ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: 2МВ: авианосцы Великобритании (03). Корабли нового поколения
В ходе войны англичане продолжали совершенствовать удачный тип авианосца «Арк Ройял». На его основе они разработали проект авианосца «Одейшес» с большим водоизмещением, усиленным бронированием, и авиаотрядом, увеличенным до 100 самолетов. По этому проекту начали строить четыре корабля; однако окончание войны отменило план, и в строй вошли только два авианосца, но уже после войны (в 1946 и 1950 гг.).
Первые же месяцы войны выявили потребность в легких авианосцах для охраны кораблей и судов королевского флота. Немецкие самолеты и подводные лодки оказались грозными противниками для надводных кораблей Британии, и тем более для транспортных конвоев. Их надежную охрану в открытом море могли обеспечить именно многочисленные легкие авианосцы, несущие истребители, разведчики и самолеты ПЛО. Ради ускорения постройки таких кораблей, адмиралтейство согласилось на предельное упрощение их конструкции, и на снижение скорости.
Первым легким авианосцем стал «Юникорн», спущенный на воду в ноябре 1941 года. При водоизмещении 14.750 тонн он имел авиагруппу в 35 машин и развивал скорость 24 узла. «Юникорн» послужил прототипом для большой серии легких британских авианосцев типа «Колоссус». Она состояла из 10 кораблей, более быстроходных, чем «Юникорн»; количество самолетов на них увеличилось до 48 единиц - за счет отказа от восьми 102-мм орудий. Вслед за этой серией в постройку пошли 6 авианосцев типа «Маджестик». Но, хотя они строились ускоренными темпами, спустить их на воду смогли лишь в 1944-1945 гг., и во 2МВ эти корабли не участвовали.
Тем не менее, дожидаться ввода в строй даже авианосцев типа «Колоссус» Британия не могла - ведь несмотря на сопровождение кораблями охранения, караваны торговых судов без воздушного прикрытия несли крупные потери. И ввиду длительности постройки легких авианосцев англичане решили спешно переоборудовать в тихоходные авианосцы часть торговых судов. Хотя они и не обладали ударной мощью, но все же годились для охраны конвоев в открытом океане.
Первым британцы перестроили захваченный у немцев в марте 1940 г. теплоход «Ганновер», переименованный ими в «Одейсити». Переоборудование свелось к сооружению полетной палубы, и установке двух аэрофинишеров. Ни ангаров, ни лифтов, ни катапульт на «Одейсити» не было; шесть истребителей размещались прямо на палубе. Все работы были завершены в июне 1941 г.; а в декабре при сопровождении крупного гибралтарского конвоя с активным участием самолетов этого авианосца англичане потопили три немецкие подводных лодки и сбили два FW-200 (правда, на последнем этапе перехода «Одейсити» погиб).
Результат боевой деятельности «Одейсити» способствовал началу подобного переоборудования еще нескольких коммерческих судов. С середины 1942 по март 1944 британский флот получил еще 5 авианосцев, перестроенных из «торговцев»: «Эктивити», «Претория Касл», «Найрана», «Виндекс» и «Кампания» (об эскортных авианосцах британской постройки речь пойдет в следующей статье). Правда, сыграть решающую роль в воздушном прикрытии атлантических конвоев в самый критический период 1942—1943 гг. эти постепенно вступавшие в строй авианосцы не успели - вся тяжесть борьбы с немецкими подлодками и авиацией легла на другие корабли.
Весь 1942 год Британия находилась в отчаянном положении. К началу осени германские подводники потопили около 4 млн. брутто-тонн транспортных судов союзников - почти столько же, сколько за два предыдущих года. Огромное сокращение поставок в Англию продовольствия и военного имущества поставило страну на грань катастрофы. И чтобы как-то компенсировать отсутствие легких и эскортных авианосцев, англичане с начала 1942 г. стали применять так называемые «КАМ-шипы» - обычные грузовые суда с установленными на них катапультами, запускавшими колесные «Харрикейны».
По боевой тревоге истребители выстреливали в воздух, а после выполнения боевого задания, если до своего берега было далеко, летчик возвращался к судну, и прыгал с парашютом, бросая самолет. Приводнившись, он надувал резиновый плотик и ждал, пока его подберут. Хорошо натренированные экипажи «КАМ-шипов» ухитрялись поднимать пилота на борт спустя пять минут после приводнения. А потеря брошенного истребителя компенсировалась сохранением ценного груза на защищенных им судах. Тем не менее, такое «истребительное прикрытие» было вынужденной мерой. Более эффективное решение проблемы было найдено в виде так называемых «МАК-шипов».
В отличие от «КАМ-шипов», «МАКи» должны были принимать назад взлетавшие с них самолеты. Поэтому они получили полетную палубу и необходимое оборудование. В этом смысле они походили на эскортные авианосцы, переоборудованные из коммерческих судов, но, при наличии на палубе всего 3-4 самолетов, они загружались, как обычные грузовые суда. И «МАКи» не входили в состав военного флота; они несли торговый флаг. Таким образом было оборудовано 19 судов. Первый «МАК» («Эмпайр Мак Алпайн») перестроили всего за 8 месяцев.
Однако проблему противолодочной и противовоздушной обороны атлантических конвоев решили не «МАКи». Резкий рост эффективности эскорта летом-осенью 1943 г. обеспечили корабли, полученные от США. В течение двух лет американцы передали Великобритании 38 эскортных авианосцев. В 1942 г. британский флот получил от них 18 «авиа-эскортников»; в том году потери от действий немецких подводников составили 5,75 млн. тонн грузовых судов (иногда месячные потери доходили до 650 тысяч тонн). В 1943 г. в строй британского флота вошли еще 20 эскортных авианосцев, построенных в США, да американский флот получил от своих судостроителей 47 авианосцев (общая численность английского и американских флотов увеличилась на 67 эскортных авианосцев). И в 1943 году потери союзных конвоев сократились до 1,94 млн. тонн, причем с августа они никогда больше не превышали 53 тысячи тонн в месяц. Во многом эффективность действий британских авианосцев повысилась благодаря поставкам не только кораблей этого типа, но и оснащением их американскими палубными самолетами «Корсар», «Хеллкэт» и «Эвенджер». (Информация о британско-американских эскортных авианосцах так же будет в следующей статье)…
Легкие авианосцы Великобритании
Легкий авианосец «Unicorn»
в строю с 12.03.1943 г., списан в 1959 г.
Водоизмещение: стандартное 14.750 т, полное 20.300 т. Размеры: 195х27,4х7,3 м. Мощность двухвальной энергоустановки 40.000 л.с. Скорость 24 узла. Бронирование: полетная палуба 51 мм, погреба боеприпасов 76—51 мм. Вооружение: 8х102-мм зенитных орудий, 16х40-мм, 13х20-мм автоматов. Экипаж 1.200 человек.
Состав авиагруппы на сентябрь 1943 г.: 3 торпедоносца «Суордфиш», 30 истребителей «Сифайр».
«Юникорн» строился как вспомогательный авианосец для обеспечения тяжелых авианосцев в виде авиатранспорта и ремонтной мастерской; однако в годы войны «Юникорн» использовался как боевой корабль.
По конструкции представлял собой уменьшенный и упрощенный вариант «Арк Ройяла». Имел два самолетоподъемника, одну гидропневматическую катапульту, комплект аэрофинишеров. Двухъярусный ангар – небольшой (значительный объем внутренних помещений был отдан под мастерские для обслуживания самолетов).
Боевая служба
В мае-июне 1943 г. сопровождал три гибралтарских конвоя, в июле совершил поход к берегам Норвегии, в сентябре прикрывал десант в Салерно. С октября 1943 до конца войны «Юникорн» в Коломбо обеспечивал подготовку летчиков палубной авиации.
Легкие авианосцы типа «Colossus» (10 кораблей)
Водоизмещение: стандартное 13.190 т, полное 18.040 т. Размеры: 211,3х24,4х7.1 м. Мощность двухвальной энергоустановки 40.000 л.с. Скорость 25 узлов. Вооружение: 24х40-мм автомата «Пом-пом» (четырехствольные), 21х40-мм автомат «Бофорс» (одноствольные). Экипаж 1.300 человек.
Состав авиагруппы на 1945 г.: 18 торпедоносцев «Барракуда», 21 истребитель «Корсар».
Эти корабли строились в сжатые сроки, и потому особое внимание уделялось технологичности производства и дешевизне. Каждый корабль имел два лифта, одноярусный ангар, но бронирование полностью отсутствовало. Корпус авианосца создавался на основе проекта транспортного судна, без противоторпедной защиты, но разделение на ряд отсеков и эшелонная в 4 отсека компоновка энергоустановки гарантировали сохранение плавучести в случае подводного взрыва. Полетная палуба имела одну гидравлическую катапульту и 8 аэрофинишеров. Все авианосцы серии получили стандартный комплект радаров и гидроакустические станции ПЛО.
Служба:
Серия из 10 кораблей. В 1944 г. в строй вступили 2 авианосца («Triumph» в апреле, и «Colossus» в декабре). В 1945 г. до окончания 2МВ в строй вошли еще 5 («Glory», «Ocean», «Pioneer», «Venerable» и «Vengeance»). «Perseus», «Theseus» и «Warrior» были закончены уже после окончания войны.
«Triumph» в 1944-1945 гг. служил на Средиземном море. «Ocean» с момента вступления в строй и до декабря 1945 г. занимался в Англии подготовкой ночной авиагруппы. Остальные легкие авианосцы этого типа, вошедшие в строй до окончания 2МВ, в 1945 недолго несли службу на Дальнем Востоке и в Индийском океане.
«Эрзац-авианосцы»: КАМ- и МАК-шипы
КАМ-шипы (CAM - Catapult Aircraft Merchant ship)
Так как серьезную угрозу британским конвоям представляли не только подводные лодки, но и немецкие самолеты (только за первые четыре месяца 1941 года они самостоятельно потопили судна союзников общим водоизмещением 580.000 тонн), им тоже требовалось оказывать сопротивление. И чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие легких авианосцев, англичане с конца 1941 г. стали применять оснащенные катапультами гражданские суда, с которых в воздух запускались обычные армейские колесные «Харрикейны».
Результатом этой отчаянной меры противодействия стало поспешное переоборудование 35 транспортных судов различного водоизмещения. Тактико-технические характеристики судов группы «КАМ-шип» дать невозможно, так как они слишком отличаются друг от друга. Все «КАМ-шипы» ходили под английскими торговыми флагами и имели гражданские экипажи, но на каждом из них стояла неуклюжая обращенная вперед катапульта. На таких судах летчики часами сидели в кабинах своих самолетов в ожидании появления вражеского разведчика. Посадка назад на корабль взлетевших истребителей не предусматривалась. Поэтому после взлета они должны были успеть перехватить самолет противника, а потом попытаться долететь до берега прежде, чем кончится топливо. Но обычно бой происходил далеко в море, и летчик возвращался к судну, чтобы выпрыгнуть из самолета с парашютом, и надеяться, что моряки успеют подобрать его из воды.
Оснащенные катапультами гражданские суда прослужили «авианосцами» недолго: в основном в конце 1941 - начале 1942 гг. Постепенно они были дополнены, а затем полностью заменены вступавшими в строй конвойными авианосцами. За это время из 35 имевшихся у англичан «КАМ-шипов» 12 были потоплены немцами. При проводках конвоев все «КАМ-шипы» произвели только 8 боевых пусков, результатом которых стало уничтожение 8 немецких самолетов(3 FW.200 «Condor», 4 Heinkel He.111 и 1 Junkers Ju.88). Кроме того, еще один немецкий самолет был поврежден, а три отогнаны от конвоев. Все 8 участвовавших в этих пусках «Харрикейнов» были потеряны (брошены летчиками), семеро из пилотов были спасены моряками, один погиб.
«Торговые авианосцы» MAC (Merchant Aircraft Carriers)
В годы Второй мировой войны в Великобритании создали оригинальные корабли — так называемые «торговые авианосцы» (MAC). Их перестраивали из танкеров и зерновозов. Внешне они напоминали эскортные авианосцы, но сохраняли грузовые трюмы. Некоторые МАКи имели не только полетную палубу, но также ангары и лифты для самолетов. Тем не менее, по своей сути они оставались транспортными судами, так как главной их задачей являлась перевозка грузов. Эти суда плавали под торговым флагом (17 под британским, 2 под голландским), и в состав британского военного флота не входили. Так как в «МАКи» перестраивали суда постройки разных частных верфей, их ТТХ несколько отличались друг от друга. Поэтому ниже даны лишь их усредненные характеристики.
Авианосцы-зерновозы (6 единиц)
Грузоподъемность около 8.000 брутто-тонн; размеры около 140x17x7,5 метров. Дизельная установка одновальная, мощностью 3.300-3.500 л.с.; скорость 12-13 узлов. Экипаж 100-110 человек. Вооружение: 1х102-мм зенитка, 2х40-мм, 4х20-мм автомата; 4 самолета.
«Empire MacAlpine» (04.1943—05.1945), «Empire MacAndrew» (12.1943—06.1945), «Empire MacDermott» (03.1943—05.1945), «Empire MacKendrick» (12.1943—1948), «Empire MacCallum» (12.1943—06.1945), «Empire MacRae» (12.1943—06.1945).
Авианосцы-танкеры (13 единиц)
Грузоподъемность около 8.000-9.000 брутто-тонн; размеры около 145x18x8,5 метров. Одновальная дизельная установка мощностью около 3.300—4.000 л.с.; скорость 11—13 узлов. Экипаж около 120 человек. Вооружение: 1х102-мм зенитка, 2х40-мм, 6-8х20-мм автоматов; 3-4 самолета.
«Acavus» (10.1943—09.1944), «Adula» (02.1944—05.1945), «Alexia» (12.1943—06.1945), «Amastra» (09.1943—09.1944), «Ancyius» (10.1943—10.1944), «Gadila» (03.1944—05.1945), «Macoma» (09.1944—05.1945), «Miralda» (01.1944—05.1945), «Rapana» (07.1943—09.1944), «Empire MacCabe» (12.1943—06.1945), «Empire MacColl» (11.1943—05-1945), «Empire MacKay» (10.1943—06.1945), «Empire MacMahon» (12.1943—06.1945)
Идея «МАКов» появилась в начале 1942 г.; подходящими посчитали суда с палубой длиной не менее 120 метров и скоростью хода 11—13 узлов. К этим условиям подошли два типа судов, строившихся на частных верфях: зерновозы типа «Эмпайр Мак Алпайн» и танкеры типа «Рапана».
Адмиралтейство заказало первый «МАК» в июне 1942 г.; зерновоз «Эмпайр Мак Алпайн» был дооборудован до «авианосца» за 9 месяцев. Корпус судна и его силовая установка практически не изменились, существенно переделывалась лишь надстройка, на которой монтировалась полетная палуба для 3-4 самолетов.
«МАКи» - самые маленькие авианосцы Второй мировой войны, и от пилотов требовалось величайшее искусство, чтобы посадить самолет на полетную палубу «МАКа», поперек которой были натянуты всего четыре троса аэрофинишера. В случае промаха при посадке, летчик был обречен; поэтому на «МАКи» назначали самых опытных летчиков и обслуживающие команды. Им, в частности, принадлежит своеобразный рекорд: на одном из «маков» три «Суордфиша» взлетели за 16 секунд, а сели за 42 секунды!
За 1942—1944 гг. были созданы 6 авианосцев-зерновозов и 13 авианосцев-танкеров; их авиагруппы включали всего лишь 3-4 машины. Правда, в связи с тем, что почти все «Торговые авианосцы» вступили в строй только к началу 1944 года, они не сыграли сколько-нибудь заметной роли в защите атлантических коммуникаций. Базировавшиеся на этих импровизированных «авианосцах» самолеты совершили за полтора года около 4.000 боевых вылетов, но атаковали германские подводные лодки всего 12 раз, причем безуспешно.
НАЧАЛО цикла статей: 2МВ: авианосцы Великобритании (01). Первые «плавучие гаражи»
Список других статей канала, посвященных морским темам, НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории