Одним из самых известных эпизодов Холодной войны между СССР и США стало уничтожение американского самолёта-разведчика Lockheed U-2 над Свердловском 1 мая 1960 года. Об этом инциденте написаны десятки книг и сотни статей. Но так ли много мы в действительности знаем об этой истории шестидесятилетней давности? Многое в ней до сих пор остается неясным. В частности, нам даже доподлинно неизвестно, откуда была запущена ракета, поразившая самолет Фрэнсиса Гэри Пауэрса. Предлагаю вам вместе проанализировать имеющиеся факты и попробовать разобраться хотя бы в этом.
Благодаря рассекреченным архивам Министерства обороны мы имеем возможность буквально по минутам восстановить хронологию событий, происходивших утром 1 мая 1960 года в небе над Свердловском. Давайте ознакомимся с этими сухими фактами.
05-35 (здесь и далее указано московское время). Пилотируемый Пауэрсом самолёт-разведчик Lockheed U-2C, не имеющий опознавательных знаков, пересёк границу воздушного пространства СССР юго-восточнее Кировабада в Таджикистане. Самолет двигался на высоте 18-21 км со скоростью 720-780 км/ч. Сделав снимки космодрома Байконур, нарушитель взял курс на Магнитогорск и Челябинск.
07-40. На перехват с аэродрома Кольцово в Свердловске был поднят истребитель Т-3 капитана Саковича. Лётчик получил задачу таранить нарушителя или попытаться сбить его реактивной струёй двигателя: самолёт перегонялся с завода к месту службы и не имел вооружения. Курсы самолётов пересеклись в 150 километров южнее города Троицка. Однако из-за ошибочных данных радиотехнических войск Сакович производил полёт на высоте 12 км и цель не обнаружил. Из-за недостатка топлива ему пришлось произвести посадку на грунтовом аэродроме Троицка.
08-10. С аэродрома Кольцово взлетел истребитель капитана Ментюкова. Самолёт выводили на цель с расчётом на перехват южнее Кыштыма приблизительно в 08-31. Данные о высоте полёта Пауэрса к тому моменту уточнили. Машина набрала высоту 20,5 км и скорость порядка 2200 километров в час, но прошла в стороне от цели. При попытке пилота исправить ошибку в наведении и совершить разворот истребитель потерял скорость и высоту, а на повторный манёвр уже не хватало топлива. Ментюков вынужден был возвратиться ни с чем – он совершил посадку в Кольцово в 08-52.
08-32. Самолёт Пауэрса вошёл в район дислокации 37 зенитно-ракетной бригады (ЗРБр), прикрывавшей небо над Озёрском. По случайному стечению обстоятельств в это время 1-й (Касли) и 2-й (Сыргайды) дивизионы бригады были на полигоне, принимали новые ЗРК "Десна", поэтому вести огонь по нарушителю не могли. 3-й дивизион находился в стороне и не мог стрелять из-за большой дальности стрельбы. 4-й дивизион (Кыштым) получил приказ открыть огонь по нарушителю, но не смог произвести пуск ракет из-за внезапно возникшей неисправности системы наведения.
08-40. Миновав окрестности Озёрска, Пауэрс взял курс на Свердловск и оказался в коридоре между 5-м (Полдневая) и 6-м (Щелкун) дивизионами 37 ЗРБр. Пока 6-й дивизион в спешке готовился к стрельбе, по недосмотру сгорел магнетрон системы наведения. Поломку быстро устранили, но за это время Пауэрс успел покинуть зону поражения.
08-43. С аэродрома Кольцово после дозаправки поднялись в воздух два истребителя МиГ-19, которые по тревоге были переброшены с пермского аэродрома Большое Савино. Пилотировали машины капитан Айвазян и старший лейтенант Сафронов. Самолёты начали облет Свердловска с севера для набора необходимой высоты.
08-46. 5-й дивизион 37 ЗРБр по неизвестным причинам тоже не смог вовремя изготовиться к стрельбе. В итоге был произведен пуск лишь одной ракеты вместо положенных трёх: пуск по второму каналу не прошёл из-за технических проблем, а выпустить третью ракету дивизион уже не успевал – самолёт ушёл из зоны поражения. Единственная ракета была выпущена вдогонку уходящему на север U-2.
