Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ. Авианосцы Великобритании (05). Эскортные авианосцы

Оглавление
Все и люстрации взяты из открытых источников
Все и люстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: 2МВ. 2МВ. Авианосцы Великобритании (04). Легкие авианосцы, КАМ- и МАК-шипы

Эскортные авианосцы британской постройки

Эскортный авианосец «Audacity»

Переоборудован 22.01 .—26.06.1941 г.. погиб 21.12.1941 г.

-2

Водоизмещение: стандартное 10.250 т, полное 11.000 т. Размеры: 142,4х17,14х6,6 м. Мощность одновальной дизельной установки 5.200 л.с. Скорость 14,5 узлов. Вооружение: 1х102-мм зенитка, 4х40-мм, 4х20-мм автомата. Экипаж 210 человек.

Состав авиагруппы на декабрь 1941 г.: 8 истребителей «Мартлет II/III».

Первый эскортный авианосец британского флота; переоборудован из германского рефрижератора «Hannover», захваченного 7.03.1940 в Вест-Индии английским крейсером «Dunedin». Переделка началась в январе 1941 и заняла 5 месяцев. Для повышения остойчивости в трюм уложили 3.000 тонн балласта. Конструкцию предельно упростили: не было ни ангара, ни самолетоподъемников, ни катапульты, ни «острова». Самолеты находились прямо на полетной палубе; аэрофинишеры из двух тросов, аварийный барьер.

-3

Служба:

Этот «эрзац-авианосец» успел принять участие всего в двух гибралтарских конвоях: в сентябре и декабре 1941 г. Отличился 17 декабря 1941: в районе острова Мадейра на британский конвой из 30 судов вышла «волчья стая» германских подлодок. Но самолет с «Одейсити» их вовремя обнаружил; по его наводке эсминцы охранения заставили всплыть поврежденную глубинными бомбами U-131, и уничтожили лодку артиллерийским огнем. Затем истребители «Одейсити» сбили появившиеся над конвоем два немецких бомбардировщика. На следующее утро эсминцы по наводке авиации потопили подлодку U-434.

19 декабря немцы предприняли комбинированную воздушно-подводную атаку. Торпедой с U-575 потоплен эсминец «Стэнли»; шлюп «Старк» протаранил подлодку U-574, а из трех бомбардировщиков два сбили истребители с «Одейсити». Но вечером 21 декабря, на последнем этапе перехода, германская подлодка U-751 торпедировала авианосец; «Одейсити» потерял ход. Через 70 минут попадания еще двух торпед переломили «Одейсити» пополам, и авианосец затонул. Погибли 72 члена экипажа.

Всего в двух конвойных походах истребители «Одейсити» сбили 5 и повредили 3 германских самолета FW.200. Пример «Одесити» показал, что идея дешевого тихоходного авианосца, предназначенного для защиты конвоев, полностью себя оправдывает.

Эскортный авианосец «Activity»

в строю с 14.10.1942 г., списан в 1946 г.

-4

Водоизмещение: стандартное 11.800 т, полное 14.250 т. Размеры: 156,4х20,1х7,7 м. Мощность двухвальной дизельной установки 12.000 л.с. Скорость 18 узлов. Вооружение: 2х102-мм зенитки, 24х20-мм автомата. Экипаж 375 человек.

Состав авиагруппы на 1944 г.: 3 торпедоносца «Суордфиш», 7 истребителей «Уайлдкэт».

«Эктивити» переоборудован из недостроенного рефрижератора «Телемахус» в 1942 г. за 9 месяцев. Авианосец получил небольшой «остров», ангар и самолетоподъемник. Катапульт не было. В трюм уложили 1.600 тонн балласта, подводную часть корпуса разделили на отсеки. Некоторые боевые посты получили защиту из противоосколочной брони. На корабль поставили два радара и гидроакустическую станцию.

-5

Служба:

Сначала «Эктивити» использовался как учебный авианосец для подготовки авиагрупп, а в январе-августе 1944-го он занимался сопровождением трансатлантических и «северных» конвоев. Его самолеты сбили 5 немецких бомбардировщиков и участвовали в потоплении подлодок U-355 и U-288. С сентября 1944 «Эктивити» доставлял самолеты из Англии на Цейлон, и занимался обучением пилотов палубной авиации.

Эскортный авианосец «Pretoria Castle»

в строю с 9.04.1943 г., списан в 1946 г.

-6

Водоизмещение: стандартное 19.650 т, полное 23.450 т. Размеры: 181х23,2х8,8 м. Мощность двухвальной дизельной установки 16.000 л.с. Скорость 18 узлов. Бронирование: погреба боезапаса и рулевое управление 25 мм. Вооружение: 4х102-мм зенитки, 16х40-мм и 16х20-мм автоматов. Экипаж 666 человек.

Состав авиагруппы на 1943 г.: 15 торпедоносцев, 6 истребителей.

Бывший пассажирский лайнер компании «Юнион Касл», в октябре 1939 г. был мобилизован и превращен во вспомогательный крейсер. В июле 1942—марте 1943 гг. переоборудован в эскортный авианосец.

-7

«Претория Касл» стал самым крупным эскортным авианосцем периода Второй мировой войны. Корабль получил легкую броню, а также систему противоторпедной защиты (пустые отсеки вдоль борта). Полетная палуба была оборудована катапультой и шестью аэрофинишерами. Имелись ангар и самолетоподьемник, два радара. В трюме разместили 2.500 тонн бетонного балласта.

Служба:

Авианосец сопроводил всего лишь один конвой в Исландию в середине 1943 г.; все остальное время он служил учебным кораблем для подготовки пилотов.

Эскортные авианосцы типа «Nairana» (3 корабля)

-8

Водоизмещение стандартное 13.825 т, полное 17.250 т. Размеры 164х21,3х6,9 м. Мощность двухвальной дизельной энергоустановки 10.700 л.с; скорость 16 узлов. («Кампания» 13.250 л.с; 18 узлов). Вооружение: 2х102-мм зенитки, 16х40-мм, 16х20-мм автоматов. Экипаж 639 человек.

Состав авиагрупп

Март 1944 г.: 12 торпедоносцев «Суордфиш», 6 истребителей «Си Харрикейн»;

Февраль 1945 г.: 14 торпедоносцев «Суордфиш». 6 истребителей «Уайлдкэт».

Самые удачные среди эскортных авианосцев британской постройки, переоборудованные из недостроенных рефрижераторов. Увеличено число водонепроницаемых переборок, построена усиленная полетная палуба, обеспечившая дополнительную прочность корпуса, сделаны широкие ангары. В трюмы для повышения остойчивости загрузили до 3.000 тонн балласта. Авианосцы имели одну катапульту, один лифт, от 4-х до 8-и аэрофинишеров, аварийный барьер, и радары разных типов. Авианосец «Кампания» впервые в истории имел боевой информационный центр.

-9

Служба:

«Nairana»— в строю с 12.12.1943 г. С февраля по сентябрь 1944 г. сопровождал 13 гибралтарских конвоев; затем охранял «северные» конвои. В начале 1945 г. участвовал в двух рейдах к берегам Норвегии. Списан в 1948 г.

«Vindex»— в строю с 3.12.1943 г. В 1944 г. сопровождал два гибралтарских конвоя, участвовал в трех противолодочных поисках в Северной Атлантике. С августа 1944 г. сопровождал «северный» конвои, потопил подлодку U-354. В 1946 г. в резерв.

«Campania»— в строю с 7.03.1944 г. С июня по август 1944 г. сопровождал 6 гибралтарских конвоев, затем эскортировал «северный» конвои. Его авиация потопила подлодки U-921 и U-365. С 1946 г. в резерве.

Британские эскортные авианосцы американской постройки

Эскортные авианосцы типа «Archer» (4 корабля)

-10

Водоизмещение: стандартное 10.220 т, полное 10.336 т. Размеры: 150х21,3х7,7 м. Мощность одновальной дизельной установки 8.500 л.с. Скорость 16,5 узлов. Вооружение: 3х102-мм зенитки, 10х20-мм автоматов, 6х12,7-мм пулеметов. Экипаж 555-855 человек.

Состав авиагруппы

1942 г.: 3 торпедоносца «Суордфиш», 12 истребителей «Си Харрикейн»;

1943 г.: 9 торпедоносцев «Суордфиш», 3 истребителя «Мартлет»:

1944 г.: 11 торпедоносцев «Суордфиш», 4 истребителя «Уайлдкэт».

Первые британские эскортные авианосцы, переданные из США по ленд-лизу. Переоборудовались из недостроенных транспортных судов в 1941-1942 гг.; перестройка занимала по 6-7 месяцев для каждого корабля. «Арчер» и «Эвенджер» имели гладкую палубу, «Байтер» и «Дэшер» получили небольшой «остров» по правому борту. Все корабли имели один лифт, одну катапульту и комплект аэрофинишеров. Для повышения остойчивости в трюмах кораблей уложили 1.800 тонн бетонного балласта. Кроме того, они могли принимать в качестве балласта до 1.000 тонн воды. Брони и противоторпедной защиты не было. Энергоустановка - два дизель-мотора, работавших через редуктор на один вал. Все авианосцы оснащались радарами и радиопеленгаторами.

