Найти в Дзене
ARTПатруль

Самые известные картины Айвазовского: море и стихия в живописи

Оглавление

Имя Ивана Константиновича Айвазовского знакомо каждому, кому близка романтика моря. Сложно назвать более известного и творчески плодовитого мариниста, работы которого до сих пор чрезвычайно востребованы и популярны. Марина – разновидность пейзажа, приверженцы которой воспевают морскую жизнь. Центральной темой произведений данного жанра являются морские виды, шторма и кораблекрушения, сражения и иные события, происходящие на море. Это направление в искусстве появилось в начале XVII века, но изначально главным действующим лицом выступал человек, а море скорее было фоном. И только в XIX веке появляется чистая марина, и главную роль на своих полотнах художники начинают отводить именно морю, исключая какие-либо упоминания человеческой жизнедеятельности. Ивана Айвазовского (1817-1900) можно смело причислять к родоначальникам этого ответвления.

На протяжении своей жизни Айвазовский устроил более ста двадцати персональных выставок. Охватить все его творчество практически невозможно, мы вспомним наиболее популярные и всенародно любимые работы гениального живописца.

«Девятый вал» – самая поразительная из всех русских картин

«Девятый вал» – картина Айвазовского, которая из всех его работ (а их более 6000) вспоминается в первую очередь. Знаменитый английский писатель Льюис Кэрролл после посещения Эрмитажа назвал эту известнейшую марину Ивана Айвазовского самой поразительной из всех русских картин. Особенно его восхитило то, как художник передал сияние заходящего солнца сквозь высокие гребни волн. «Этот эффект пытались воспроизвести на других картинах, но никому это не удавалось сделать с таким совершенством», – писал Кэрролл.

Сюжет произведения уходит своими корнями в старинные морские легенды, которые художник так любил слушать с детства. Выросший в приморском городе Феодосии, Айвазовский много общался с моряками. По их рассказам он знал, что среди набегающих друг за другом штормовых волн девятая – самая крупная и губительная. По преданиям она грозит неминуемой гибелью.

Однажды, во время путешествия на корабле, гениальный маринист сам стал свидетелем шторма. Вместо того, чтобы прятаться от стихии и метаться в поисках укрытия, Айвазовский пытался сохранить в памяти каждый нюанс и каждый отблеск света разыгравшейся стихии. Конечно, рисовать такие сюжеты с натуры немыслимо, да Иван Константинович и не считал это правильным. Он сравнивал свое творчество с поэзией. Запечатлеть едва уловимый, быстро меняющийся образ невозможно, и потому он пользовался своей фотографической памятью, чтобы брать из нее сюжеты для своих произведений. Именно так родился этот шедевр, в память о шторме, в котором Айвазовский чуть не погиб.

На картине «Девятый вал» изображены выжившие после кораблекрушения моряки. Как известно, у переживших роковую волну мореплавателей, есть все надежды на спасение.

Произведение написано в 1850 году на холсте размером 221x332 см всего за 11 дней. В настоящий момент оно хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Последняя минута на океане» - самая большая картина Айвазовского

Тема шедевра «Девятый вал» получила свое развитие во многих других произведениях художников-маринистов. Айвазовский также возвращался к ней на протяжении своей жизни.

-2

В 1889 году из-под его кисти вышло полотно, ставшее одним из самых известных в творчестве художника, приблизившись к успеху эпического «Девятого вала». Первоначально автор отразил драматизм сюжета в самом названии: «Последняя минута на океане», однако более позднее название было лишено эмоциональной окраски. Монументальная «Волна» оказалась самой крупномасштабной картиной Айвазовского. На ней изображен момент кораблекрушения, в результате которого члены экипажа оказались в одной лодке, объединив усилия в попытке выжить среди исполинских волн. Но силы явно несоразмерны, и гигантская волна, накрывшая огромный корабль, уже в следующую секунду готова спрятать в своей глубине обреченных моряков.

Холст размером 304х505 см был написан за 10 дней, и экспонировался на персональной выставке художника в Париже в 1890 году, а в 1891 году картина «Волна» была подарена императору Александру III.

«Чесменский бой» - самая известная батальная картина

Нередко писал художник Айвазовский картины морского боя.«Чесменский бой» (1848) – одно из самых известных батальных произведений автора. Здесь запечатлена победная для русского флота битва в ходе Русско-турецкой войны 1768–1774 годов.

-3

В данной работе живописец использовал ограниченную цветовую гамму, но за счет контраста красок достигается ощущение объема и перспективы. В целом полотно выглядит очень мрачным и темным, и на это есть несколько причин:

  • выбранная палитра соответствует трагизму событий;
  • битва происходит ночью;
  • дым от горящих кораблей плотно затянул небо.

Батальная сцена выполнена маслом на холсте 220х188 см и в настоящий момент находится в Картинной галерее им. И. К. Айвазовского, в его родном городе Феодосии. Картина настолько популярна, что ее можно увидеть не только на страницах школьных учебников, но даже на почтовых марках.

«Хаос. Сотворение мира» - библейский сюжет

После успешного окончания Академии художеств Иван Константинович получил пенсион и отправился путешествовать по Европе. Долгое время он прожил в Италии и очень ее полюбил. В тот период он нарисовал более 50 картин и снискал огромную славу и почет среди местных жителей. Будучи молодым дарованием, художник получил мировое признание, а его талант был высоко оценен критиками и ценителями искусства.

-4

Картина «Хаос.Сотворение мира» (1841) произвела ошеломительный эффект в католическом мире и получила золотую медаль папы Григория XVI. Религиозный лидер Ватикана вознамерился купить эту работу, но Айвазовский преподнес ее в подарок.Талантливый живописец в своей манере проиллюстрировал строку из Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Море на этом полотне выглядит зловещим и угрожающим. Водная стихия по мысли автора олицетворяет темное начало, первобытное зло. Творец здесь изображен в виде светящегося силуэта, который животворящей силой пытается упорядочить Хаос и создать все сущее.

Примечательно, что в 1864 году Айвазовский нарисует похожую картину под названием «Сотворение мира», однако в ней Творец и темное начало изображены более эскизно, работа с цветом и светом выполнена более деликатно, не столь прямолинейно и однозначно.

Произведение «Хаос.Сотворение мира» (1841) написано маслом на бумаге размером 106х75 см, и в данный момент находится в Музее армянской конгрегации мхитаристов в Венеции.

«Неаполитанский залив утром» - любимый вид Неаполитанского залива

Во время пребывания в Италии Иван Константинович переживал расцвет своего творчества. Обласканный славой художник был известен и любим во всей Европе. Италия навсегда осталась в памяти своими прекрасными видами, питавшими вдохновение романтичной натуры живописца, а также головокружительным успехом, который имели его работы в этой солнечной стране. К окончанию путешествия Айвазовского уже считали одним из лучших маринистов своей эпохи. Сам король Фердинанд II Карл купил у него полотно, изображающее неаполитанский флот.

-5

Иван Айвазовский написал несколько картин, посвященных Неаполитанскому заливу. В 1843 году появилось произведение «Неаполитанский залив утром». С помощью мягкой цветовой гаммы, искусно подобранных нежных оттенков автору удалось передать особое настроение раннего утра, момент пробуждения природы. Элементы стаффажа вписаны тонко и гармонично. Все дышит покоем и неспешностью, жизнь обитателей побережья идет плавно и размеренно. Даже вулкан в свете восходящего солнца дымится как бы «спросонья».

И, как всегда на своих полотнах, Айвазовский огромное внимание уделяет небу. Оно занимает большую часть холста. Именно небесную гладь художник писал в первую очередь, часто без перерыва, даже если работа длилась несколько часов. Автор уделял свету главенствующее значение, любил рисовать его торцом кисти, быстрыми прикосновениями. В картине «Неаполитанский залив утром» много света, он словно исходит изнутри. Сам Айвазовский считал наиболее удавшимися картины, в которых «главная сила – свет солнца».

«Вид Константинополя и Босфора» - самая дорогая картина

Как бы ни любил великий живописец Неаполь и другие итальянские города, самым красивым на Земле он считал Константинополь. Столице Османской империи он посвятил множество пейзажей, за что был награжден самим султаном Абдул-Азизом. Долгое время награда была предметом гордости для Айвазовского, пока в 1890-е годы в стране не начался геноцид армян. Урожденный Ованнес Айвязян, будучи армянином, из солидарности со своим народом избавился от высоких наград.

-6

«Вид Константинополя и Босфора» (1856) – пейзаж, написанный маслом на холсте размером 124х195 см, представляет собой романтический образ утреннего города. Мы наблюдаем привычную портовую жизнь, восходящее солнце дорожкой света отражается на волнах неповторимого лазурного цвета. Сквозь легкую дымку можно рассмотреть корабли, скопившийся на побережье народ, величественное здание мечети Ортакей. Во всем этом есть ощущение радости и удовольствия от жизни, присущее многим работам Айвазовского.

Картина была продана на британском аукционе Sotheby's 2012 года за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, и сейчас находится в частной коллекции.

«Ледяные горы в Антарктиде» - выдуманный шедевр

Айвазовский не рисовал с натуры, но большую часть картин он создал на основе увиденного. Уникальная память позволяла ему писать пейзажи с такой точностью и достоверностью, что кажется, будто он срисовывал их в момент создания.

-7

Однако есть среди его шедевров исключение. Картина «Ледяные горы в Антарктиде» была написана по рассказам друга художника адмирала Лазарева в честь пятидесятилетнего юбилея открытия Антарктиды в 1870 году. Примечательно, что Айвазовский ни разу не бывал в Антарктиде, а его друг Михаил Лазарев наряду с Беллинсгаузеном возглавлял экспедицию, открывшую новый материк. И именно с его слов живописец смог сделать пейзаж географически достоверным.

В центре полотна мы видим корабль, который кажется таким маленьким и хрупким в сравнении с окружающими его глыбами льда. Едва заметно на нем развевается российский флаг. Ощущение малости и слабости человека перед силами природы намеренно достигается автором, чтобы подчеркнуть величие совершенного подвига.

Работа была выполнена для Феодосийского археологического музея, построенного на средства Айвазовского.

«Радуга» - эволюция стиля

Айвазовский рисовал много и быстро. Каждую картину он создавал в течение одного или нескольких дней. Мог трудиться неотрывно по 12 часов, но отвлекаться от работы, упускать вдохновение художник считал недопустимым. Многие сюжеты на его полотнах повторялись, за что Айвазовского подвергали критике. Но ценители его творчества отмечали, как совершенствуется стиль плодовитого живописца от картины к картине. Так, в 1873 году появляется «Радуга».

-8

На холсте мы снова видим катастрофу: погибающий в морских волнах корабль и отплывающие на лодке моряки. Но присутствие радуги намекает на то, что у спасающихся есть надежда увидеть сушу. Сами мореплаватели, потерпевшие крушение, изображены не отчаянными: они не цепляются за доски утлого суденышка. Мужчины стоят в полный рост, работая веслами, а кто-то указывает на необъяснимый свет радуги вдали, символ удачи и благополучного исхода событий.

В этой марине автор не отказывает себе в романтических тенденциях, используя красочную цветовую гамму. Но цвета здесь более сдержанные, чем в предыдущих работах. В них нет нарочитости и жесткого контраста, Айвазовский использует сложные оттенки голубого, зеленого и розового тонов. Эта работа имеет уклон в сторону модного в тот период реализма в пейзажной живописи.