Найти в Дзене

История настоящей Миледи

Оглавление

В сокровищнице мировой литературы роман Александра Дюма «Три мушкетера» занимает особое место, а его героиня Миледи Винтер остается одним из самых ярких женских образов. История прототипов Миледи оказалась не менее захватывающей, чем судьба литературного персонажа.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

История настоящей Миледи

Когда Александр Дюма работал над образом Миледи Винтер, он опирался на реальные исторические личности. Две дамы — графиня Люси Хей и Жанна де ла Мотт — послужили основными прототипами для создания этой загадочной героини, чьи бурная история наполнена интригами, страстями и предательствами.

Два прототипа — одна героиня

Александр Дюма, создавая образ Миледи Винтер, опирался на реальные исторические хроники. История настоящей Миледи оказалась сплетением судеб двух женщин, живших в разные эпохи: английской аристократки Люси Хей и французской авантюристки Жанны де ла Мотт. Обе они обладали незаурядным умом, редкой красотой и способностью манипулировать сильными мира сего.

Что могло связать этих женщин, разделенных столетием? Их объединяли не только внешнее очарование и умение плести интриги, но и особый талант использовать свои способности для достижения политических целей. Обе дамы виртуозно владели искусством двойной игры: Люси Хей работала тройным агентом во время Английской гражданской войны, а Жанна де ла Мотт умудрялась обманывать весь королевский двор.

По удивительному совпадению, обе женщины оказались причастны к историям с королевскими драгоценностями. Люси Хей участвовала в интриге с подвесками королевы Анны Австрийской, а Жанна де ла Мотт организовала аферу с бриллиантовым ожерельем Марии-Антуанетты. Эти эпизоды настолько органично дополняли друг друга, что Дюма соединил их в единую сюжетную линию своего романа.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Благородная кровь и темное прошлое

Люси Хей, урожденная Перси, могла похвастаться поистине королевской родословной. По отцовской линии она происходила от Генри Перси, 9-го графа Нортумберленда, известного как «Колдовской граф» за его увлечение алхимией и астрологией. По материнской линии, через Дороти Деверё, Люси являлась потомком английского короля Эдуарда III и Филиппы Геннегау. Более того, возможно, в ее жилах текла кровь Генриха VIII, ведь она была потомком его возлюбленной Марии Болейн.

Судьба с раннего детства готовила Люси к жизни при дворе. Однако положение семьи пошатнулось после Порохового заговора — ее отец оказался в Тауэре по подозрению в причастности к попытке взорвать парламент. Этот факт не помешал семнадцатилетней Люси в 1617 году заключить выгодный брак с Джеймсом Хеем, будущим графом Карлайлом, фаворитом короля Якова I.

Жанна де ла Мотт тоже претендовала на благородное происхождение, хотя и более сомнительное. Она родилась в 1756 году и была потомком внебрачного сына французского короля Генриха II Валуа. Ее отец, барон де Сен-Реми, несмотря на громкий титул, жил в крайней бедности. Детство Жанны прошло в нищете, пока благотворители не определили ее в пансион для благородных девиц.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Обе женщины использовали свое происхождение как трамплин для восхождения к вершинам власти. Но если Люси Хей опиралась на реальные родственные связи с английской короной, то Жанна де ла Мотт искусно эксплуатировала легенду о королевской крови Валуа, чтобы проникнуть в высшее общество.

При королевском дворе

Восхождение Люси Хей при дворе началось с назначения камер-фрейлиной королевы Генриетты Марии в 1626 году. Её история в этот период напоминает головокружительный роман. Очарование графини было столь велико, что современники слагали о ней стихи: Томас Кэри, Уильям Картрайт, Роберт Херрик и Джон Саклинг воспевали ее красоту в поэтических строках.

При дворе Карла I Люси Хей стала центром притяжения для самых влиятельных мужчин своего времени. Она умело использовала свои чары, становясь любовницей то всесильного Томаса Вентворта, то его политического противника Джона Пима. Подобно героине Дюма, графиня никогда не была искренна в своих привязанностях, используя любовные связи как инструмент политического влияния.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Жанна де ла Мотт появилась при французском дворе полтора века спустя, в правление Людовика XVI. Она сумела войти в доверие к кардиналу Луи де Рогану, который стал не только ее любовником, но и жертвой грандиозной аферы. Жанна создала вокруг себя ореол близкой подруги королевы Марии-Антуанетты, хотя на самом деле королева даже не была с ней знакома.

История с подвесками

Этот эпизод, ставший центральным в романе Дюма, имеет два исторических прототипа. Первый связан с Люси Хей и подвесками королевы Анны Австрийской. Как сообщает в своих мемуарах герцог де Ларошфуко, графиня Карлайл, движимая ревностью к бывшему возлюбленному герцогу Бекингему, выкрала алмазные подвески, подаренные ему королевой Анной. Этот поступок должен был стать неопровержимым доказательством неверности французской королевы.

