Найти в Дзене
Московские истории

Поселок Сокол: «Бабушка лепила Буденного — надела на него папаху, развернула плечи, так родился легендарный образ»

Продолжаем прогулку по поселку с художницей Татьяной Файдыш и слушаем ее рассказ о семье, четвертое поколение которой живет здесь, на Соколе.

- Прабабушка, известная в начале века писательница, была прелюбопытной личностью, этакая эмансипэ, - начинает рассказ Татьяна, когда мы, совершив очередной вираж, снова подходим к главной площади поселка. - Выйдя замуж, она родила троих детей. Дети получились разные и яркие. Максим Горький, с прабабушкой друживший и часто останавливавшийся в их доме, говорил: «Тетушка Настасья, вам не романы писать, а посадить вас в инкубатор, чтоб вы талантливых детей рожали».

Дом Герасимова
Дом Герасимова

Бабушка, Надежда Васильевна, была очень одаренным скульптором. Училась в Париже, у Бурделя, вместе с Верой Мухиной. Рисовала в Школе живописи, ваяния и зодчества, где за ней, кстати, ухаживал Маяковский. Но она предпочла дедушку: говорила, что была потрясена его красотой – золотые волосы, мужественное лицо. Помню, была фотография: Маяковский в широкополой фетровой шляпе, бабушка в белом свитере и Петр Файдыш в тужурке и фуражке на лыжах в зимнем лесу. Ну, и в другие времена она лепкой портретов зарабатывала. Лепила, в частности, портрет командарма Буденного. Внешность у него на самом деле была не очень героическая, но Надежда Васильевна надела на него папаху, развернула плечи. Так родился легендарный образ. Буденный в создании портрета живо участвовал, просил его изобразить на лихом коне, и тут же демонстрировал, как это должно выглядеть, но бабушка была тверда.

Татьяна Файдыш
Татьяна Файдыш

Вообще, казалось бы, семья баловней судьбы. Как пел Окуджава: «все они красавцы, все они таланты, все они поэты». Может быть, за эти дары жизнь и была к ним так сурова? В 1943 году Петра Файдыша посадили - официально потому, что он в 14-м году был в плену. На самом же деле, по-видимому, дело было в другом. Надежда и Наталья были в Тарусе, он поехал их навестить, и как раз в тот момент туда вошли немцы.

- Вернувшись домой и сидя с двумя своими поселковыми друзьями за бутылочкой, дед имел неосторожность сказать, что немцы в Тарусе не очень-то и зверствуют. На следующий день его забрали. Мы знаем, кто на него донес. Деда гнали по всему Соколу, энкэвэдэшники устроили показательный спектакль.

Улица Сурикова
Улица Сурикова

Репрессии затронули большую часть жителей Сокола. В неприкосновенности остался известный народный художник СССР Александр Герасимов, автор такой, к примеру, картины, как «Сталин и Ворошилов в Кремле». Даже Сталин, говорят, пару раз в гости заезжал – тогда, конечно, на улицу высовываться не стоило, да и к окнам было лучше не подходить.

- Вот видите, - показывает Татьяна на внушительное строение, расположившееся на углу улиц Левитана и Венецианова, напоминающее фрагмент Александровского сада, - это его дом. Кстати, улица Венецианова – самая короткая в Москве – всего 48 метров.

Честно говоря, проулок на два дома улицей трудно назвать, но, глядя на внушительную табличку с названием, невольно соглашаешься.

-5

Казалось бы, после тяжелых времен жизнь семьи нашей героини снова пошла на взлет – ее отец, скульптор Андрей Файдыш стал официальным «певцом космической темы».

- Не думайте, космосом он увлекся гораздо раньше, - машет рукой Татьяна. – С тех пор, как ему в руки случайно попали подлинные дневники Циолковского, отец прямо таки загорелся его идеями. А когда начались полеты в космос, понадобился официальный художник, который бы все это прославлял. Отец был уже известен.

Для памятника покорителям космоса решили сделать стелу из титана, который тогда был чуть ли не дороже золота, но Хрущев лично подмахнул «добро». Отец лепил космонавтов, у нас бывали Гагарин, Комаров, Беляев, Леонов. Леонов же сам художник, и отцу было с ним очень сложно, тот по ходу работы все время давал советы – похоже, не похоже. Беляев приезжал с врачом, он уже был тяжело болен, и рассказывал о том, как Леонов вышел в космос. Рассказывал, как они приземлились и долго висели на деревьях, а их не могли найти. Гагарина я видела мельком, он только раз был на Соколе, в основном позировал отцу в мастерской.

Андрей Файдыш умер в 47 лет от инфаркта. На его мастерской, пристроенной к старому дому, и сейчас висит мемориальная доска. Первая часть прогулки по поселку Сокол

Фото Елены Головань