-11

«Archer» — в строю с 17.11.1941 г. Через месяц столкнулся с торговым судном и встал на ремонт. В 1942 г. участвовал в двух противолодочных поисках в Северной Атлантике и в проводке нескольких трансатлантических конвоев. 23.05.1943 г. его самолеты потопили подлодку U-752. Из-за дефектов дизель-моторов с октября 1943 он использовался как плавмастерская, а в марте 1945 выведен в резерв.

«Avenger»— в строю с 1.03.1942 г. В сентябре 1942 сопровождал «северный» конвой PQ-18; при этом его истребители сбили 5 немецких самолетов, еще два десятка подбили. В ноябре «Avenger» поддерживал высадку союзников в Северной Африке. 15.11.1942 г. в 100 милях западнее Гибралтара его торпедировала германская подлодка U-155; взрыв погреба боезапаса, авианосец разломался на две части и за 3 минуты затонул; погибли 505 человек, спаслись только 17.

-12

«Biter»— в строю с 4.05.1942 г.; в ноябре 1942 участвовал в поддержке десанта союзников в Северной Африке. В марте 1943 вышел на противолодочное патрулирование в Северную Атлантику. До августа 1944 г. произвел несколько противолодочных поисков, провел 16 конвоев. Самолеты авианосца повредили подлодки U-203 и U-89, затем потопленные надводными кораблями. В апреле 1945 «Байтер» возвращен США.

«Dasher»— в строю с 1.07.1942 г; в ноябре 1942 участвовал в поддержке десанта союзников в Северной Африке. Эскортировал конвой JW-53, однако в шторм получил сильные повреждения, и вернулся обратно в порт. А 27.03.1943 г. «Dasher» затонул в результате взрыва цистерн с авиационным бензином; при этом погибли 378 членов экипажа.

Эскортные авианосцы американского типа «Bogue»

-13

Водоизмещение: стандартное 11.400 т, полное 15.160 т. Размеры: 151х21,2х7,7 м. Мощность одновальной энергоустановки 8.500 л.с. Скорость 18 узлов. Вооружение: 2х127-мм орудия, 16 (8х2) 40-мм автоматов «Бофорс», 35 (14х2; 7х1) 20-мм автоматов «Эрликон». Экипаж 646 человек.

Первая серия «Attacker» (11 единиц)

Состав авиагрупп менялся в зависимости от поставленных задач:

1943 г.: или 19 истребителей «Сифайр», или 9 торпедоносцев «Суордфиш» и 6 истребителей «Сифайр»;

1944 г.: или 24 истребителя «Уайлдкэт», или 12 торпедоносцев «Суордфиш» и 10 истребителей «Уайлдкэт».

Эти корабли были построены в США и переданы Великобритании по ленд-лизу. От однотипных американских они отличались меньшей численностью авиагруппы, и другим составом артиллерийского вооружения. Зенитное вооружение авианосцев указано первоначальное; в ходе эксплуатации оно неоднократно менялось.

-14

«Attacker»— в строю с 10.10,1942 г.; сначала перевозил самолеты из США в Англию. После подготовки авиагруппы в Средиземном море прикрывал десант в Салерно, высадку союзников в Южной Франции, бомбил береговые цели в Эгейском море. С апреля 1945 г. вошел в состав Восточного флота.

«Battler» — в строю с 15.11.1942 г. В апреле-июне 1943. осуществлял противолодочное патрулирование в Северной Атлантике и сопровождал гибралтарские конвои. Потом в Средиземном море прикрывал высадку в Салерно. С октября 1943 вошел в состав Восточного флота. Сопровождал конвои, производил в Индийском океане поиск подводных лодок и судов их снабжения.

«Chaser» — в строю с 9.04.1943 г. В феврале - марте 1944 г. сопровождал конвой JW/RA-57; при этом его самолеты потопили подлодки U-366 и U-973 (5 и 6.03.1944). В начале 1945 г. перешел в Австралию.

-15

«Fencer»— в строю с 20.02.1943 г. С октября 1943 по август 1944 участвовал в проводке 12 конвоев и в двух противолодочных поисках в Северной Атлантике, а также в трех операциях у берегов Норвегии. 10.02.1944 его самолеты потопили подлодку U-666. При сопровождении конвоя RA-59 авиагруппа «Фенсера» потопила 3 подлодки: U-277, U-674 и U-959 (1 и 2.05.1944). С начала 1945 г. использовался как учебный авианосец.

«Hunter»— в строю с 11.01.1943 г. В августе 1943 прибыл в Средиземное море, где поддерживал высадку десанта в Салерно. В октябре – ремонт в Англии. С мая 1944 поддерживал десанты в Южной Франции, бомбил береговые цели в Эгейском море. В начале 1945 г. был включен в состав Восточного флота, действовал у берегов Бирмы, Суматры, у Никобарских и Андаманских островов.

«Pursuer»— в строю с 14.06.1943. Использовался для проводки трансатлантических конвоев. 3.04.1944 принимал участие в налете на линкор «Тирпиц», затем в операции по нарушению судоходства у берегов Норвегии. В конце июля перешел в Средиземное море, обеспечивал высадку десанта в Южной Франции, бомбил береговые объекты в Эгейском море. В ноябре трижды выходил к берегам Норвегии. В апреле 1945 перешел в Кейптаун, где получил новую авиагруппу и занимался ее подготовкой.

«Ravager»— строю с 26.04.1943 г. С декабря 1943 г. до конца войны использовался как учебный авианосец для подготовки пилотов палубной авиации.

«Searcher»— в строю с 8.04.1943 г. Использовался для проводки трансатлантических конвоев, участвовал в налете на линкор «Тирпиц» (3.04.1944), в трех операциях по нарушению судоходства у берегов Норвегии. В конце июля перешел в Средиземное море. Прикрывал десант в Южной Франции, бомбил береговые цели в Эгейском море. Весной 1945 провел четыре рейда против каботажного судоходства у берегов Норвегии. В июне направлен в Индийский океан.

-16

«Stalker»— в строю с 30.12.1942 г. В августе 1943 отправлен в Средиземное море. Прикрывал высадку в Салерно, затем вернулся в Англию для модернизации. С мая 1944 г. снова в Средиземном море. В апреле 1945 г. вошел в состав Восточного флота, действовал у берегов Бирмы, Суматры, у Никобарских и Андаманских островов.

«Striker»— в строю с 29.04.1943. В 1944 г. сопровождал гибралтарские конвои, участвовал в трех противолодочных поисках в Северной Атлантике, в четырех операциях против каботажного судоходства у берегов Норвегии. Сопровождал «северные» конвои JW/RA-59A, JW/RA-60. В конце 1944 ушел в Австралию.

«Tracker»— в строю с 31.01.1943 г. С сентября 1943 по июнь 1944 провел 12 трансатлантических конвоев, а также конвой JW/RA-58 в СССР. В июне получил серьезные повреждения в результате столкновения. Из-за высокой стоимости капитального ремонта 29.11.1945 был выведен в резерв.

Вторая серия «Ameer» (24 единицы; 23 переданы Великобритании)

-17

Состав авиагрупп (в зависимости от поставленных задач):

1944 г.: или 20 истребителей «Хэллкет», или 12 торпедоносцев «Эвенджер» и 4 истребителя «Уайлдкэт»;

1945 г.: 9 торпедоносцев «Барракуда» и 12 истребителей «Уайлдкэт», или 10 торпедоносцев «Эвенджер», 4 истребителя «Хэллкет» и 5 истребителей «Сифайр».

Построено 24 корабля; из них 23 единицы получила по ленд-лизу Великобритания, один остался в США. По сравнению с 1-й серией 2-я имела усиленную зенитную артиллерию, увеличенную в размерах полетную палубу, более мощную катапульту. Зенитное вооружение тоже неоднократно менялось.

-18

В течение 1943 г. в строй королевского флота вступили:

«Ameer», «Arbiter», «Atheling», «Begum», «Emperor», «Empress», «Khedive», «Nabob», «Patroller», «Premier», «Queen», «Ruler», «Shah», «Slinger», «Speaker», «Thane» (15.01.1945 торпедирован подлодкой U-482, не ремонтировался, 5.02.1945 возвращен США), «Trumpeter» (его самолеты 4.05.1944 г. потопили подлодку U-711).

В течение 1944 г. британский флот пополнился:

«Puncher», «Rajah», «Ranee», «Reaper», «Smiter», «Тrоunсеr».

-19

Служба:

Боевые судьбы авианосцев серии ««Ameer» («Боуг-2») ничем не примечательны, так как они пополнили британский флот уже на заключительном этапе войны, в условиях полного превосходства флотов Союзников. Они действовали в Атлантике, Средиземном море, на Дальнем Востоке. Сопровождали конвои, бомбили береговые объекты, обеспечивали высадку десантов, охотились за подводными лодками, перевозили самолеты, готовили новые авиагруппы.

Все «ленд-лизовские» авианосцы в 1946 г. были возвращены США; там часть из них была переоборудована в грузовые суда, а часть отправлена на слом.

НАЧАЛО цикла статей: 2МВ: авианосцы Великобритании (01). Первые «плавучие гаражи»

Список других статей канала, посвященных морским темам, НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории