Корейский кинематограф, вопреки прочной ассоциации с романтическими историями из-за мирового успеха дорам, давно славится умением поднимать острые социальные вопросы. Прогремевший когда-то на Каннском кинофестивале «Олдбой» Пак Чхан Ука, а недавно и «Паразиты» Пон Джун Хо доказали, что искусство может и будет катализатором общественных перемен. Одним произведений схожего толка стало чуть менее известное, но не менее важное «Суровое испытание» («도가니») 2011 года. Фильм стал для корейских зрителей настоящим потрясением – художественной мысли удалось запустить общественную дискуссию в реальном мире.
О чём фильм?
Картина рассказывает историю молодого учителя Кан Ин Хо (Гон Ю), который устраивается на работу в школу для глухонемых детей в городе Кванджу. Всё сильнее погружаясь в учительскую рутину, он обнаруживает, что ученики подвергаются жестокому насилию со стороны администрации. Тогда, вместе с правозащитницей Со Ю Чжин (Чон Ю Ми) он начинает борьбу за справедливость, сталкиваясь с сопротивлением системы.
История создания
Сюжет основан на романе Кон Чжи Ён, который описывает реальные события начала 2000-х годов. Тогда в школе для слабослышащих произошло более десятка случаев насилия над детьми, которые долгие годы оставались скрытыми из-за коррупции и бездействия властей.
Актёр Гон Ю, исполнивший в фильме главную роль, прочитал роман будучи на службе в армии. По возвращении домой он посоветовал его для экранизации руководителю своего агентства. Сформировать съёмочную группу было непросто, так как сюжет картины построен вокруг реального и шокирующего инцидента, не свойственного для открытого обсуждения массовому корейскому кино того времени. Найденный для проекта режиссёр, Хван Дон Хёк, позже делился, что сильно сомневался, стоит ли ему возглавлять проект из-за неоднозначности темы. Однако, чувство гражданского долга перевесило страх возможной критики. Результат же не заставил себя долго ждать – фильм вошёл в список «Топ-10 хитов Кореи» 2011 года.
Как фильм изменил законодательство
Тем не менее, восторженные отзывы критиков и зрителей это далеко не самое главное достижение картины. Дело в том, что благодаря невероятной популярности фильма, дело о насилии в школе было открыто вновь и начался новый виток расследований. В результате была доказана вина нескольких учителей, которым когда-то удалось избежать наказания. Но ещё важнее то, что в октябре 2011 Национальным собранием Кореи был одобрен новый закон, получивший название «Закон Тогани». Согласно ему, больше не существует срока давности для сексуальных преступлений против детей младше 13 лет и инвалидов. Наказание за подобные преступления тоже было ужесточено и теперь может достигать даже пожизненного заключения.
История того, как фильм стал катализатором пересмотра системы наказаний также был выделен в качестве нового медиафеномена – «Эффекта Тогани». Тиан Ли, профессор Йельского университете, на примере фильма «Суровое испытание» исследовала, как фильмы о социальной справедливости используются в качестве средства критики, непосредственно влияющего на систему уголовного правосудия. Ли доказывает, что фильмы могут стать формой сопротивления бюрократическим структурам, в которых закон существует как-бы «формально» и не имеет реальной власти. Вся статья в целом поднимает вопрос о том, насколько кинематограф способен создавать альтернативное пространство для социальной справедливости и способствовать её реализации в реальном мире.
Так, «Суровое испытание» оказался не просто фильмом, а мощным инструментом борьбы с социальной несправедливостью. Благодаря ему история, которая могла быть забыта, получила голос, а корейское общество — шанс на перемены.
Автор статьи – Белоусенко Ира
Редактура - Александра Фролова, резидент МДКМ