08-47. Командир 5-го дивизиона подполковник Новиков зафиксировал срыв сопровождения цели. Он неуверенно доложил на КП: "По всем признакам цель поражена, но продолжает движение". Сообщение подтвердили заходящие на цель Айвазян и Сафронов, которые через несколько минут после взлёта визуально фиксировали взрыв в небе и появление облака уходящих к земле горящих обломков. Самолёт Пауэрса, вместо того, чтобы оказаться в зоне поражения 3-го дивизиона 57 ЗРБр (Горный Щит), отвернул на восток и начал терять высоту.
08-51. Дивизионы 57 ЗРБр получили приказ приготовиться к стрельбе – на КП решили, что замеченные лётчиками горящие обломки принадлежат самоликвидировавшейся после промаха ракете дивизиона Новикова. Командир 2-го дивизиона 57 ЗРБр майор Воронов доложил о готовности к стрельбе, но вынужден был отложить пуск из-за пары МиГ-19 Айвазяна и Сафронова, находившихся в зоне поражения. Лишь в 08-53 дивизион произвел пуск ракеты по цели. Буквально сразу же после пуска экраны радаров заполнило облако мелких отметок. На их фоне офицер наведения и операторы с трудом различали отметку собственной ракеты, поэтому не произвели положенные по инструкции пуски ещё двух ракет вдогонку.
08-55. Огонь открыл 1-ый дивизион 57-й ЗРБр (Монетный). Командир дивизиона капитан Шелудько приказал выпустить три ракеты, которые успешно поразили облако отметок, по-прежнему присутствовавшее на радарах. Цель на экранах радаров к тому времени ни в одном дивизионе не наблюдали уже несколько минут. Предполагалось, что нарушитель выполнил постановку пассивных помех и пытается покинуть зону поражения под их прикрытием. Лишь гораздо позднее стало известно, что на U-2 системы постановки помех в принципе не имелось.
09-05. Ни Новиков, ни Воронов, ни Шелудько не смогли однозначно зафиксировать поражение цели. Неожиданно 4-й дивизион 57 ЗРБр (Старые Решеты) под командованием майора Шугаева засёк на радарах две стремительно приближающиеся цели. Аппаратура опознавания "свой-чужой" не выдала никакой информации об их принадлежности. В царившей неразберихе с КП бригады отдали приказ уничтожить цель. Дивизион произвел пуск трёх ракет. Целями на радаре были МиГ-19 Айвазяна и Сафронова, возвращавшиеся в Кольцово на высоте около 11 км. В момент пуска Айвазян начал снижаться для захода на посадку и чудом разминулся с ракетами. Две ракеты прошли мимо и самоликвидировались. Третья взорвалась вблизи самолёта Сафронова, который был подбит. Очевидцы утверждают, что лётчик до последнего уводил самолёт от населённых пунктов, а потому не смог вовремя катапультироваться. Машина врезалась в лесополосу на окраине Дегтярска, лётчик погиб.
09-11. В 5-м дивизионе 57 ЗРБр визуально зафиксировали обломки, падающие в районе Косулино, и парашютиста в небе. Воронов тут же доложил на КП об уничтожении цели. Через несколько минут парашютист приземлился на близлежащем поле, где был задержан местными жителями. При задержании Гэри Пауэрс не сопротивлялся, хотя имел при себе пистолет и нож...
Так кто же на самом деле поразил самолёт Пауэрса? Это могла быть и ракета дивизиона подполковника Новикова, и ракета дивизиона майора Воронова. Однако Новиков стрелял вдогонку уходящей цели, что заметно снижало шансы на поражение и вообще не описывалось никакими инструкциями и уставами. Воронов находился в более выгодных условиях, стреляя, как по учебнику – точно навстречу приближающейся цели... Но факты говорят о том, что теория вероятности в тот день не сработала.
Сам Гэри Пауэрс в ходе предварительного допроса так описывал обстоятельства гибели своего самолёта:
"Неожиданно я услышал глухой взрыв и увидел оранжевое сияние. Самолёт вдруг накренился и, как мне кажется, у него отломилось хвостовое оперение. Возможно, что прямого попадания в самолёт не было: взрыв произошел где-то вблизи, а в самолёт ударили взрывная волна или осколки... Это произошло на высоте приблизительно 68 тысяч футов в 25-30 милях южнее или юго-восточнее Свердловска. В этот момент я летел довольно точно по заданному курсу..."
25-30 миль к югу от Свердловска – зона поражения дивизиона Новикова. К тому же, Пауэрс не собирался облетать Свердловск с востока – его курс пролегал по западным окраинам, ведь вскоре ему нужно было выполнить поворот в сторону Кирова и космодрома Плесецк в Архангельской области. Объяснить резкое изменение курса с выходом в зону поражения дивизиона Воронова можно лишь повреждением хвостового оперения самолёта.
Скорее всего, после поражения ракетой Новикова самолёт Пауэрса частично потерял управление, но ещё мог планировать. Однако поврежденная машина под воздействием перегрузок начала разрушаться. Ракета Воронова поразила как раз один из обломков, отделившихся от фюзеляжа. Пауэрсу здорово повезло: если бы ракеты Воронова и Шелудько поразили самолет, а не облако обломков, он навряд ли остался бы в живых. Да и без этого лётчик выжил лишь чудом. Когда вошедший в пике самолёт начал разрушаться, Пауэрса зажало между приборной панелью и сиденьем. Воспользоваться катапультой в этой ситуации он уже не мог. Лишь на высоте 10 км Пауэрс смог освободиться и открыть фонарь кабины, затем долго боролся со шлангом кислородного прибора и в итоге выпрыгнул с парашютом на высоте менее 5 километров.
В августе 1960 года в Москве состоялся показательный судебный процесс. На заседании суда Пауэрс ещё раз описал крушение своего самолёта – примерно теми же словами. Принципиально изменилось лишь две детали: расстояние до Свердловска и курс. На вопрос генерального прокурора Руденко об обстоятельствах поражения U-2 зенитной ракетой Пауэрс ответил:
"Это произошло примерно на высоте 68 тысяч футов в нескольких милях южнее Свердловска. Я только что произвел поворот самолета и летел приблизительно около одно минуты по новому курсу. Потом я услышал или, может быть, даже почувствовал какой-то глухой взрыв..."
Не исключено, что в ходе предварительного следствия Пауэрса убедили рассказать на публике слегка "причёсанную" версию событий, даже в мелочах не идущую вразрез с официальными заявлениями о поражении самолета первой же выпущенной по цели зенитной ракетой. С учётом того, что американец с самого начала дознания активно сотрудничал со следствием, это представляется вполне возможным.
Самое парадоксальное во всей этой истории то, что американский самолет и вправду могли сбить "первой же ракетой". Только это была ракета Полднёвского дивизиона, выпущенная с большим запозданием вдогонку улетающему самолёту и поразившая его лишь чудом. В предложенной мировой общественности версии этот факт выглядел бы как-то непрезентабельно. Ну и конечно же официальная версия была просто обязана умолчать о том, что ранее Пауэрс миновал зоны ответственности четырех дивизионов ПВО, по разным причинам не сумевших произвести пуск зенитных ракет. И что уже после поражения U-2 стрельбы продолжились, при этом четыре ракеты были выпущены по обломкам падающего самолёта, а ещё три – по советским МиГам, что в итоге привело к трагедии. Вот и пришлось "причесать" факты, рассказав красивую историю о том, как дивизион майора Воронова сбивает нарушителя первой же и, что немаловажно, единственной выпущенной по цели ракетой...
Дальнейшая история хорошо известна. На суде Фрэнсис Гэри Пауэрс полностью признал свою вину и был приговорен к 10 годам тюремного заключения. Майора Воронова наградили, о гибели старшего лейтенанта Сафронова постарались забыть. А советский зенитный комплекс С-75 стал самым массовым оружием подобного типа в мире – на вооружении некоторых стран он стоит и по сей день.
Гэри Пауэрс провел в тюрьме полтора года. 10 февраля 1962 года в Берлине его обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера, больше известного как Рудольф Абель. По возвращении в США Гэри Пауэрс предстал перед судом за невыполнение инструкций по самоликвидации подбитого самолёта, однако был оправдан и продолжил службу в ВВС. До 1970 года он работал в фирме Lockheed лётчиком-испытателем. 1 августа 1977 он погиб неподалеку от Лос-Анжелеса при катастрофе пилотируемого им вертолёта.