ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: 2МВ. 2МВ. Авианосцы Великобритании (04). Легкие авианосцы, КАМ- и МАК-шипы
Эскортные авианосцы британской постройки
Эскортный авианосец «Audacity»
Переоборудован 22.01 .—26.06.1941 г.. погиб 21.12.1941 г.
Водоизмещение: стандартное 10.250 т, полное 11.000 т. Размеры: 142,4х17,14х6,6 м. Мощность одновальной дизельной установки 5.200 л.с. Скорость 14,5 узлов. Вооружение: 1х102-мм зенитка, 4х40-мм, 4х20-мм автомата. Экипаж 210 человек.
Состав авиагруппы на декабрь 1941 г.: 8 истребителей «Мартлет II/III».
Первый эскортный авианосец британского флота; переоборудован из германского рефрижератора «Hannover», захваченного 7.03.1940 в Вест-Индии английским крейсером «Dunedin». Переделка началась в январе 1941 и заняла 5 месяцев. Для повышения остойчивости в трюм уложили 3.000 тонн балласта. Конструкцию предельно упростили: не было ни ангара, ни самолетоподъемников, ни катапульты, ни «острова». Самолеты находились прямо на полетной палубе; аэрофинишеры из двух тросов, аварийный барьер.
Служба:
Этот «эрзац-авианосец» успел принять участие всего в двух гибралтарских конвоях: в сентябре и декабре 1941 г. Отличился 17 декабря 1941: в районе острова Мадейра на британский конвой из 30 судов вышла «волчья стая» германских подлодок. Но самолет с «Одейсити» их вовремя обнаружил; по его наводке эсминцы охранения заставили всплыть поврежденную глубинными бомбами U-131, и уничтожили лодку артиллерийским огнем. Затем истребители «Одейсити» сбили появившиеся над конвоем два немецких бомбардировщика. На следующее утро эсминцы по наводке авиации потопили подлодку U-434.
19 декабря немцы предприняли комбинированную воздушно-подводную атаку. Торпедой с U-575 потоплен эсминец «Стэнли»; шлюп «Старк» протаранил подлодку U-574, а из трех бомбардировщиков два сбили истребители с «Одейсити». Но вечером 21 декабря, на последнем этапе перехода, германская подлодка U-751 торпедировала авианосец; «Одейсити» потерял ход. Через 70 минут попадания еще двух торпед переломили «Одейсити» пополам, и авианосец затонул. Погибли 72 члена экипажа.
Всего в двух конвойных походах истребители «Одейсити» сбили 5 и повредили 3 германских самолета FW.200. Пример «Одесити» показал, что идея дешевого тихоходного авианосца, предназначенного для защиты конвоев, полностью себя оправдывает.
Эскортный авианосец «Activity»
в строю с 14.10.1942 г., списан в 1946 г.
Водоизмещение: стандартное 11.800 т, полное 14.250 т. Размеры: 156,4х20,1х7,7 м. Мощность двухвальной дизельной установки 12.000 л.с. Скорость 18 узлов. Вооружение: 2х102-мм зенитки, 24х20-мм автомата. Экипаж 375 человек.
Состав авиагруппы на 1944 г.: 3 торпедоносца «Суордфиш», 7 истребителей «Уайлдкэт».
«Эктивити» переоборудован из недостроенного рефрижератора «Телемахус» в 1942 г. за 9 месяцев. Авианосец получил небольшой «остров», ангар и самолетоподъемник. Катапульт не было. В трюм уложили 1.600 тонн балласта, подводную часть корпуса разделили на отсеки. Некоторые боевые посты получили защиту из противоосколочной брони. На корабль поставили два радара и гидроакустическую станцию.
Служба:
Сначала «Эктивити» использовался как учебный авианосец для подготовки авиагрупп, а в январе-августе 1944-го он занимался сопровождением трансатлантических и «северных» конвоев. Его самолеты сбили 5 немецких бомбардировщиков и участвовали в потоплении подлодок U-355 и U-288. С сентября 1944 «Эктивити» доставлял самолеты из Англии на Цейлон, и занимался обучением пилотов палубной авиации.
Эскортный авианосец «Pretoria Castle»
в строю с 9.04.1943 г., списан в 1946 г.
Водоизмещение: стандартное 19.650 т, полное 23.450 т. Размеры: 181х23,2х8,8 м. Мощность двухвальной дизельной установки 16.000 л.с. Скорость 18 узлов. Бронирование: погреба боезапаса и рулевое управление 25 мм. Вооружение: 4х102-мм зенитки, 16х40-мм и 16х20-мм автоматов. Экипаж 666 человек.
Состав авиагруппы на 1943 г.: 15 торпедоносцев, 6 истребителей.
Бывший пассажирский лайнер компании «Юнион Касл», в октябре 1939 г. был мобилизован и превращен во вспомогательный крейсер. В июле 1942—марте 1943 гг. переоборудован в эскортный авианосец.
«Претория Касл» стал самым крупным эскортным авианосцем периода Второй мировой войны. Корабль получил легкую броню, а также систему противоторпедной защиты (пустые отсеки вдоль борта). Полетная палуба была оборудована катапультой и шестью аэрофинишерами. Имелись ангар и самолетоподьемник, два радара. В трюме разместили 2.500 тонн бетонного балласта.
Служба:
Авианосец сопроводил всего лишь один конвой в Исландию в середине 1943 г.; все остальное время он служил учебным кораблем для подготовки пилотов.
Эскортные авианосцы типа «Nairana» (3 корабля)
Водоизмещение стандартное 13.825 т, полное 17.250 т. Размеры 164х21,3х6,9 м. Мощность двухвальной дизельной энергоустановки 10.700 л.с; скорость 16 узлов. («Кампания» 13.250 л.с; 18 узлов). Вооружение: 2х102-мм зенитки, 16х40-мм, 16х20-мм автоматов. Экипаж 639 человек.
Состав авиагрупп
Март 1944 г.: 12 торпедоносцев «Суордфиш», 6 истребителей «Си Харрикейн»;
Февраль 1945 г.: 14 торпедоносцев «Суордфиш». 6 истребителей «Уайлдкэт».
Самые удачные среди эскортных авианосцев британской постройки, переоборудованные из недостроенных рефрижераторов. Увеличено число водонепроницаемых переборок, построена усиленная полетная палуба, обеспечившая дополнительную прочность корпуса, сделаны широкие ангары. В трюмы для повышения остойчивости загрузили до 3.000 тонн балласта. Авианосцы имели одну катапульту, один лифт, от 4-х до 8-и аэрофинишеров, аварийный барьер, и радары разных типов. Авианосец «Кампания» впервые в истории имел боевой информационный центр.
Служба:
«Nairana»— в строю с 12.12.1943 г. С февраля по сентябрь 1944 г. сопровождал 13 гибралтарских конвоев; затем охранял «северные» конвои. В начале 1945 г. участвовал в двух рейдах к берегам Норвегии. Списан в 1948 г.
«Vindex»— в строю с 3.12.1943 г. В 1944 г. сопровождал два гибралтарских конвоя, участвовал в трех противолодочных поисках в Северной Атлантике. С августа 1944 г. сопровождал «северный» конвои, потопил подлодку U-354. В 1946 г. в резерв.
«Campania»— в строю с 7.03.1944 г. С июня по август 1944 г. сопровождал 6 гибралтарских конвоев, затем эскортировал «северный» конвои. Его авиация потопила подлодки U-921 и U-365. С 1946 г. в резерве.
Британские эскортные авианосцы американской постройки
Эскортные авианосцы типа «Archer» (4 корабля)
Водоизмещение: стандартное 10.220 т, полное 10.336 т. Размеры: 150х21,3х7,7 м. Мощность одновальной дизельной установки 8.500 л.с. Скорость 16,5 узлов. Вооружение: 3х102-мм зенитки, 10х20-мм автоматов, 6х12,7-мм пулеметов. Экипаж 555-855 человек.
Состав авиагруппы
1942 г.: 3 торпедоносца «Суордфиш», 12 истребителей «Си Харрикейн»;
1943 г.: 9 торпедоносцев «Суордфиш», 3 истребителя «Мартлет»:
1944 г.: 11 торпедоносцев «Суордфиш», 4 истребителя «Уайлдкэт».
Первые британские эскортные авианосцы, переданные из США по ленд-лизу. Переоборудовались из недостроенных транспортных судов в 1941-1942 гг.; перестройка занимала по 6-7 месяцев для каждого корабля. «Арчер» и «Эвенджер» имели гладкую палубу, «Байтер» и «Дэшер» получили небольшой «остров» по правому борту. Все корабли имели один лифт, одну катапульту и комплект аэрофинишеров. Для повышения остойчивости в трюмах кораблей уложили 1.800 тонн бетонного балласта. Кроме того, они могли принимать в качестве балласта до 1.000 тонн воды. Брони и противоторпедной защиты не было. Энергоустановка - два дизель-мотора, работавших через редуктор на один вал. Все авианосцы оснащались радарами и радиопеленгаторами.
«Archer» — в строю с 17.11.1941 г. Через месяц столкнулся с торговым судном и встал на ремонт. В 1942 г. участвовал в двух противолодочных поисках в Северной Атлантике и в проводке нескольких трансатлантических конвоев. 23.05.1943 г. его самолеты потопили подлодку U-752. Из-за дефектов дизель-моторов с октября 1943 он использовался как плавмастерская, а в марте 1945 выведен в резерв.
«Avenger»— в строю с 1.03.1942 г. В сентябре 1942 сопровождал «северный» конвой PQ-18; при этом его истребители сбили 5 немецких самолетов, еще два десятка подбили. В ноябре «Avenger» поддерживал высадку союзников в Северной Африке. 15.11.1942 г. в 100 милях западнее Гибралтара его торпедировала германская подлодка U-155; взрыв погреба боезапаса, авианосец разломался на две части и за 3 минуты затонул; погибли 505 человек, спаслись только 17.
«Biter»— в строю с 4.05.1942 г.; в ноябре 1942 участвовал в поддержке десанта союзников в Северной Африке. В марте 1943 вышел на противолодочное патрулирование в Северную Атлантику. До августа 1944 г. произвел несколько противолодочных поисков, провел 16 конвоев. Самолеты авианосца повредили подлодки U-203 и U-89, затем потопленные надводными кораблями. В апреле 1945 «Байтер» возвращен США.
«Dasher»— в строю с 1.07.1942 г; в ноябре 1942 участвовал в поддержке десанта союзников в Северной Африке. Эскортировал конвой JW-53, однако в шторм получил сильные повреждения, и вернулся обратно в порт. А 27.03.1943 г. «Dasher» затонул в результате взрыва цистерн с авиационным бензином; при этом погибли 378 членов экипажа.
Эскортные авианосцы американского типа «Bogue»
Водоизмещение: стандартное 11.400 т, полное 15.160 т. Размеры: 151х21,2х7,7 м. Мощность одновальной энергоустановки 8.500 л.с. Скорость 18 узлов. Вооружение: 2х127-мм орудия, 16 (8х2) 40-мм автоматов «Бофорс», 35 (14х2; 7х1) 20-мм автоматов «Эрликон». Экипаж 646 человек.
Первая серия «Attacker» (11 единиц)
Состав авиагрупп менялся в зависимости от поставленных задач:
1943 г.: или 19 истребителей «Сифайр», или 9 торпедоносцев «Суордфиш» и 6 истребителей «Сифайр»;
1944 г.: или 24 истребителя «Уайлдкэт», или 12 торпедоносцев «Суордфиш» и 10 истребителей «Уайлдкэт».
Эти корабли были построены в США и переданы Великобритании по ленд-лизу. От однотипных американских они отличались меньшей численностью авиагруппы, и другим составом артиллерийского вооружения. Зенитное вооружение авианосцев указано первоначальное; в ходе эксплуатации оно неоднократно менялось.
«Attacker»— в строю с 10.10,1942 г.; сначала перевозил самолеты из США в Англию. После подготовки авиагруппы в Средиземном море прикрывал десант в Салерно, высадку союзников в Южной Франции, бомбил береговые цели в Эгейском море. С апреля 1945 г. вошел в состав Восточного флота.
«Battler» — в строю с 15.11.1942 г. В апреле-июне 1943. осуществлял противолодочное патрулирование в Северной Атлантике и сопровождал гибралтарские конвои. Потом в Средиземном море прикрывал высадку в Салерно. С октября 1943 вошел в состав Восточного флота. Сопровождал конвои, производил в Индийском океане поиск подводных лодок и судов их снабжения.
«Chaser» — в строю с 9.04.1943 г. В феврале - марте 1944 г. сопровождал конвой JW/RA-57; при этом его самолеты потопили подлодки U-366 и U-973 (5 и 6.03.1944). В начале 1945 г. перешел в Австралию.
«Fencer»— в строю с 20.02.1943 г. С октября 1943 по август 1944 участвовал в проводке 12 конвоев и в двух противолодочных поисках в Северной Атлантике, а также в трех операциях у берегов Норвегии. 10.02.1944 его самолеты потопили подлодку U-666. При сопровождении конвоя RA-59 авиагруппа «Фенсера» потопила 3 подлодки: U-277, U-674 и U-959 (1 и 2.05.1944). С начала 1945 г. использовался как учебный авианосец.
«Hunter»— в строю с 11.01.1943 г. В августе 1943 прибыл в Средиземное море, где поддерживал высадку десанта в Салерно. В октябре – ремонт в Англии. С мая 1944 поддерживал десанты в Южной Франции, бомбил береговые цели в Эгейском море. В начале 1945 г. был включен в состав Восточного флота, действовал у берегов Бирмы, Суматры, у Никобарских и Андаманских островов.
«Pursuer»— в строю с 14.06.1943. Использовался для проводки трансатлантических конвоев. 3.04.1944 принимал участие в налете на линкор «Тирпиц», затем в операции по нарушению судоходства у берегов Норвегии. В конце июля перешел в Средиземное море, обеспечивал высадку десанта в Южной Франции, бомбил береговые объекты в Эгейском море. В ноябре трижды выходил к берегам Норвегии. В апреле 1945 перешел в Кейптаун, где получил новую авиагруппу и занимался ее подготовкой.
«Ravager»— строю с 26.04.1943 г. С декабря 1943 г. до конца войны использовался как учебный авианосец для подготовки пилотов палубной авиации.
«Searcher»— в строю с 8.04.1943 г. Использовался для проводки трансатлантических конвоев, участвовал в налете на линкор «Тирпиц» (3.04.1944), в трех операциях по нарушению судоходства у берегов Норвегии. В конце июля перешел в Средиземное море. Прикрывал десант в Южной Франции, бомбил береговые цели в Эгейском море. Весной 1945 провел четыре рейда против каботажного судоходства у берегов Норвегии. В июне направлен в Индийский океан.
«Stalker»— в строю с 30.12.1942 г. В августе 1943 отправлен в Средиземное море. Прикрывал высадку в Салерно, затем вернулся в Англию для модернизации. С мая 1944 г. снова в Средиземном море. В апреле 1945 г. вошел в состав Восточного флота, действовал у берегов Бирмы, Суматры, у Никобарских и Андаманских островов.
«Striker»— в строю с 29.04.1943. В 1944 г. сопровождал гибралтарские конвои, участвовал в трех противолодочных поисках в Северной Атлантике, в четырех операциях против каботажного судоходства у берегов Норвегии. Сопровождал «северные» конвои JW/RA-59A, JW/RA-60. В конце 1944 ушел в Австралию.
«Tracker»— в строю с 31.01.1943 г. С сентября 1943 по июнь 1944 провел 12 трансатлантических конвоев, а также конвой JW/RA-58 в СССР. В июне получил серьезные повреждения в результате столкновения. Из-за высокой стоимости капитального ремонта 29.11.1945 был выведен в резерв.
Вторая серия «Ameer» (24 единицы; 23 переданы Великобритании)
Состав авиагрупп (в зависимости от поставленных задач):
1944 г.: или 20 истребителей «Хэллкет», или 12 торпедоносцев «Эвенджер» и 4 истребителя «Уайлдкэт»;
1945 г.: 9 торпедоносцев «Барракуда» и 12 истребителей «Уайлдкэт», или 10 торпедоносцев «Эвенджер», 4 истребителя «Хэллкет» и 5 истребителей «Сифайр».
Построено 24 корабля; из них 23 единицы получила по ленд-лизу Великобритания, один остался в США. По сравнению с 1-й серией 2-я имела усиленную зенитную артиллерию, увеличенную в размерах полетную палубу, более мощную катапульту. Зенитное вооружение тоже неоднократно менялось.
В течение 1943 г. в строй королевского флота вступили:
«Ameer», «Arbiter», «Atheling», «Begum», «Emperor», «Empress», «Khedive», «Nabob», «Patroller», «Premier», «Queen», «Ruler», «Shah», «Slinger», «Speaker», «Thane» (15.01.1945 торпедирован подлодкой U-482, не ремонтировался, 5.02.1945 возвращен США), «Trumpeter» (его самолеты 4.05.1944 г. потопили подлодку U-711).
В течение 1944 г. британский флот пополнился:
«Puncher», «Rajah», «Ranee», «Reaper», «Smiter», «Тrоunсеr».
Служба:
Боевые судьбы авианосцев серии ««Ameer» («Боуг-2») ничем не примечательны, так как они пополнили британский флот уже на заключительном этапе войны, в условиях полного превосходства флотов Союзников. Они действовали в Атлантике, Средиземном море, на Дальнем Востоке. Сопровождали конвои, бомбили береговые объекты, обеспечивали высадку десантов, охотились за подводными лодками, перевозили самолеты, готовили новые авиагруппы.
Все «ленд-лизовские» авианосцы в 1946 г. были возвращены США; там часть из них была переоборудована в грузовые суда, а часть отправлена на слом.
НАЧАЛО цикла статей: 2МВ: авианосцы Великобритании (01). Первые «плавучие гаражи»
Список других статей канала, посвященных морским темам, НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории