Поехать в город или поехать в центр? И где, собственно, этот центр находится? Как выяснилось, все познается в сравнении. И вообще - у каждого свои точки отсчета.
Пресня центром не считалась
Солнышко
Если мама говорила: «Я поехала в центр», это обозначало, что она поехала с нашей Профсоюзной по магазинам - в ГУМ, ЦУМ, Пассаж и т.д. "В город» у нас не говорили.
Е. П.
А мой дед только так и говорил, хоть и жили мы на Пресне. "В город" означало - на улицы Герцена, Горького, те же ГУМ и ЦУМ - в общем все, что в пределах бульварного кольца. Пресня "городом" не считалась. В четырех остановках был ужа совхоз на Шелепихе, а дальше вообще какая-то даль несусветная.
На выселки - к полям и коровам!
Злопастный Брандашмыг
Бабушке, жившей в бараке на Малой Грузинской, где половину 8-метровой комнаты занимала печка, дали комнату в двухкомнатной квартире - на Ленинском проспекте, рядом с универмагом "Москва". Она написала письмо сестре в Тулу (как говорила моя тётя, письмо было сплошь залито слезами): "Вера, нас выселили за Москву, здесь поля и коровы, сюда не ходит автобус!.." (А автобус действительно доходил только до здания ВЦСПС - Ленинский проспект, 42). А мама моя, уезжая в университет на Моховую, так и говорила: "Поеду в город".
Столетник
В 1989 году поехала в гости к подруге в Чертаново. Она с мужем и маленькой дочкой обрела там однокомнатную квартиру в 17-тиэтажном панельном муравейнике благодаря размену родительской трешки на малой Грузинской.
Тогда я от нее и услышала: «Завтра в Москву поеду». Это при том, что станция метро была от дома подруги минутах в 10 неспешным шагом.
Без извозчиков не добраться
Подтверждаю: те, кого переселили «из Садового кольца», считали остальную Москву пригородом, выселками. Живу на Красноармейской улице, между Динамо и Аэропортом, уже 30 лет. Наши соседи, коренные и - увы! - уже немногочисленные жители дома, проживают тут с 1958 года.
Я еще застала двух бабушек, одна из которых ранее жила с родителями на Маяковской, вторая - где-то возле Чистых прудов. Обе помнили наш район еще деревенским, с крохотными домиками, с роскошными дачами, с ресторанами и многочисленными извозчиками - "ваньками", без которых сюда было не добраться. Обе говорили «еду в город», когда необходимо было отправиться в сторону центра Москвы.
Центр Вселенной - Сокол. Или нет?
Маруся Кузнецова
У нас в Щукино старожилы, в частности, мои родители, всегда говорили: "поехать в город", когда речь шла о центре Москвы. Правда, до открытия метро "Октябрьское поле" и "Щукинская" в 1970-е для нас и Сокол был, как Красная площадь или улица Горького.
Транспортный узел, отличные магазины - рыбный, книжный, ювелирный, "Смена", кафе "Континент", кинотеатр "Ленинград... А гастроном в "генеральском доме"? Просто мечта! Так что для нас и Сокол был вполне себе Центром Вселенной. Ну и конечно - Поселок художников, Сокол.
Вот что рассказывала о поселке Сокол его коренная жительница Татьяна Файдыш:
Это была самая окраина Москвы. Рядом – чистое поле, куда ходили за земляникой. Наша семья переехала сюда в 1930-м году с Арбата: прабабушка Анастасия Крандиевская, бабушка - скульптор Надежда Крандиевская, дедушка - архитектор Петр Файдыш, папа - скульптор Андрей Файдыш и тетя - художница Наталья Навашина-Крандиевская. Там оставались друзья, привычная жизнь и дедушкина работа. Теперь ему приходилось каждый день ездить на перекладных – на извозчике, трамвае, которые ходил, как вздумается. Он по этому поводу очень переживал. (Московские истории, 13.12.18).
Все относительно?
Еще: