Найти в Дзене

От режиссёра "Паразитов": как Пон Джун Хо создаёт качественное кино

Пон Джун Хо родился в 1969 году в Тэгу. Обладатель четырёх премий Оскар, он не только режиссёр, но ещё и сценарист и продюсер. Практически всего его работы входят в список самых кассовых южнокорейских фильмов, а "Паразиты" занимают в нём первое место. В 2017 году Пон был включен в список 25 лучших кинорежиссёров XXI века по версии Metacritic (онлайн-агрегатора рейтингов культурных продуктов). Пон Джун Хо можно охарактеризовать как "кинематографического социолога", чьи фильмы погружены в конкретные социальные реалии как корейского, так и мирового сообщества в целом. Его фильмы о жизни отдельных людей, но они все актуальны в более широком социальном, политическом и экономическом контексте. Работы Джун Хо можно назвать исследованием социальных проблем и их влияния на жизнь простых корейцев. У всех фильмов Пон Джун Хо есть общие характеристики, которые образуют кинематографический язык режиссёра. Фильмы реалистичны как тематически, так и визуально: независимо от того, происходит ли действи
Оглавление

О режиссёре

Пон Джун Хо родился в 1969 году в Тэгу. Обладатель четырёх премий Оскар, он не только режиссёр, но ещё и сценарист и продюсер. Практически всего его работы входят в список самых кассовых южнокорейских фильмов, а "Паразиты" занимают в нём первое место. В 2017 году Пон был включен в список 25 лучших кинорежиссёров XXI века по версии Metacritic (онлайн-агрегатора рейтингов культурных продуктов).

Пон Джун Хо можно охарактеризовать как "кинематографического социолога", чьи фильмы погружены в конкретные социальные реалии как корейского, так и мирового сообщества в целом. Его фильмы о жизни отдельных людей, но они все актуальны в более широком социальном, политическом и экономическом контексте. Работы Джун Хо можно назвать исследованием социальных проблем и их влияния на жизнь простых корейцев.

Источник: https://s.yimg.com
Источник: https://s.yimg.com

Кинематографический язык

У всех фильмов Пон Джун Хо есть общие характеристики, которые образуют кинематографический язык режиссёра. Фильмы реалистичны как тематически, так и визуально: независимо от того, происходит ли действие в Южной Корее или в воображаемом пространстве, истории основаны на реалиях мира и затрагивают проблемы, влияющие на повседневную жизнь. И эти истории всегда рассказываются с точки зрения обычных людей.

Для режиссёра "Корейскость" ("Koreanness") заключается не в традиционной корейской культуре, а, по его собственным словам, в абсурдности (пуджори) в повседневной жизни. Моменты "пуджори" — это визуальные моменты веселья. Эти комические моменты, снимая напряжение, накопившееся ближе к кульминации, эффективно усиливают ощущение абсурдности ситуации, представленной на экране. В фильмах Джун Хо социальные пуджори являются результатом распространенных недостатков современного корейского общества.

Фильмы "Воспоминания об убийстве" и "Сквозь снег" наравне с "Паразитами" показывают зрителю современное общество таким, какое оно есть.

Источник: https://static.kino.1tv.ru
Источник: https://static.kino.1tv.ru

"Воспоминания об убийстве"

Криминальный триллер, основанный на реальном нераскрытом деле о серийном убийце в Южной Корее. Действие фильма разворачивается в 1986 году и рассказывает о двух сельских детективах и специальном детективе из Сеула, которые отчаянно пытаются поймать серийного убийцу, погрузившего тихий сельский городок в хаос и страх. На тот момент убийца не был известен, но в 2019 его вычислили — Ли Чун Чжэ (Хвасонский убийца). Фильм не только вернул забытое прошлое, но и оживил его — была подписана петиция о продлении срока давности и новом расследовании убийств.

Нарратив неудач

Главным нарушением жанровых принципов детектива является отсутствие счастливого конца. Так как на момент съёмок имя Хвасонского убийцы было неизвестно, то и в фильме детективы терпят неудачу. Джун Хо в этой истории интересует не процесс расследования, а почему он провалился. Поэтому движущей силой повествования являются не следственные процедуры и прогресс, а растущее разочарование детективов собственной некомпетентностью и беспомощностью в попытках поймать убийцу.