Второй прототип — знаменитое «дело об ожерелье», главной героиней которого стала Жанна де ла Мотт. В 1784 году она организовала грандиозное мошенничество, убедив кардинала де Рогана приобрести для королевы роскошное бриллиантовое ожерелье стоимостью 1,6 миллиона ливров. Жанна разыграла целый спектакль с участием двойника Марии-Антуанетты — проститутки, похожей на королеву. Когда афера раскрылась, ожерелье уже было разобрано, а драгоценные камни проданы в Лондоне.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

История настоящей Миледи в этих эпизодах поразительно напоминает действия литературной героини. Дюма мастерски объединил два исторических события: политический скандал с подвесками и криминальную историю с ожерельем. Он использовал мотив мести бывшему возлюбленному от Люси Хей и детально разработанный план обмана от Жанны де ла Мотт.

Последствия этих историй оказались различными. Люси Хей удалось избежать прямого обвинения в краже подвесок, хотя ее репутация пострадала. Жанна де ла Мотт была публично высечена и заклеймена буквой «V» (voleuse — воровка). Эта деталь настолько впечатлила Дюма, что он превратил ее в клеймо в виде лилии на плече Миледи.

Искусство шпионажа и предательства

История достигла апогея в годы политических потрясений. Люси Хей проявила себя как виртуозная шпионка во время Английской гражданской войны. Ее способность вести двойную и даже тройную игру поражала современников. Она умудрялась одновременно сотрудничать с королевой, новым парламентом и противниками монархии, передавая каждой стороне ценные сведения и получая за это щедрое вознаграждение.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Самым значительным достижением графини стало своевременное предупреждение своего кузена Роберта Деверё о планируемом аресте пяти членов парламента в 1642 году. Этот поступок спас жизни оппозиционеров, но стал предательством по отношению к короне. В 1647 году Люси примкнула к умеренным пресвитерианам, которые собирались в ее доме. Во время Второй гражданской войны она проявила удивительное рвение в поддержке роялистов и даже заложила свое ожерелье , чтобы собрать деньги для войск лорда Холланда.

Жанна де ла Мотт также была мастером интриг, но действовала в иной сфере. Она создала целую сеть мошенников, используя свои связи при дворе. После разоблачения аферы с ожерельем Жанна не просто бежала в Англию — она развернула масштабную кампанию по дискредитации французской королевской семьи. Ее мемуары, изданные в Лондоне, стали настоящим оружием в руках революционеров.

Расплата

Как и героиня Дюма, обе женщины заплатили высокую цену за свои интриги. В марте 1649 года Люси Хей была арестована и заключена в Тауэр по обвинению в шпионаже. По свидетельству роялистских источников, ей угрожали пытками на дыбе, чтобы получить информацию. После освобождения в сентябре 1650 года она удалилась от дел и дожила свой век в собственном поместье.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Судьба Жанны де ла Мотт оказалась более драматичной. 21 июня 1786 года она была подвергнута публичному наказанию на Гревской площади. Палач заклеймил ее плечо, хотя, по слухам, из-за сопротивления осужденной клеймо пришлось на грудь, что вызвало сочувствие публики. Приговоренная к пожизненному заключению в работном доме Сальпетриер, она совершила дерзкий побег и бежала в Англию.

Финал жизни обеих женщин окутан тайнами. История Жанны де ла Мотт даже содержит весьма неожиданный эпизод. В 1812 году, прямо перед вторжением Наполеона, она неожиданно появилась в Российской империи, где приняла подданство под именем графини де Гаше. До 1824 года она вела светскую жизнь в Петербурге, поддерживая знакомство со многими аристократическими семействами.

Однако ее относительно спокойная жизнь закончилась, когда о ее присутствии узнал император Александр I. После личной беседы с императором она была фактически выслана в Крым, куда отправилась вместе с баронессой Крюденер и графиней Голицыной под предлогом распространения христианства среди мусульман. Там она жила уединенно в небольшом домике, который в прошлом веке находился на территории «Артека».

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Перед смертью в 1826 году она сожгла все свои бумаги и высказала необычную просьбу — похоронить ее в том же платье, в котором она умрет. Однако последняя воля не была исполнена, и женщина, обмывавшая тело, обнаружила на нем шрамы от ожогов в виде французских королевских лилий. Несмотря на многочисленные попытки исследователей, могила ни графини де Гаше, ни Жанны де ла Мотт так и не была найдена.

Не менее загадочной оказалась смерть Люси Хей. Согласно записям в дневнике Роберта, 2-го графа Лестера, хранящимся в Кентском архиве, 5 ноября 1660 года графиня Карлайл провела обычное утро и "пообедала хорошо" в середине дня. Около двух часов пополудни, занимаясь обычным для аристократки делом — разрезая шелковую ленту, возможно, для отделки платья, она внезапно почувствовала себя плохо.

Состояние ее стремительно ухудшалось, и к пяти или шести часам вечера Люси Хей скончалась. Внезапность ее смерти и странные обстоятельства породили множество слухов, включая версии об отравлении. Однако никакого расследования не последовало — возможно, потому, что никто из ее многочисленных политических противников уже не считал стареющую графиню опасной.

*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.
*Все иллюстрации размещены на канале с целью художественного сопровождения текста в соответствии с фантазией автора канала. Авторское право на все иллюстрации принадлежит владельцу канала.

Так завершились жизни двух женщин, чьи судьбы вдохновили Александра Дюма на создание одного из самых ярких образов в мировой литературе. Быть может он оказался настолько правдоподобным во многом и потому, что история прототипов Миледи была не менее бурной и драматичной?