Найти в Дзене
vedmedik007

Леонид Гайдай - мой земляк (ч.6).

После успеха фильма «12 стульев», Гайдай хотел сменить жанр картин, которые он ставил, он мечтал снять фильм по роману Михаила Булгакова «Бег». Однако тогдашнее киношное начальство не дало ему этого сделать, мотивируя это тем что у Гайдая нет опыта работы над такими фильмами. Картину отдали другому режиссёру. Тогда он обратился к другому произведению Булгакова, пьесе «Иван Васильевич». Ему понравился сюжет, по которому несколько жителей Москвы попадают в эпоху Ивана Грозного, а царь появляется в современной Москве. Летом 1971 года Гайдай вместе с соавтором Владленом Бахновым подали заявку на сценарий и ее приняли. Осенью сценарий был готов и утвержден коллегией, после чего в январе 72-го года готовую рукопись отправили в Комитет по кинематографии, где его прочитали за три недели и вынесли вердикт: сценарий хорош, но надо доработать отдельные моменты. Гайдаю многое пришлось переписать. Пьеса Булгакова была насыщена событиями 1930-х, а советский режиссер перенес действие в 70-е годы. Но
Гайдай руководит процессом съёмки.
Гайдай руководит процессом съёмки.

После успеха фильма «12 стульев», Гайдай хотел сменить жанр картин, которые он ставил, он мечтал снять фильм по роману Михаила Булгакова «Бег». Однако тогдашнее киношное начальство не дало ему этого сделать, мотивируя это тем что у Гайдая нет опыта работы над такими фильмами. Картину отдали другому режиссёру.

Тогда он обратился к другому произведению Булгакова, пьесе «Иван Васильевич». Ему понравился сюжет, по которому несколько жителей Москвы попадают в эпоху Ивана Грозного, а царь появляется в современной Москве.

Царь Иван Грозный в современной Москве. Все фото для статьи взяты из открытых источников.
Царь Иван Грозный в современной Москве. Все фото для статьи взяты из открытых источников.

Летом 1971 года Гайдай вместе с соавтором Владленом Бахновым подали заявку на сценарий и ее приняли. Осенью сценарий был готов и утвержден коллегией, после чего в январе 72-го года готовую рукопись отправили в Комитет по кинематографии, где его прочитали за три недели и вынесли вердикт: сценарий хорош, но надо доработать отдельные моменты. Гайдаю многое пришлось переписать. Пьеса Булгакова была насыщена событиями 1930-х, а советский режиссер перенес действие в 70-е годы. Но и для этого времени нашлись свои ограничения. Оказалось, что шутить над "собирателем земли русской" Иваном Грозным нужно осторожнее. Так, из комедии убрали сцену, где царь жарит котлеты на кухне инженера Тимофеева (Шурика).

Царь Иван Грозный на кухне с Шуриком пьёт водку "Столичную".
Царь Иван Грозный на кухне с Шуриком пьёт водку "Столичную".

Некоторые фразы в фильме тоже пришлось переделать. В изначальной версии на вопрос милиции "Место жительства?" царь должен был ответить "Москва, Кремль". Однако цензоры посоветовали заменить фразу на неопределенное – "В палатах".

Шведский посол (Сергей Филиппов) на приёме у царя.
Шведский посол (Сергей Филиппов) на приёме у царя.

Не пропустили эпизод и со шведским послом, где он крупным планом рассматривает ручку с голой женщиной. Всего из первоначального материала было вырезано около десяти минут.

Ещё авторов попросили перенести действие фильма с территории Московского Кремля. Также эпизоды из прошлого должны иметь приблизительные очертания и не относиться к конкретному историческому периоду. Тогда у зрителя путешествие в прошлое будет ассоциироваться не с определенными историческими событиями, а с фантазией автора.

Войско уходит в поход.
Войско уходит в поход.

21 марта 1972 года сценарий запустили в режиссерскую разработку, и 24 мая утвердили. После чего началось формирование съемочной группы, возведение декораций и подбор актеров.

В состав съёмочной группы фильма «Иван Васильевич меняет профессию» вошли специалисты, с которыми Леонид Гайдай работал над своим предыдущим фильмом «12 стульев». Это оператор Сергей Полуянов, художник Евгения Куманькова, композитор Александр Зацепин, звукооператор Раиса Маргачева и директор киноленты Аркадий Ашкинази.

Также режиссер собирался пригласить в фильм уже работавших с ним актеров. Но эти планы осуществились не в полной мере. Главную роль царя и Бунши Гайдай собирался отдать Юрию Никулину, но у того был плотный рабочий график в Цирке, к тому же актер посчитал, что Булгакова режиссеру экранизировать все равно не разрешат, а если и разрешат, то готовый фильм всё равно будет лежать на полке, а в прокат не выйдет. В итоге Никулин сказал, что в этом участвовать не хочет и отказался.

Царя сыграл Юрий Яковлев, а Жоржа Милославского Леонид Куравлёв.
Царя сыграл Юрий Яковлев, а Жоржа Милославского Леонид Куравлёв.

Тогда на эту роль режиссер позвал актера Юрия Яковлева, до этого они вместе никогда не работали. Впоследствии Гайдай скажет, что это было очень точное попадание, а его слова подтвердят миллионы зрителей, которые и по сей день не устают смотреть этот замечательный фильм.

На роль Жоржа Милославского претендовали Андрей Миронов и Леонид Куравлёв. Но Миронова режиссёр хотел снимать в паре с Никулиным, а поскольку Никулин отказался, то роль досталась Куравлёву.

Также Гайдай пригласил в картину ранее не снимавшихся у него актёров: Нину Маслову (сыграла царицу), Наталью Кустинскую (возлюбленная режиссера Якина), Анатолия Подшивалова ( лейтенант милиции).

Управдом Бунша (Юрий Яковлев) с царицей Марфой (Нина Маслова).
Управдом Бунша (Юрий Яковлев) с царицей Марфой (Нина Маслова).

Однако тех, с кем Леонид Иович работал ранее, оказалось больше. В фильм попали Александр Демьяненко, Михаил Пуговкин, Наталья Селезнева, Наталья Крачковская, Сергей Филиппов, Владимир Этуш и Наталья Селезнева.

Съемки фильма начались 26 августа 1972 года в городе Ростов-Ярославский, где снимали погоню за демонами по Кремлю, народ у его стен и отправление войска на войну. Здесь съемочная группа работала ровно неделю.

Бунша и Милославский убегают от преследователей.
Бунша и Милославский убегают от преследователей.

После этого, в сентябре, снимали натуру в Москве, а потом все две недели ждали, когда будут окончательно подготовлены декорации. В одном павильоне обустроили царские палаты и еще 16 объектов – современных и исторических. Все это заняло почти 1,5 тысячи квадратных метров.

Шурик с машиной времени.
Шурик с машиной времени.
Шурик в радиомагазине.
Шурик в радиомагазине.

2 октября Гайдай приступил к съемкам в павильоне. Сначала снимали сцены в квартире изобретателя Шурика, затем в царских палатах.

Гайдай в квартире у Шурика.
Гайдай в квартире у Шурика.

Гайдай очень хотел, чтобы на столах во время трапезы находились настоящие качественные продукты, поэтому, когда в бюджете фильма закончились деньги на это, он внёс необходимую сумму (около 200 рублей) из собственного кармана.

Стол с трапезой в царских палатах.
Стол с трапезой в царских палатах.

Последние эпизоды снимали до 15 января, после чего начался монтаж киноленты. Чуть позже из-за брака пленки пришлось переснимать эпизод – исполнение Зиной песни «Звенит январская вьюга» на берегу моря, его сняли в марте в Ялте.

Режиссёр Якин (Михаил Пуговкин) во время съёмок.
Режиссёр Якин (Михаил Пуговкин) во время съёмок.
Зиночка (Наталья Селезнёва) поёт песню "Звенит январская вьюга".
Зиночка (Наталья Селезнёва) поёт песню "Звенит январская вьюга".

Декораторы и стилисты не пожалели сил для создания новой картины. Было подготовлено великое множество костюмов, часть из них потом даже передали музею Ростовского Кремля. Экскурсоводы и сегодня встречают туристов в нарядах, оставшихся после "Ивана Васильевича". Одежду для модницы Зиночки, жены Шурика, придумывал тогда начинающий модельер Вячеслав Зайцев.

Молодой, начинающий (в то время) модельер Вячеслав Зайцев.
Молодой, начинающий (в то время) модельер Вячеслав Зайцев.

А роскошное авто режиссера Якина раньше снимали в "Бриллиантовой руке".

Якин с любовницей (Наталья Кустинская) едет в аэропорт.
Якин с любовницей (Наталья Кустинская) едет в аэропорт.

Знаменитую "машину времени" построил скульптор Вячеслав Почечуев. Интересно, что за свою работу он получил не только гонорар 40 рублей, но и справку из бухгалтерии:

"Деньги выданы за изобретение машины времени" (без кавычек).

Будучи суеверным человеком, Леонид Гайдай на площадке придерживался правил, которым следовала вся съемочная команда. Например, присутствующим запрещалось смеяться. Режиссер был убежден, что в таком случае зритель не оценит юмор. Более того, свое отношение к шуткам Гайдай никогда не выражал открыто. Как вспоминал актер Владимир Этуш, сам мастер комедии никогда не смеялся на площадке. Из-за этого актеры иногда не могли понять, понравилась ему отснятая сцена или нет.

Талисман картин Гайдая, чёрная кошка.
Талисман картин Гайдая, чёрная кошка.

Внимательные зрители могли заметить, что почти все картины Гайдая сопровождала черная кошка. Режиссер верил, что ее присутствие в кадре обязательно должно принести успех. И фильм "Иван Васильевич" не стал исключением.

Наконец в апреле 1973 года руководство «Мосфильма» в целом фильм оценило положительно и допустило к показу.

Афиша фильма "Иван Васильевич меняет профессию".
Афиша фильма "Иван Васильевич меняет профессию".

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел на экраны 17 сентября 1973 года, его посмотрело больше 60 миллионов зрителей.

После премьеры Леониду Гайдаю присвоили звание народного артиста РСФСР.

После успеха «Ивана Васильевича» Гайдай сразу же приступил к комедии «Не может быть!» по мотивам Михаила Зощенко. Затем он снял ещё несколько заметных картин, в том числе «За спичками» и «Спортлото-82». Последней его картиной была «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон Бич опять идут дожди».

Однако эти картины всё же уже не имели столь оглушительного успеха как его фильмы 60-х и начала 70-х годов. На мой взгляд главная причина этого в том, что герои его картин «Золотого Гайдаевского десятилетия» были взяты из жизни, они были как бы свои люди, современники, все узнавали в них себя, своих соседей, родственников, коллег, друзей и подруг. В более поздних картинах Гайдая этого уже не было. К тому же к концу 70-х изменилось время и изменились сами люди.

Но всё равно, лучшие фильмы Гайдая и сейчас любимы и смотрятся на одном дыхании. И комедийного кинорежиссера сравнимого по таланту с Леонидом Гайдаем до настоящего времени так и не появилось.

Это шестая и заключительная часть статьи о Леониде Гайдае.

На 1-ю, 2- ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю части можно попасть пройдя по голубым ссылкам:

Леонид Гайдай - мой земляк (ч.1).

Леонид Гайдай - мой земляк (ч.2).

Леонид Гайдай - мой земляк (ч.3).

Леонид Гайдай - мой земляк (ч.4).

Леонид Гайдай - мой земляк (ч.5).

Если вам нравятся статьи и видео-ролики на канале, то подписывайтесь. Здесь есть и ещё будет много интересного.