1. История создания картины.
В 1481 году Леонардо да Винчи переехал из Флоренции в столицу Ломбардии – Милан. В этом городе ему пришлось начать карьеру художника с «нуля». Вскоре, в апреле 1483 года, Леонардо получил свой первый заказ. Это был коллективный проект, согласно которому он совместно с братьями-художниками Эванджелистом и Амброджо де Предис должен был расписать алтарь в только что построенной капелле Братства Непорочного Зачатия церкви Сан-Франческо-Гранде. Компаньоны распределили работы следующим образом. Братья де Предис взялись написать четырех ангелов-музыкантов на боковых панелях алтаря, Бога - вверху святилища, и четыре истории из жизни святого Франциска внизу, на ступеньке перед алтарем. Леонардо досталась центральная икона в огромной алтарной нише храма.
На данные работы между монахами и художниками был заключен контракт. Его текст дошёл до наших дней. Согласно этому договору, в честь прославления догмата «Непорочного зачатия», установленного несколькими годами ранее папой Сикстом IV, на алтарной иконе заказчики ожидали увидеть Деву Марию в образе, полностью соответствующем традиционным канонам Священного Писания. «Мадонна должна быть в шитом золотом парчовом ультрамариновом платье, в окружении святых, ангелов, пророков и угодников». На втором плане - «горы и камни, написанные масляными красками разных цветов». Достаточно конкретные, прописанные в соглашении указания, для Леонардо оказались бесполезны. После завершения работы выяснилось, что в картине да Винчи требованиям договора соответствует лишь скалистый пейзаж. В остальном художник продемонстрировал полное пренебрежение традициями и указаниям заказчиков: написал всё по-своему – как посчитал нужным.
2. Описание картины.
В своей картине «Мадонна в скалах» (другое название - «Мадонна в гроте») Леонардо да Винчи изобразил сцену встречи младенцев Иисуса и Иоанна в пустыне. Этого эпизода в Библии нет. Но тем не менее Леонардо объединил две различные истории из апокрифического Протоевангелия от Иакова и написал картину на данную тему. Первая история повествует о том, как Елизавета, мать Иоанна, бежала вместе с сыном в пустыню, чтобы спасти его от избиения младенцев, организованного царем Иродом. Когда она стала молить Бога о защите, то в этот момент «в горах открылась пещера и приняла их … и свет струился оттуда, потому что это был ангел Господень, хранивший их». Из этой легенды Леонардо позаимствовал сцену для второго плана своей картины - «среди диких скал». Вторая история рассказывает о том, как однажды Иисус и Мария повстречали маленького Иоанна, плачущего над мёртвым телом своей матери. Христос утешил его, а Мадонна поручила Иоанна Архангелу Уриилу.
На картине изображены четыре персонажа: Дева Мария, маленькие Иоанн, Иисус и Архангел Уриил. Они обмениваются между собой взглядами и жестами, тем самым вовлекая в эту «игру» зрителей полотна. Мадонна подталкивает Иоанна рукой к Христу. Коленопреклонённый Иоанн протягивает сжатые руки к своему двоюродному брату, который в свою очередь его благословляет. Архангел Уриил поддерживает Иисуса сзади. Мария берет под защиту обоих детей: правой рукой она обнимает Иоанна, а левую простирает над головой Иисуса. Внизу правой части картины внимание полностью переносится на Уриила. Архангел бросает на зрителей томный взгляд и указывает пальцем на маленького святого Иоанна. Этот жест и магический взор Уриила заставляет зрителей перевести свой взгляд на Крестителя, при этом минуя Иисуса Христа. Таким образом Иоанн показан более значимым, чем Христос или Мадонна, которые непроизвольно оказались на втором плане картины.
Современники в этой сцене заподозрили приверженность Леонардо к распространенной в те годы еретической теории францисканца Амедео Мендеса да Сильва. Блаженный монах утверждал, что Иоанн Креститель находится на одном уровне с Христом, поскольку он является пророком и последним олицетворением Ветхого Завета, в то время как Иисус воплощает собой религию Нового Завета. По его мнению, иудаизм и христианство – религии-близнецы, и ни одна из них ни в чём не превосходит другую.
По всей видимости именно этот факт и стал основной причиной того, что заказчики забраковали первый вариант «Мадонны в скалах». Картина после длительных переговоров была выкуплена миланским герцогом Лодовико Моро, который в 1494 году в качестве приданного своей дочери Бьянки Марии Сфорца подарил её будущему императору Священной Римской империи Максимилиану I. После смерти Максимилиана I это произведение живописи пропало из его резиденции в Инсбруке, и было обнаружено лишь сто лет спустя в замке французских королей в Фонтенбло. В 1793 году «Мадонна в скалах» переехала в Лувр, и стала одним из главных шедевров этого музея.
3. «Мадонна в скалах - два».
Между Братством и художниками разгорелся скандал не только из-за алтарной иконы Леонардо, но и по финансовому вопросу, связанному с общей стоимостью всей работы. Может показаться абсурдным, но в 1483 году да Винчи и братья де Предис подписали договор, не определив конечную сумму данного заказа. Они установили помесячную плату в 40 лир, отложив получение окончательного расчета после завершения росписи. Несомненно, что к моменту сдачи работы стороны не смогли прийти к согласию. Художники заявили, что они израсходовали все условленные 800 лир, и потребовали от заказчиков остаток в 1200 лир. В ответ монахи предложили смешную сумму – 100 лир. Разразился скандал. Для решения этой проблемы потребовалось вмешательство герцога Моро. Он назначил коллегию из экспертов, представлявших интересы обеих сторон. Так началась долгая, растянувшаяся на четверть века, судебная тяжба по данному договору.
Поскольку первый вариант «Мадонны в скалах» Леонардо давно продал, то для выполнения условий договора он был вынужден снова написать картину для алтаря часовни Братства Непорочного Зачатия. Да Винчи не стал мудрствовать, и искать новый сюжет. Он воспользовался картоном, оставшимся от первой версии «Мадонны в скалах», перенес рисунок на доску и написал новую картину - «Мадонна в скалах -два».
При этом художник учёл пожелания заказчиков и внёс соответствующие поправки в своё вновь созданное произведение живописи. Прежде всего он придал Уриилу больше сдержанности. Художник убрал жест архангела, указывающего пальцем на Иоанна Крестителя, и перевёл его взгляд в сторону от зрителей. Цвет платья Мадонны также изменился. Из темно-синего, почти чёрного он превратился в ультрамарин – цвет, который монахи согласно контракта пожелали увидеть в заказанной ими алтарной картине. Персонажи во втором варианте «Мадонны в скалах» освещены холодным, бледным, лунным светом, оставляя в тени пейзаж и менее интересные детали сюжета.
В XVII веке в «Мадонну в скалах – два» вновь были внесены поправки: неизвестный художник дописал нимбы над головами святых (которые Леонардо никогда не изображал), а Иоанну Крестителю – главный атрибут, тростниковый посох-крест. Это окончательно рассеяло все сомнения, и исключило риск спутать между собой двух братьев-малышей Иисуса Христа и Иоанна Крестителя.
Вскоре вторая версия картины «Мадонна в скалах» оказалась в алтаре капеллы Санта- Мария-делла-Конченционе. 23 октября 1508 года Амброджо де Предис получил последнюю сумму по данному заказу и переслал причитавшуюся долю да Винчи. Леонардо подтвердил получение денег. Наконец всё закончилось, но воспоминание о трудном миланском дебюте надолго осталось в памяти флорентийского художника.
4. Величайшая афёра Гамильтона.
Во второй половине XVIII века в Риме имел огромный успех художник и торговец произведениями искусства Гэвид Гамильтон. Он был не только коммерсантом, но и успешным археологом. В разных уголках Италии Гамильтон проводил раскопки, а найденные артефакты и античные скульптуры продавал своим соотечественникам - агентам, торговцам и коллекционерам из Великобритании. Гамильтон «держал руку на пульсе», и в богатой на шедевры Италии всегда мог подобрать для своих клиентов художественные работы на любой вкус.
В 1785 году до него дошла весть о том, что миланское Братство Непорочного Зачатия распущено, всё его имущество, включая и алтарную картину Леонардо, передано в благочестивый дом Санта-Катерина- алла -Руота, а церковь Санта-Франческо-Гранде из-за ветхости закрылась и власти города планируют её демонтаж. Гамильтон сразу же отправился в Милан. Он нашел управляющего благочестивым домом Санта-Катерина-алла-Руота, включил всё своё обаяние, и стал его уговаривать. Гамильтон предупредил администратора, что «Мадонна в скалах» находится в плачевном состоянии, а излишняя влажность помещения окончательно разрушит её красочный слой. В итоге плесень полностью уничтожит произведение искусства. Спасти картину можно только немедленно её продав. В противном случае она утратит свою всякую ценность, и станет никому не нужной. Данная, давно проверенная, тактика ведения переговоров сработала и на этот раз. Ушлый коммерсант добился своей цели: управляющий уступил ему шедевр Леонардо да Винчи за символическую цену.
Этот трофей был настолько ценным, что Гамильтон не решился отправить его покупателю, «заказавшему товар почтой». Он лично привез картину в Лондон, где по прибытии за восемьсот фунтов предложил её лорду Лэнсдауну. При этом Гамильтон сообщил: «Покорнейше прошу Вас дать мне ответ до двух часов завтрашнего дня, то есть до моей встречи с мистером Дезанфаном». Дезанфан был коллекционером и конкурентом Лэнсдауна, и мог его опередить, выкупив работу Леонардо. Коммерсант дипломатично закончил: «Все мои усилия направлены лишь на то, чтобы картина сделалась достоянием Вашей Светлости». Так Гамильтон подогрел интерес к своему предложению. Лэнсдаун не устоял и сразу заглотил соблазнительную наживку.
В 1805 году после смерти лорда Лэнсдауна его сын Джон был вынужден полностью распродать коллекцию отца. «Мадонну в скалах» приобрел XV граф Саффолк (Джон Говард). В 1880 году его правнук, XVIII граф Саффолк (Генри Чарльз Говард), за 9000 гиней продал эту картину в Национальную галерею Лондона.
Так две картины Леонардо да Винчи с одним и тем же названием "Мадонна в скалах" обрели свою постоянную прописку по разные стороны Ла-Манша: первая в главном музее Франции - Лувр, вторая в главном музее Великобритании – Лондонской Национальной галерее.
На этом прощаюсь.
Берегите себя.
Ваша Раиса Захаровна.
P/S 1. Если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;
2. Возможно, Вам будут интересны мои статьи о жизни и творчестве Лео-нардо да Винчи:
-"Ошеломительный успех "Моны Лизы". Почему так вышло".
- «Две Мадонны Леонардо. Как эти шедевры попали в Эрмитаж».