Найти в Дзене
Плоды раздумий

Портрет на стене-5

НАЧАЛО

Выйдя из автобуса, они разошлись по домам, Анна сказала, что будет на связи, а Пашу забрал Игорь, пояснив, что до вечера они будут заниматься, а Людмила Кирилловна подтвердила:

– Да, я не даю Игорю расслабляться, заодно и Пашу привлекаю, когда он у нас бывает. Так я делала всегда и с Сашей. А вы с Павлом Павловичем пока отдыхайте, а вечером мы Пашу приведем.

Через два дня Саша с Викой поехали в деревню навестить бабушку, а возвратившись, Саша сразу вернулся в Москву.

Приезд Саши домой разбередил душу Пал Палыча, и он чаще стал звонить сыну и внуку, надеясь, что Виктор поймет его тоску и соберется, наконец, к нему приехать.

Но служба не давала сыну возможности приехать, а в начале марта он неожиданно позвонил и сообщил, что его переводят в другое место, но куда именно он пока не знает:

– Мне бы, конечно, хотелось поближе к вам. И прошу тебя, папа побывал, бы ты в моей школе и узнал там, можно ли Анатолия к ним перевести. Мне бы хотелось, чтобы он все же закончил девять классов у тебя. Да и десятый-одиннадцатый тоже. Он и так этих школ поменял с десяток. А сейчас я хотел бы, чтобы он в родном городе доучился, вот только как его отправить к вам, я пока не знаю, ведь мал он еще, чтобы одному ездить.
– Витя, ты не беспокойся, мы его встретим в Москве.
– Ты что ли встретишь?
– Нет, не я, но я постараюсь, чтобы его встретили. Одним словом ты его пораньше сюда отправляй.

Пал Палыч знал, что Саша со дня на день должен был приехать, вот и позвонил Михаилу Алексеевичу узнать, как долго он еще в Москве будет.

– Ой, не знаю пока ничего, мы тоже его ждем, у нас ресторан заказан на 12 марта, а он еще работает, какую-то срочную работу ему поручили. И он, наверное, больше двух недель там будет. А почему Вы спрашиваете:

И Палыч Рассказал ему о своей проблеме:

– Внуку-то всего 14 лет недавно исполнилось, только-только паспорт получил, вот я и переживаю, он еще мал, вряд ли он сможет один до нас добраться, его бы встретить надо, он на самолете прилетит.
– Пал Палыч, я ничего не могу сказать, а только дать Сашин телефон твоему сыну.
– Ты, Миша, с ним сначала поговори.

И на следующий день Михаил Алексеевич попросил Игоря отправить номер телефона Саши сыну Пал Палыча.

– Они там сами разберутся, – объяснил Михаил, уверив, что Саша мальчика встретит.

Радостный Павел Павлович так и сиял. И вскоре Михаил Алексеевич сообщил ему, что мальчик прилетит в Москву 2 марта.

– И уже 6 марта они с Сашей уже будут у нас. У вашего внука будет время даже погулять по Москве. Саша будет с четвертого числа свободен, и он специально задержался на два дня, чтобы доставить вашему внуку удовольствие. На Красную площадь он точно его сводит.

И дома все стали готовиться с приезду Анатолия. Пал Палыч особенно старался. А за покупками они ходили все вместе, ведь, кроме встречи внука Пал Палыча, у них впереди был еще Международный женский день.

– Ой, Анна, у тебя скоро три мужика будут в доме, как ты их кормить будешь?
– Пал Палыч, так в основном у платы вы стоите, вы готовите чаще, чем я. Так что я особенно не переживаю, – смеялась Аня.

Встречать гостей поехали все. Высокий, почти с Сашу парень, спрыгнул на перрон и замер, не зная, что делать дальше. А за ним степенно вышел Саша и, обняв его, направился “к своим”, как сказал он Анатолию.

Самого Сашу встречала Вика, поэтому он сразу подошел к ней. А вот и дед уже обнимал внука, а потом познакомил его с Аней и Пашей и Игорем. А вечером к ним пришли еще и Михаил Алексеевич с Людмилой Кирилловной, и Саша со своей невестой Викой До поры до времени Павел Павлович был очень счастлив, все его поздравляли, ведь внук уже месяц с лишним ходит с паспортом, но тут Анатолий сообщил ему то, от чего он потерял дар речи: он и предположить не мог, что такое может случиться в их благополучной семье. Да к тому же станет известно посторонним людям.

Анатолий при всех сообщил деду, что отец с матерью еще два года тому назад разошлись:

– Мать уехала в Москву, и там “затерялась”, как папка говорит, – то есть она больше не появляется в моей жизни, даже по телефону, – уточнил мальчик,– она предложила мне ехать с ней, но я отказался, так как она собиралась отвезти меня бабушке в деревню. Но я не захотел уезжать от отца. Он же не виноват в том, что служит так далеко. И мы с ним эти два года совсем не пожалели о том, что остались вдвоем.

Но Пал Палыч все равно был расстроен. В школе он уже договорился, что внука возьмут сразу, как только он приедет. Так что восьмой класс он спокойно закончит и перейдет в девятый. Павел Павлович переживал за сына:

– Ведь все было хорошо, почему же они расстались?

И только рано утром следующего дня позвонил сын и спокойно сказал:

– Папа, ты не переживай, мы не пропали, мы жили прекрасно, и дальше проживем. Просто она устала от жизни взаперти, мы ведь даже в отпуск никула не ездили. И я ее прекрасно понимаю, ведь это очень тяжело. Ну а Анатолию мы с ней вместе дали право выбора, и он сам выбрал меня.
– Я почти постоянно живу в ожидании очередного перевода в другое место, такая же ситуация и сейчас получилось, но теперь я хочу, чтобы Толик остался пока у тебя, менять школу сейчас нежелательно, думаю, что ты и сам это понимаешь.
– Да, дружок, понимаю. И думаю, что мы тут с ним вполне справимся.
– Ну вот и хорошо, как только я устроюсь на новом месте я сразу приеду. Мне обещали отпуск для устройства сына.

И уже потом когда дети отправились спать, Пал Палыч спросил Анну:

– Как ты думаешь, Анечка, не лучше ли будет, если я с Толиком вернусь в свою квартиру, ведь теперь тебе забот прибавится. Да и мне стыдно у тебя сидеть на шее.
– Почему “сидеть на шее”? Мне Толик дал карту, которую ваш сын специально открыл для нас с вами, я собиралась вам показать ее после того, как уберу со стола. Я думаю мы друг без друга уже не обойдемся: вам надо следить за мальчиками, так как я работаю, мне необходимо следить за вами, чтобы вы не болели, Толик теперь будет следить за успехами Паши…
– А вот Паша будет всех теребить, чтобы мы не забывали о своих обязанностях, – засмеялся Пал Палыч и обнял Аню, – ох, Аннушка, чтобы я без тебя делал!

Через несколько дней они получили две посылки с вещами Анатолия. А со следующего дня Анатолий пошел в школу.

А тут и подоспела свадьба Саши и Вики. Была она с размахом, гостей было море, но детей оставили дома, сказав что вечером купят им огромный торт. Но им и не нужна была свадьба, ведь Толик все равно никого не знал. А Паша ждал уже несколько дней когда же он начнет рассказывать ему о тех таинственных и холодных краях, где он жил почти шесть лет. А Игорь часа через два тоже прибежал к ним, ему на свадьбе было неинтересно.

Виктор приехал только в середине мая. И они выселили Анну в квартиру Пал Палыча.

– Считай, что у тебя отпуск, будешь приходить только завтракать обедать и ужинать, – велел ей Пал Палыч, – а все остальное мы будем делать сами.

И две недели Анна действительно наслаждалась покоем и вечерним одиночеством, она обнаружила, что у Павла Павловича прекрасная библиотека и читала, много читала, даже брала книги с собой на работу, и там старалась выкраивать несколько минут, чтобы читать.

А по выходным они все, кроме Пал Палыча, гуляли по городу. И Анна уже через неделю поняла что сын Павла Павловича нравится ей. Виктор был интересным собеседником. А еще в нем чувствовалось доброта и совсем не мужская заботливость: он постоянно опекал и своего сына, и Пашу, и отца, старался во всем угодить ей, Анне. Он постоянно пополнял ту карту, которую он дал ей, хотя пока сам занимался покупкой продуктов. Сходили они все вместе и на кладбище, посетив и могилу матери Виктора, и могилу Леонида. Там и сказал отец сыну:

– Боюсь я за тебя, Виктор.
– От судьбы не уйдешь, отец, а она везде рядом со мной ходит, даже когда я через дорогу перехожу.
– Я тебя понял, сынок. Но этим примером ты меня не успокоишь. Я так и буду волноваться за вас за всех. Потому что вы все мне дороги.

Но вскоре Виктор уехал к месту службы.

Уже не за горами было лето. И Анна стала подумывать о том, чем занять ребят на каникулах. Но этим озаботилась Людмила Кирилловна, и она всем троим купила путевки и отправила в лагерь на первую и третью смену, а в июле они с Михаилом Алексеевичем отвезли их, включая и Пал Палыча, в деревню к ее маме. Игорь, познакомившись с Толей еще на вокзале, и у Анны дома, и в школе частенько общался с ним, поэтому лето втроем они провели отлично.

Виктор, позвонив в очередной раз, сообщил, что он на новом месте службы живет замечательно, ведь это просто в райское место. И даже сказал, что может принять у себя в гостях кого-нибудь, у них есть небольшая гостиница. В ответ на его слова отец сказал:

– Я-то уж точно никуда не поеду, а вот Анечка пусть едет.

Через некоторое время Виктор все же уточнил, что он находится в Карелии. И Ане очень захотелось побывать в тех местах, ведь она нигде, кроме как в своей области не бывала.

А тут подоспел и ее отпуск, была середина сентября, у них еще было тепло. Дети и Павел Павлович при поддержке Людмилы Кирилловны все же уговорили ее поехать. И она решилась. Виктор встретил ее и устроил в гостиницу, его часть была совсем близко от того маленького городка, в который она приехала. Но часто видеться они не могли, служба есть служба.

Однако Анна не скучала, здесь было на что посмотреть, она даже съездила в монастырь неподалеку от города, ей там очень понравилось. Ощущения святости, чистоты и умиротворения еще долго не оставляли ее. Да, места были действительно сказочно красивы, она благодарна была Виктору за то, что он пригласил ее. И хоть и не часто, он все же составлял ей компанию в прогулках.

Однажды захватил ее с собой с соседний городок, правда ей удалось погулять там только полтора часа, но и этого было достаточно, чтобы осмотреть небольшой город, побывать в местном краеведческом музее, и посетить местный храм. Именно там и пришло к ней понимание того, что ее тянет к этому мужчине, он нравится ей. Но, главное, именно здесь она поняла, что не сопротивляется этому чувству. И здесь же, в храме она подумала:

– Раз он доверил мне своего сына, значит и в его душе есть какое-то чувство ко мне.

Но тут же она подумала, что этим чувствам может быть простая благодарность. Однако, вспомнив его взгляд, когда они после их редких прогулок прощались у входа в гостиницу, ей казалось что он дает ей надежду на то, что между ними когда-нибудь возникнет то чувство, о котором она раньше и не собиралась думать, считая, что в ее жизни не может быть больше никого, кроме Паши да Пал Палыча.

А тем временем тот тоже думал, но не о себе, а именно о сыне и Анне:

– Может быть я упал не для того, чтобы Саша узнал о том, что он приемный и у него был брат, а для того чтобы Виктор встретился с Анной, дай-то Бог, чтобы я был прав. Ведь я сейчас люблю их обоих, и хочу, очень хочу им счастья, и сыну и Анечке. Сначала им, а потом и обоим моим внукам, когда они вырастут. Пока они еще малы, дай Бог им беспечного детства, чтобы их баловали и любили. А это могут сделать только Виктор и Анна. меня в расчет брать уже поздно, старый я.

Вскоре вернулась счастливая Анна и, пригласив гостей, поделилась впечатлениями от поездки. Ну и фото, и видео в большом количестве показала. И тут все гости вдруг поняли, что ущемляют себя в удовольствиях, а особенно в путешествиях, и решили, что на следующий год обязательно съездят в отпуск куда-нибудь подальше от дома.

Время потихонечку отсчитывало секунды, которые незаметно складывались в дни, недели, месяцы. Анатолий успешно закончил девять классов у него была только одна четверка по физике, и Саша решил заняться с ним на каникулах именно физикой. Заодно и приучить брата относиться к учебе так, как Толя, то есть как к работе: вдумчиво, ответственно, и упорно. С племянником было пока все в порядке, он был отличником. И Саша был уверен, что сын, который у них с Викой вот-вот должен родиться, будет таким же умным.

Вскоре в гости к Пал Палычу приехала дочь Надежда, он очень радовался ее приезду. Правда она всего три дня погостила, а он долго еще вспоминал этот визит. И грустил, понимая, что вряд ли еще когда-либо увидит ее, у нее семья и живет она достаточно далеко от него, а внучек он последние лет пять видел только на фотографиях.

А перед Новым годом узнал Пал Палыч невероятную новость: Аня сообщила ему, что они с Виктором собираются пожениться. И она с Пашей скоро поедет к нему. Павел Павлович, конечно, обрадовался, но заартачился, требуя, чтобы брак они зарегистрировали здесь, в родном городе.

– Так Витя приедет через неделю и мы зарегистрируем брак здесь, а вы пока решите, где вам удобнее жить, у меня или в своей квартире, – тут она обняла его и сказала, – простите меня Пал Палыч, что я вот так неожиданно бросаю вас.
– Ну что ты, Анечка, я ведь только рад этому. Рад и за сына, и за тебя тоже, ведь я в любом случае не один остаюсь. И я так думаю, что пусть в моей квартире пока живет Саша с женой, а мы уже здесь с Толиком останемся.

На том они и порешили. И дождавшись приезда Виктора тихо, в кругу родных и близких Виктор и Анна отметили свое бракосочетание. А потом, забрав Пашу, уехали к месту службы Виктора.

А Пал Палычу ничего не оставалось, как надеяться на то, что через некоторое время у него родится внучка, уж очень сильно он хотел, чтобы скоро, совсем скоро его шею своими мягкими руками обвила белокурая девочка с синими пронзительными глазами, так похожая на его любимую жену.

И он дождался. Маленькая Машенька родилась в начале октября.

Навигация

Я желаю вам всего доброго, мои дорогие читатели, и стараюсь доставить вам удовольствие, верьте, как и все мои герои, в то, что жизнь прекрасна!

А вот почитайте и другие мои рассказы:

Он только мой

Судьба распорядилась по-своему

Перст судьбы

Загадочный наставник