению, применению выразительных световых и цветовых эффектов, использованию импасто и созданию необычных композиций. Доу оставался в мастерской Рембрандта около трех лет до тех пор, пока Рембрандт не переехал в Амстердам в 1631 или 1632 году. Сразу после этого творчество Доу теряет следы влияния Рембрандта: в работах Герард начинает прослеживаться более утонченный самобытный стиль с использованием палитры холодных оттенков, аккуратной прорисовкой мельчайших деталей и мягким нанесением глянцевой краски.
Он становится невероятно разборчив в материалах и условиях труда, начинает использовать кисти собственного производства и увеличительное стекло для наиболее точного отражения на полотне конкретных деталей. В 1637 году немецкий художник и историк искусства Иоахим фон Зандрарт (1606-1688) посетил его мастерскую и доложил, что Доу так много времени тратил на то, чтобы прорисовать замысловатые детали, что прорисовка одной только кисти руки могла занять пять дней. Фон Зандрарт также высоко оценил и другие аспекты стиля Дау, включая скрупулезность, с какой он работал над изображением метлы размером с ноготь.
Доу приобрел известность во многом благодаря картинам с изображением домашних интерьеров, в композиции которых вписывался либо один человек, либо пара, окруженная книгами, музыкальными инструментами или домашней утварью. Во многие работы он включал детализированные натюрморты, например кухонные столы, заставленные овощами, мясом птицы и посудой. После 1650 года он прославился ночными сценами с выразительным освещением.
Сначала он писал портреты, но объем заказов постепенно снижался, поскольку он очень долго их писал. Картины Доу были небольшими. Как правило, он писал маслом по дереву и убирал готовые работы в специально изготовленные и украшенные футляры. Одним из его характерных приемов было изображение рамы на самой картине - в итоге получалась рама в раме: домашние интерьеры, окаймленные раскрашенным окном, драпирующейся занавеской или арочным каменным проемом.
Обеспеченный и признанный
Доу пользовался уважением на протяжении всей жизни и стал одним из самых высокооплачиваемых художников в Нидерландах. Среди влиятельных международных покровителей были Карл II, король Англии, королева Швеции Кристина Августа, и, возможно, Козимо III Медичи (1642-1723).
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: