Найти в Дзене

Шаманизм на экране: Как «Проклятие “Зов могилы”» исследует древнейшую корейскую религию

Оглавление

Премьера фильма «Проклятие “Зов могилы”» состоялась в феврале 2024 на 74-м Международном кинофестивале в Берлине. До российского проката картина дошла немного позднее, но суть её от этого не изменилась. Этот проект – уникальное сочетание глубокого погружения в религиозные традиции Кореи вкупе с напряжённостью эталонных фильмов ужасов. Обсудим, как мистическая драма стала наглядным путеводителем по ритуалам корейского шаманизма и сумела дать рядовому зрителю представление о том, как тесно древние верования переплетены с современной жизнью.

Главное о корейском шаманизме

Источник: https://disgustingmen.com
Источник: https://disgustingmen.com

На эту тему мы когда-то выпускали отдельный обзорный материал, ознакомиться с ним можно здесь. Сегодня же давайте вспомним самое главное!

Шаманизм, или же его наиболее часто используемая форма в корейском языке «мусок» (무석) – одна из древнейших религиозных систем Кореи. Шаманы здесь выступают в роли посредников между миром людей и миром духов, используя в качестве главного метода своих трансцендентных контактов различные ритуалы. Они могут включать в себя пение, танцы, использование музыкальных инструментов или специальных символических предметов, от колокольчиков до мечей.

И хотя сегодня шаманизм вряд ли можно назвать популярной религией, спрос на него у корейского общества всё ещё остаётся. В городах можно найти так называемые «сачжу-кафе» (사주 카페) – кафе-гадальни и даже целые гадальные дома. Туда заходят как обычные люди, так и высокопоставленные лица, нуждающиеся в совете при решении тяжёлых проблем. Так например, Мин Хе Джин, бывший генеральный директор лейбла звукозаписи ADOR (дочерней компании Hybe Corporation) была замечена на консультации с шаманом во время скандала вокруг группы NewJeans. А на вопросы журналистов относительно своего визита ответила лишь: Разве вы, ребята, не делаете то же самое?

Мин Хе Джин (слева), общее фото участниц группы NewJeans (справа). Источник: https://www.allkpop.com
Мин Хе Джин (слева), общее фото участниц группы NewJeans (справа). Источник: https://www.allkpop.com

О чём же фильм?

Источник: https://avatars.mds.yandex.net
Источник: https://avatars.mds.yandex.net

По сюжету, известную в узких кругах молодую шаманку Хва Рим (Ким Го Ын) и её протеже Бон Гиля (Ли До Хён) нанимает богатая американо-корейская семья, чтобы выявить причину загадочной болезни новорожденного сына. Хва Рим видит, что на малыше лежит проклятие под названием «зов могилы» – дух предка по необъяснимой причине жаждет мести и не оставляет мальчика в покое. Чтобы изгнать духа, требуется перенести могилу этого предка в другое место. Для этого Хва Рим привлекает старого друга и по совместительству мастера фэн-шуя Ким Сан Дока (Чхве Мин Сик), а так же гробовщика Ён Гына (Ю Хэ Джин). Ну и, конечно, по закону жанра, изначально стройный план по спасению ребёнка начинает рушиться. Шаманка и её помощники оказываются втянуты в более серьёзные потусторонние проблемы, с которыми им предстоит справиться.

Можно ли верить изображению шаманизма в фильме?

Чан Джэ Хён, режиссёр картины, уже давно известен в индустрии своими проектами мистической направленности («Чёрные священники», «Сваха»). Опыт работы с сюжетами подобной тематики определённо прослеживается и в «Проклятии». Картина имеет не только высокую кинематографическую ценность, но и искусно оперирует особенностями культурного и исторического бэкграунда шаманизма. Конечно, как и в любом массовом проекте, стремление к достоверности иногда уступает желанию создать запоминающийся и яркий фильм. Однако, даже несмотря на это, Чан Джэ Хён крайне осторожно обращается с религиозным наследием Кореи.

Разберём несколько самых запоминающихся составляющих картины.

Одна за всех: Ким Го Ын

Источник: https://avatars.mds.yandex.net
Источник: https://avatars.mds.yandex.net

Корейский шаманизм – религия матриархальная. Это значит, что главенствующую роль здесь исполняют женщины. Немногочисленные шаманы-мужчины во время исполнения некоторых ритуалов даже надевают женское платье, так как считается, что духи согласятся войти в контакт только с женщиной. Так что вполне логично и аутентично, что главную роль в картине исполнила именно представительница прекрасного пола. А если точнее, любимица корейской публики – Ким Го Ын, известная многим по сериалу «Гоблин» или полнометражному фильмы «Ын-гё».

За роль шаманки Хва Рим актриса была удостоена звания «Лучшей актрисы» на 60-й церемонии вручения премии «Пэксан». И вполне заслуженно. В рамках пресс-тура «Проклятия» Го Ын поделилась, что для лучшего погружения в роль она много общалась с настоящими корейскими шаманами, изучая как особенности их повседневной жизни, так и религиозных практик. Во время съёмки одной из ключевых сцен фильма – призвания души (традиционный обряд под названием «гут», 굿), она непрерывно находилась на связи с шаманами-наставниками. Достоверность ритуала была важна настолько, что согласовывались даже движения рук и интонации при чтении священных текстов. Ким Го Ын признавалась, что переживала, получится ли у неё правильно изобразить ритуальный процесс. Но в момент съёмок всё показалось ей настолько реалистичным, что переживания поменяли направление – актриса начала беспокоиться, не вселится ли в неё какой-нибудь дух.

Мистические татуировки

Источник: https://avatars.mds.yandex.net
Источник: https://avatars.mds.yandex.net

Яркой деталью фильма стали иероглифические нательные рисунки. В начале фильма их постоянно носит в качестве татуировок лишь один персонаж – протеже шаманки, Бон Гиль. Однако, на момент финальной битвы ими оказываются покрыты уже все ключевые герои картины.

Источник: https://avatars.mds.yandex.net
Источник: https://avatars.mds.yandex.net

На самом деле, рисунки представляют собой нечто большее, чем просто набор случайных иероглифов. Это буддистская сутра, по сути – молитвослов. Нанесение его частей на кожу призвано обезопасить человека от негативного воздействия как со стороны людей, так и злых потусторонних духов. Однако, корейские шаманы довольно редко интегрируют такую практику даже во время ритуальных обрядов. Поэтому можно предположить, что режиссёр использовал эту деталь скорее в качестве запоминающегося визуального атрибута, нежели отдавал дань шаманской традиции.

Становление шамана

В фильме, пускай и вскользь, но очень точно рассказывается о том, каким образом обычный человек способен стать шаманом.

Считается, что обрести такую силу возможно лишь двумя способами: получив её по наследству или через «шаманскую болезнь». Она способна проявиться в любой момент и выражается через физическое или психическое недомогание, которое невозможно вылечить средствами традиционной медицины. Если человек принимает зов духов и проходит ритуал посвящения, болезнь исчезает. В противном случае, симптомы усиливаются. Они вполне могут прекратиться так же быстро, как начались, но могут и привести к летальному исходу.

Источник: https://avatars.mds.yandex.net
Источник: https://avatars.mds.yandex.net

В фильме этот процесс раскрывается через историю Бон Гиля. Из рассказа главной шаманки Хва Рим зритель узнает, что «духи выбрали юношу, когда он играл в бейсбол», то есть в максимально неожиданный для него момент. В результате от него отреклась вся семья и, оставшись без поддержки близких, он решил обратиться к наставнице. Она же в свою очередь пыталась отговорить его становиться шаманом. И с точки зрения реалистичности истории это крайне важная деталь.

Всё потому, что, несмотря на внешнюю привлекательность (которая становится особенно утрированной в границах киномира), настоящие шаманы подвергались и продолжают подвергаться в Корее сильной стигматизации. Традиционно люди, ставшие шаманами, уходили из своих общин и существовали в одиночестве, отвергнутые обществом. К ним приходили за советом и помощью, но на бытовом уровне их опасались и держались от них на расстоянии. Желание наставницы уберечь Бон Гиля от такой судьбы лишь подчёркивает угнетенное положение шаманов в реальном мире.

Вывод

Вот так «Проклятие “Зов могилы”» умело балансирует между мистикой и культурным наследием, раскрывая шаманизм как часть корейской идентичности. Это не просто рядовой оккультный хоррор, а целое исследование на тему того, как древние верования переплетаются с современной жизнью. И напоминание о том, что духи прошлого не исчезают – они просто находят новые способы быть услышанными.

Автор статьи – Белоусенко Ира

Редактура - Брокер Анастасия, волонтёр-лидер

Читайте также: