Обычно одни называются потомками других, но это не совсем верно. Отношения между ними куда более сложны, в связи с чем не стоит беспрекословно утверждать, что османы произошли от сельджуков. Это хоть и близкий, но отдельный народ со своей политической историей и особым этническим ядром.
Давайте обсудим, как они разделились.
Все началось к востоку от Каспийского моря тысячу лет назад. В то время государство огузских ябгу пришло в упадок. За несколько столетий благоденствия число кочевников приросло настолько, что для всех земли уже перестало хватать. Это привело к междоусобицам, в ходе которых в 986-м году семья князя Сельджука со своей дружиной переселилась в Дженд. Город находился в южной части современного Казахстана и был первым оседлым поселением на границе степи.
Здесь они обратились в ислам по примеру своих подданных. И на этом основании отказали в уплате дани огузским владыкам, которые все еще оставались язычниками. Те в ответ усилили свои атаки, и внуки Сельджука в 1030-х годах были вынуждены вести своих людей дальше за Амударью на территорию оседлых стран.
Непосредственно перед этим регион был завоеван афганской династией Газневидов у таджикского государства Саманидов, которое пало. Победители были карлукского происхождения, то есть относились к иной линии тюрок, в отличие от огузов.
То ли племенные предрассудки сыграли свою роль, то ли что-то еще, но афганцы отказались предоставить земли беженцам, которые просились к ним на службу и уже один раз помогли им в военных кампаниях. Поэтому в 1040-м году неподалеку от древнего города Мерва (современный туркменский Мары) состоялась битва при Данданакане.
Братья Тогрул-бек и Чагры-бек, внуки Сельджука, разгромили противника и основали свой султанат в Хорасане. Потомков их воинов, а также огузов, которые мигрировали в течение 11-го века дабы присоединиться к удачным завоевателям, стали тогда называть сельджуками. У тюрок это обычное дело, когда новый народ получает имя в честь своего вождя: ногайцы, узбеки, сельджуки, османы.
В течение краткого времени сельджуки завоевали большую часть Западной Азии. Но в Анатолии Византийская империя была сильна. Хотя в 1071-м году султан Алп-Арслан одолел ее в битве при Манцикерте, он не стал захватывать земли и отступил в свою страну.
Этим воспользовался его троюродный брат-мятежник по имени Сулейман ибн Кутулмыш. Его отец и дед претендовали на трон Сельджукской империи, но проиграли борьбу за власть линии Алп-Арслана. Сначала как наемник на греческих императоров, затем как участник гражданской войны, он захватил в Малой Азии земли и провозгласил создание Румского султаната. Историки также называют его Конийским по городу, что стал столицей несколько позже.
Да, конийцы были теми же самыми сельджуками. Но они никогда не подчинялись главным султанам, а напротив, были им враждебны. Их судьба всегда висела на волоске, ибо им пришлось сражаться и с византийцами, и с крестоносцами, и с братьями-сельджуками. Но в конце 12-го и начале 13-го века их положение стабилизировалось, а затем случилось монгольское нашествие.
Первый удар на себя приняла среднеазиатская держава Хорезмшахов – совместный «проект» огузских и кипчакских племен, которые господствовали над оседлыми иранцами. Это также были разные этносы средневековых тюрок, но в то время и не такое бывало. После поражения кочевники были вынуждены бежать, и проследовали через всю Азию.
Нас интересует племя кайы, из которого когда-то происходили огузские ябгу (ханы). В то время оно распалось, и выжившие разбежались кто куда. 500 шатров (т.е. 500 семей или 500 воинов) под предводительством некоего Эртогрула отправились в Анатолию. Там они помогли в сражении конийскому султану, который воевал с монголами, и получили от него земли для поселения на византийской границе.
Эти 500 солдат и считаются основателями Османской империи, а их вождь – родоначальником ее династии. В историческом плане эти люди сельджуками не были, хотя и являлись их родственниками через огузов. Они не являлись мусульманами на тот момент – по крайней мере, исламское имя Эртогрула мы не знаем. Но затем обратились в новую веру и приняли общую идентичность. К тому же, в конце 13-го и начале 14-го века в основанное ими княжество массами прибывали тюркские воины-гази, желавшие сражаться против христиан.
Осман, сын Эртогрула, все еще платил дань монголам, но со временем получил независимость, а его народ стали величать османами. Его потомки переправились через Босфор и начали завоевание византийских и славянских земель в Европе. Серьезно расширили и азиатские владения, но дальнейшую экспансию прервал Тамерлан. В 1402-м году в Анатолии состоялась Ангорская битва, в ходе которой в плен попал султан Баязид Молниеносный вместе с сыновьями.
Это привело к многолетней гражданской войне, когда вышли из-под контроля многие тюркские племена. Судя по всему, этот факт сильно повлиял на османскую политическую традицию. Отныне султаны сделали ставку не на тюркских кочевников, а на недавно исламизированных жителей городов и созданный ими янычарский корпус.
Теперь именно этих людей стали называть османами, тогда как вольным тюркам правительство не доверяло. Они очень долгое время сохраняли прежний образ жизни, и позже стали называться юрюками. Это слово образовано от глагола «ходить» и по смыслу означает «кочевники».
Многие юрюки в период позднего средневековья обратились в шиизм или иные неортодоксальные направления исламской веры, вроде бекташизма и алевизма. В связи с этим они находились под культурным влиянием соплеменников в Персии, которые были теми же самыми людьми, придерживались кочевничества и шиитской религии. Даже ядро современного азербайджанского этноса составили именно эмигранты из Центральной Анатолии.
Так что, сельджуки и османы – совсем не одно и то же. Даже на заре Османской империи это были несколько разные племена, хотя и происходящие от огузов. Но затем наполнение термина изменилось, так стали именовать не природных тюрок, а турецкоязычных новых мусульман. Главным образом, из обратившихся византийцев.