Источник: https://img-s-msn-com.akamaized.net
Источник: https://img-s-msn-com.akamaized.net

Исторический контекст

Действие фильма развивается в 1980-х годах, во время военной диктатуры, когда происходит массовое убийство в Кванджу из-за восстания против режима. Мрачная и гнетущая атмосфера десятилетия хорошо показана в фильме с помощью цветокоррекции, а также съёмки с точки зрения убийцы. Эти кадры заимствованы из фильмов-слэшеров и создают напряжённую атмосферу, показывая 1980-е как эпоху ужаса.

Источник: https://avatars.mds.yandex.net
Источник: https://avatars.mds.yandex.net

Фильм с самого начала пропитан национальной тревогой. "Воспоминания об убийстве" начинаются с пролога, который представляет, казалось бы, идиллический образ корейской сельской местности: золотистое рисовое поле, ясное голубое небо, играющие на поле дети. Золотое рисовое поле — традиционный образ мира и процветания в Корее. Однако под этим идеальным изображением скрывается труп жертвы, первой из многих. Эта жертва служит зловещим признаком надвигающегося кризиса.

В этом фильме Пон Джун Хо обращает внимание на бедственное положение людей, на социальную несправедливость и неспособность правительства решить проблемы в стране. Эти проблемы актуальны не только для Южной Кореи.

Источник: https://media.kg-portal.ru
Источник: https://media.kg-portal.ru

"Сквозь снег"

"Сквозь снег" — первый англоязычный фильм режиссёра, а также его первый полнометражный фильм, действие которого происходит за пределами Кореи. Это постапокалиптический научно-фантастический боевик, снятый по мотивам французского графического романа "Le Transperceneige".

Действие фильма происходит в движущемся поезде после того, как земля вступила в новый ледниковый период из-за провала попыток остановить глобальное потепление. Поезд, приводимый в движение "вечным двигателем", представляет собой утопический Ноев ковчег, в котором живут последние выжившие представители человечества. Общество внутри поезда тоталитарно, и поезд разделен на две секции по классам: хвостовую и переднюю. "Несчастные земли" занимают хвостовую часть, а богатые живут в передней части. В фильме рассказывается о восстании "хвостовых", возглавляемом молодым лидером по имени Кертис.

Источник: https://m.media-amazon.com
Источник: https://m.media-amazon.com

Пространство

Пон Джун Хо делает знакомое пространство поезда незнакомым, наделяя его новыми смыслами. Это не просто средство передвижение, это наш мир на колёсах. По мере нарастания драматизма, вагоны становятся всё более абсурдно шикарными, а главные герои в таких помещениях выглядят как инородные тела. Одновременно с этим, мы узнаем, что вся экосистема поезда находится на грани разрушения, а его население под угрозой гибели. Поезд — это тоже герой фильма, который помогает режиссёру донести свою мысль.

Источник: https://www.cinemastance.com
Источник: https://www.cinemastance.com

Глобальные проблемы

В этом фильме Пон Джун Хо говорит со зрителями на значимые для всего мира проблемы. В первую очередь, это глобальное потепление, которое является сюжетной предпосылкой "Сквозь снег". Также критикуется увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными, с помощью изображения мира, в котором условия жизни "имущих" в передней части поезда и "неимущих" в хвостовой части заметно отличаются. А первопричиной этой проблемы выступает глобальный капитализм.

Не менее важными являются и поднимаемые политические вопросы. Джун Хо вновь делает акцент на социальной несправедливости и показывает, чем опасно тоталитарные режимы, представленные в виде корпорации "Уилфорд Индастриз".

Источник: https://www.nashe.ru
Источник: https://www.nashe.ru

Выводы

Работы Пон Джун Хо имели успех как на корейском, так и на глобальном рынке. Это связано в том числе с тем, что он адаптирует "традиционные" голливудские жанры под культуру и историю своей страны. Хотя фильмы Джун Хо показывают корейские реалии, лежащие в их основе социальные, экономические и политические проблемы актуальны для всего мира. Поэтому его кино одновременно национально специфично и универсально привлекательно.

Источники:

Lee N. (2020) The Films of Bong Joon Ho. / Rutgers University Press.

Автор статьи - Фролова Александра, резидент МДКМ

Редактура - Брокер Анастасия, волонтёр-лидер

Читайте также: