Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Она была красива и ни слова не понимала по-русски. Неравный брак последнего из «меховых королей» Сорокоумовских: пока смерть не разлучит нас

Оглавление
Николай Петрович Богданов-Бельский. Портрет Марии Александровны Сорокоумовской, урождённой Бауэр, 1917
Николай Петрович Богданов-Бельский. Портрет Марии Александровны Сорокоумовской, урождённой Бауэр, 1917

Эта очаровательная женщина ещё не знает, что исполнит клятву, данную перед алтарём, и останется с мужем в горе и в радости, в богатстве и в бедности. Не знает, что переживёт на целых четверть века и мужа, и сына, коротая дни в деревянном бараке на окраине Москвы.

1905 год. Николай Сорокоумовский – статный, привлекательный тридцатидвухлетний блондин, старший сын главы прославленной «меховой империи» Петра Павловича Сорокоумовского, находясь в Будапеште по делам фирмы, в один из свободных вечеров отправился на концерт.

Вернее, это был музыкальный спектакль, где исполнялись венгерские, румынские и русские танцы. Незначительное на первый взгляд событие определило дальнейшую судьбу, в которой, казалось, всё предопределено: помощь отцу в управлении торговым домом «Павелъ Сорокоумовскiй съ Сыновьями», выгодный брак, наследование солидного и успешного дела вместе с огромным семейным состоянием.

Николай Петрович Сорокоумовский
Николай Петрович Сорокоумовский

Когда на сцену вышла молодая танцовщица, Николай был сражён наповал. Грациозная, стройная, белокожая, с прелестным личиком и изящной головкой, увенчанной тяжёлой короной густых вьющихся волос, незнакомка походила на экзотическую райскую птицу. Богач, избалованный женским вниманием, видный жених, скептически относившийся к браку и недавно расторгнувший помолвку с княжной Натальей Сергеевной Голицыной, Николай Сорокоумовский в один миг пустил под откос все свои принципы и верования. Он влюбился.

Мария Бауэр, или Пепи, как нежно называли её близкие, родилась в Будапеште в небогатой католической семье: отец служил учителем. Окончила женскую гимназию, а в возрасте двадцати двух лет получила первый приз на конкурсе красоты в Будапеште. Красота да добрый, покладистый нрав – вот и всё девичье приданое. Но Николая, который был очарован Пепи и совсем потерял голову, это не смущало.

Мария Александровна Бауэр
Мария Александровна Бауэр

Представившись родителям невесты, он убедил их в серьёзности своих намерений, и благонравная чета приняла молодого русского купца со всей сердечностью. Возникло и ещё одно препятствие: вскоре после победы на конкурсе Мария получила заманчивое предложение – многомесячное турне по Австралии в составе балетной труппы. Контракт уже был подписан, однако Николая Петровича не могли остановить такие мелочи. Он заплатил импресарио огромную неустойку и добился расторжения контракта.

Узнав о странном выборе сына и его скорой женитьбе, Пётр Павлович и Надежда Владимировна были словно громом поражены. Как?! Пренебречь самыми блестящими партиями, и всё для того, чтобы сочетаться браком с безвестной танцовщицей, которая даже не говорит по-русски?

Пётр Павлович Сорокоумовский. До 1917
Пётр Павлович Сорокоумовский. До 1917

Это дурь, блажь, минутное увлечение, ни о каких серьёзных чувствах не может идти речи! Пётр Павлович особенно бушевал, угрожая бунтарю отстранением от дел, лишением наследства и отцовским проклятием. Но Николай был непреклонен, и родители смирились. Он перевёз возлюбленную в Москву, где Мария приняла православие, а в октябре 1907 состоялось скромное венчание.

Николаю 33 года, его жене – 25. Вся светская и купеческая Москва обсуждает неравный брак и пристально следит за каждым шагом молодой четы, потирая руки в ожидании малейшего промаха новобрачной. Однако Мария Александровна не давала досужим языкам ни малейшего повода поупражняться в злословии, демонстрируя прекрасное воспитание и манеры.

Чем же прославилась династия Сорокоумовских?

-5

Первое упоминание о посадских людях Сорокоумовских из Зарайска (люди горожане, или гражданские люди – сословие средневековой (феодальной) Руси, которые обязаны были нести тягло (чёрные люди), то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности; в городе «посадские люди» – ремесленное и торговое сословие, платившее подати продуктами производства. Прим. авт.) относится к середине XVII века, а точнее к 1646 году. Это был Игнашко Анофриев сын Сорокоумовской, «посадский человек с дитями» Янкою восьми лет и Ивашкою пяти лет. Через сто лет, в 1745 году, среди двух десятков Сорокоумовских встречается имя Ильи Сорокоумовского, мещанина и торговца мехом.

Его младший сын Пётр с шестнадцати лет помогал отцу, вникая в тонкости «шкурной торговли». После смерти родителя, получив свою долю наследства, перебрался в Москву, где познакомился с Аннушкой – молоденькой дочерью московского купца третьей гильдии Семена Степановича Дерягина родом из Волоколамска, обувщика, державшего лавку в башмачном ряду.

Василий Тропинин. Портрет Петра Ильича Сорокоумовского. Луганский художественный музей. Вариант портрета – Закарпатский художественный музей, Ужгород
Василий Тропинин. Портрет Петра Ильича Сорокоумовского. Луганский художественный музей. Вариант портрета – Закарпатский художественный музей, Ужгород

Объединив собственные накопления с приданым жены, Пётр Ильич развернул меховую торговлю, открыв при этом на Якиманке три мастерские: скорняжную, сырейную и собольскую. Сколотив состояние, покинул мещанское сословие, выплатив солидный денежный взнос для вступления в 3-ю купеческую гильдию.

Этот переход давал ему ряд существенных привилегий: купец Сорокоумовский мог не платить подушную подать, был освобождён от рекрутской и денежной повинности, имел право выезжать за границу по торговым делам, вступать в подряды и заключать контракты на сумму до 20 тысяч рублей, избираться городским старостой или членом думы, а также держать три лавки или магазин с кладовыми для товаров или без оных.

В те времена собственных магазинов у Сорокоумовских ещё не было – торговля велась в Ветошном ряду (для уха наших современников звучит непривычно, но тогда в официальных бумагах меха назывались «мягкой рухлядью», а в народе именовались «ветошью».)

Москва. Малый Ветошный ряд в Верхних торговых рядах. 1880-е
Москва. Малый Ветошный ряд в Верхних торговых рядах. 1880-е

Несмотря на неблагозвучное название, в Ветошном ряду продавали лучшие меха прекрасной выделки: на прилавках лежали роскошные соболя, лисы, песцы, еноты, а также медвежьи и бобровые шкуры.

Пётр Ильич снискал себе доброе имя, поскольку, в отличие от хитрых купчишек, норовивших всучить покупателю кролика вместо горностая, выдать козла за медведя, а песца за чернобурку, никогда не обманывал своих клиентов. В 1820 году Пётр Сорокоумовский, имея капитал от 20 000 до 50 000 рублей и заплатив 5% вступительного взноса, перешёл во 2-ю купеческую гильдию, а в 1840 году получил потомственное почётное гражданство.

Так и пошло. Ещё до кончины Петра Ильича в дело на правах пайщиков вошли его сыновья Павел и Дмитрий, которые впоследствии разделились. Сорокоумовские торговали на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, причём им предоставлялись самые лучшие, удобные и почётные места, и имели две мастерские, которые впоследствии реформировались в первую в России меховую фабрику.

-8
-9

Павел Петрович основательно расширил дело. Магазины в городах империи множились: Харьков, Киев, Саратов, Одесса, Ростов-на-Дону, Варшава… В Москве один из магазинов располагался на Красной площади в Верхних торговых рядах (современный ГУМ), другой на Ильинке, третий – в доме князей Голицыных на пересечении Большой Лубянки и Кузнецкого Моста.

В Ростове-на-Дону магазин на первом этаже трёхэтажного здания в самом центре города имел собственный вход. Внутреннее убранство поражало своей роскошью: пол был устлан коврами, по одной стороне шли стеллажи с выложенными на полках меховыми товарами, по другой – кожаные диваны для посетителей.

В 1869 году высочайшим соизволением был подписан указ об учреждении Торгового дома «Павелъ Сорокоумовскiй съ Сыновьями» в статусе полного товарищества. Делами, наряду с отцом, заправлял Пётр Павлович Сорокоумовский – отец нашего героя.

Магазин Сорокоумовских в Верхних торговых рядах, Москва
Магазин Сорокоумовских в Верхних торговых рядах, Москва
Магазин Сорокоумовских в Ростове-на-Дону
Магазин Сорокоумовских в Ростове-на-Дону
Главный магазин Сорокоумовских в Москве на Ильинке. Интерьер
Главный магазин Сорокоумовских в Москве на Ильинке. Интерьер

Он был умён, энергичен, получил за границей блестящее образование, свободно владел четырьмя языками: английским, немецким, французским и испанским, и отлично разбирался в экономике. Именно Пётр Сорокоумовский установил прямые связи с крупнейшими европейскими торговыми домами: парижской фирмой «Братья Ревильон», лейпцигской «Гаудиг и Блюм», а также получил представительство на Лейпцигской ярмарке – так сорокоумовские меха вышли на мировой рынок.

Читайте также:🌇

Высочайшее качество выделки меха, элегантность, безупречный пошив изделий – всё это сделало торговый дом Сорокоумовских одним из законодателей меховой моды. Шуба от Сорокоумовских являлась показателем престижа, о горжетке мечтали все столичные дамы, а меховая шапка от Сорокоумовских свидетельствовала, что её владелец – солидный человек.

Пётр Павлович (в первом ряду справа) и Надежда Владимировна (в первом ряду в центре) Сорокоумовские в кругу семьи
Пётр Павлович (в первом ряду справа) и Надежда Владимировна (в первом ряду в центре) Сорокоумовские в кругу семьи
-14
-15

Да, меха стоили дорого, но однажды Пётр Павлович сознательно пошёл на занижение цены. Именно так – предложив за шкурку горностая на 25 копеек меньше, чем конкуренты – Сорокоумовский выиграл конкурс на поставку меха для пошива царской мантии к церемонии коронации императора Николая II.

Был известен Пётр Павлович также как меценат и благотворитель: являясь председателем попечительского совета мещанских училищ, пожертвовал на дело образования 40 тысяч рублей; совместно с братом Иваном выделил участок земли на Большой Якиманке для строительства дома для вдов и сирот; сделал крупный взнос в пользу Алексеевской больницы. Отец Николая Петровича Сорокоумовского являлся полным кавалером ордена Св. Анны и Св. Станислава, ордена Св. Владимира 4-й степени, был награждён медалями «За усердие», и в 1887 году пожалован званием Коммерции советника.

Коронационная мантия Николая II. Хранится в Оружейной палате Московского Кремля. На фото представлена в экспозиции выставки исторического костюма, располагавшегося в Екатерининском дворце, Царское село
Коронационная мантия Николая II. Хранится в Оружейной палате Московского Кремля. На фото представлена в экспозиции выставки исторического костюма, располагавшегося в Екатерининском дворце, Царское село
Одна горностаевая шкурка от Скороумовских обошлась царской семье в рубль двадцать пять копеек при средней закупочной цене на меховой Ирбитской ярмарке полтора рубля. 14 мая 1896 года во время коронации каждую из трёхметровых мантий несли семь камергеров
Одна горностаевая шкурка от Скороумовских обошлась царской семье в рубль двадцать пять копеек при средней закупочной цене на меховой Ирбитской ярмарке полтора рубля. 14 мая 1896 года во время коронации каждую из трёхметровых мантий несли семь камергеров
Всего для коронации было изготовлено три мантии: для императора Николая, императрицы Александры Фёдоровны и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Для них была использована особая гладкая парча, которая называлась «гранью», двух видов – с гербами и без гербов, на подкладке из белого атласа. На три мантии ушло 2511 горностаев. 180 из них «изведено на хвосты», то есть на каждую мантию ушло 837 шкурок зверьков, 60 из которых – только хвостики
Всего для коронации было изготовлено три мантии: для императора Николая, императрицы Александры Фёдоровны и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Для них была использована особая гладкая парча, которая называлась «гранью», двух видов – с гербами и без гербов, на подкладке из белого атласа. На три мантии ушло 2511 горностаев. 180 из них «изведено на хвосты», то есть на каждую мантию ушло 837 шкурок зверьков, 60 из которых – только хвостики

Неудивительно, что столь незаурядный человек с большим тщанием подходил к выбору спутницы жизни для сына. Однако Мария Александровна Бауэр-Сорокоумовская оказалась примерной женой и хорошей матерью. В браке родилось трое детей: Александр, Зинаида и Кира. Все как на подбор были красивы – в мать, и отличались добрым нравом. Бабушка и дедушка во внуках души не чаяли, и слабые отголоски обид на сына и невестку совсем утихли.

С началом Первой мировой войны вести дела стало сложнее. Пётр Павлович с женой уехали за границу, обосновавшись в Ницце. Николай Петрович не хотел покидать Россию, и это решение стоило ему жизни.

Вихрь Октябрьского переворота унёс фабрики, мастерские, магазины и склады. Большевики отняли у «эксплуататоров и мироедов» Сорокоумовских всё, включая запас готового товара, выделанных шкурок и кожи, а также сырья.

Александр , Зинаида и Кира – дети Марии и Николая Петровича Сорокоумовских
Александр , Зинаида и Кира – дети Марии и Николая Петровича Сорокоумовских
-20

Николая Петровича с семьёй выселили из особняка в Леонтьевском переулке, предоставив взамен две комнаты в деревянном бараке в Измайлове.

Мария Александровна стойко переносила все тяготы жизни, поддерживая мужа. Она содержала дом в чистоте и порядке, в огороде сажала картошку и георгины, а во времена НЭПа даже открыла чайную и сама пекла эклеры.

Николай Петрович Сорокоумовский был арестован в середине 30-х, осуждён как враг народа и расстрелян 11 декабря 1937 года на Бутовском полигоне. Его сын Александр, работавший художником на киностудии «Мосфильм», пережил несколько арестов и покончил с собой накануне очередного, не вынеся травли и понимая, что семья будет репрессирована вместе с ним, а значит обречена на смерть.

Тот самый деревянный барак в Измайлове, куда перебралась семья Сорокоумовских
Тот самый деревянный барак в Измайлове, куда перебралась семья Сорокоумовских
Николай Петрович Сорокоумовский (1873—1937)
Николай Петрович Сорокоумовский (1873—1937)
Александр Николаевич СОрокоумовский
Александр Николаевич СОрокоумовский

Он так и не увидел дочери – Маша Сорокоумовская, названная в честь бабушки, родилась через три месяца после гибели отца.

Заслуженная артистка России, солистка Московской государственной филармонии, арфистка Мария Александровна Сорокоумовская – последняя представительница купеческого рода Сорокоумовских по мужской линии. Её талантом восхищался живописец Борис Шаляпин – сын знаменитого оперного баса Фёдора Шаляпина. Живя за границей, он много лет состоял с Марией Александровной в переписке, а приезжая в Россию, делал наброски для её парадного портрета, который не был завершён из-за болезни художника.

А с портрета кисти Николая Богданова-Бельского на нас мечтательно смотрит Мария-старшая. Она безмятежно улыбается, ещё не зная своей судьбы.

Мария Александровна Бауэр-Сорокоумовская на портрете кисти Николая Богданова-Бельского (фрагмент)
Мария Александровна Бауэр-Сорокоумовская на портрете кисти Николая Богданова-Бельского (фрагмент)
Мария Александровна Сорокоумовская – эаслуженная артистка России, солистка Московской государственной филармонии, арфистка
Мария Александровна Сорокоумовская – эаслуженная артистка России, солистка Московской государственной филармонии, арфистка
Николай Богданов-Бельский пишет портрет Марии Бауэр-Сорокоумовской
Николай Богданов-Бельский пишет портрет Марии Бауэр-Сорокоумовской

В статье частично использованы фотоматериалы и некоторые факты из книги Валерия Чумакова «Сорокоумовские. Меховые короли России».

Больше интересного:

Ранее:

Далее:

✅©ГалопомПоЕвропам

До новых историй!

Мария (Пепи) Александровна Бауэр Сорокоумовская
Мария (Пепи) Александровна Бауэр Сорокоумовская
Мария Александровна Сорокоумовская скончалась в 1961 году в возрасте 79 лет, на четверть века пережив мужа и сына
Мария Александровна Сорокоумовская скончалась в 1961 году в возрасте 79 лет, на четверть века пережив мужа и сына
Леонтьевский переулок, Москва. Дом Сорокоумовских. На заднем плане церковь Николы Чудотворца в Хлынове (Хлыновском тупике). 1879–1880 гг.
Леонтьевский переулок, Москва. Дом Сорокоумовских. На заднем плане церковь Николы Чудотворца в Хлынове (Хлыновском тупике). 1879–1880 гг.
-30
-31
-32