Найти в Дзене

Две мадонны Леонардо. Как эти шедевры попали в Эрмитаж

Оглавление

Музеи, где хранятся картины Леонардо Да Винчи, можно пересчитать на пальцах одной руки. В их число входит и наш санкт-петербургский Эрмитаж. Здесь выставлены две работы великого художника эпохи Возрождения. Они написаны на одну и туже тему – Мадонна с младенцем на руках.

Картины с обликом Богоматери и новорожденного Иисуса Христа в средние века были популярны. Состоятельные итальянцы, как правило, использовали их в интерьерах своих спален, где они совершали вечерние молитвы. Кроме того, такие полотна считались прекрасным и всегда уместным подарком друзьям, знакомым и близким. Недаром в течении нескольких лет да Винчи написал три картины на этот сюжет. Первая из них, «Мадонна с гвоздикой», сейчас находится в Старой Пинакотеке Мюнхена. Две другие обрели прописку в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Названия у них необычны: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Истории этих живописных работ увлекательны и, на мой взгляд, довольно поучительны.

1. «Мадонна Бенуа»

(первоначальное название «Мадонна с цветком»)

«Мадонна Бенуа». Леонардо да Винчи. 1478 год.
«Мадонна Бенуа». Леонардо да Винчи. 1478 год.

Это ранняя картина Леонардо да Винчи. Она была написана в 1478 году. К этому времени молодой, двадцатишестилетний да Винчи покинул мастерскую Верроккьо и стал членом братства флорентийских художников (гильдии Святого Луки).

Специалисты считают, что, начиная с «Мадонны Бенуа», Леонардо в каждой последующей своей работе стал вносить в живопись инновационные преобразования как по технике написания, так и по содержанию картин. При выполнении этого заказа да Винчи подхватил эстафету от голландских живописцев и одним из первых в Италии стал использовать масляные краски. Это позволило ему более точно передать цветовую фактуру и нюансы светотеней. В результате этого, написанные им предметы, стали максимально реалистичны. Справа на картине изображено стрельчатое окно. Возможно, художник хотел воспроизвести в нем пейзажи родного городка Винчи, но, как это часто случалось - затянул работу и оставил эту деталь незаконченной.

Но основным новаторством в «Мадонне Бенуа» стал абсолютно новый образ Богоматери. Художник лишил Мадонну каких-либо знаков величия. Он решительно убрал престол, на котором она восседала, отказался от колонн, ангелов и каких-либо других украшений. Дева Мария да Винчи – простая, улыбающаяся девочка, играющая со своим младенцем. Мадонна сидит на скамье, вытянув одну ногу, на которой устроился на подушке младенец. Малыш заинтересован цветком с крестообразным соцветием - символом креста, на котором ему суждено умереть. Его попытка схватить цветок выглядит весьма реалистично. Леонардо изобразил домашнюю сценку Марии и Иисуса настолько достоверно, что для подтверждения идентичности со святыми, реставратору позже пришлось дописывать нимбы над их головами.

В «Мадонне Бенуа» да Винчи удалось передать всю прелесть непосредственности отношений матери и ребенка, что никогда прежде не было в религиозной живописи. Эта работа настолько отличалась от привычных, написанных в то время картин, что оставляла зрителей в полном недоумении, и, возможно поэтому, так и не была выкуплена заказчиком.

-2

След «Мадонны Бенуа» был утрачен, и картина «всплыла» только четыреста лет спустя в далёкой и заснеженной России. 1 декабря 1908 года в здании Императорского общества поощрения художеств открылась выставка западноевропейского искусства из собраний коллекционеров Санкт-Петербурга. На одной из стен этой экспозиции, под номером № 283, была представлена небольшая картина. Под ней висела табличка: «да-Винчи (?) Леонардо, 1452-1519. Мадонна. Собр. Л.Н. Бенуа».

Картину для этой выставки предоставила - Мария Сапожникова-Бенуа. «Мадонна» Леонардо ей досталась как приданное-подарок от деда – знаменитого астраханского рыбопромышленника и купца первой гильдии Александра Сапожникова. Он в свою очередь в 1824 году за скромные 1400 рублей выкупил её на аукционе в Санкт-Петербурге у наследников сенатора и знаменитого коллекционера Алексея Ивановича Корсакова (1751-1821 годы).

Супруги Бенуа всегда были уверены, что их Богоматерь – творение Леонардо да Винчи. Однако для атрибуции полотна потребовались дополнительные экспертизы авторитетных специалистов. И вскоре необходимые доказательства были собраны. В архивах Британского музея среди набросков, сделанных Леонардо, были найдены два листа, на которых изображена вся композиция этого произведения. В парижском Лувре также был обнаружен рисунок-эскиз близкий к готовой картине да Винчи. Так в 1912 году картина «Мадонна с цветком» великого Леонардо вновь предстала миру.

Мария и Леонид Бенуа решили продать свою «Мадонну» уже как 100 процентную работу да Винчи. Именитые антиквары и коллекционеры из Европы и США были готовы выкупить полотно за огромные деньги. Но чувство патриотизма супругов взяло верх. В 1914 году они передали «Мадонну с цветком» в Императорский Эрмитаж за предложенные Николаем II сто пятьдесят тысяч рублей в рассрочку. Благородство четы Бенуа было высоко оценено в российском обществе и вскоре шедевр Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» был переименован в «Мадонну Бенуа».

2. «Мадонна Литта»

(первоначальное название «Мадонна, кормящая младенца»).

«Мадонна Литта». Леонардо да Винчи. 1490 - 1491 год.
«Мадонна Литта». Леонардо да Винчи. 1490 - 1491 год.

Закончив картину «Мадонна с цветком», Леонардо продолжил серию работ на эту тему. Он опять задумал удивить флорентийскую публику и решил изобразить Мадонну в ещё одном невиданном ранее образе: с обнажённой грудью, кормящей младенца Иисуса Христа. Подготовительные работы шли полным ходом. В поисках нужных образов, компоновки и проработки отдельных деталей художник написал множество эскизов на эту тему.

Как раз в этот момент судьба застала его врасплох. Лоренцо Великолепный велел откомандировать Леонардо в Милан. В то время, когда коллеги по цеху Перуджино, Росселли, Синьорелли, Пинтуриккьо, Гирландайо и Боттичелли для укрепления дружеских отношений с Римом расписывали стены Сикстинской капеллы, Леонардо да Винчи с той же дипломатической миссией отправился ко двору Лодовико Сфорца. Однако он прибыл туда не в качестве художника, а как музыкант и певец на музыкальный фестиваль, проходящий в замке миланского герцога. Да Винчи привёз с собой созданный им довольно необычный музыкальный инструмент: серебряную лиру, которая для особого тембра и насыщенности звучания была выполнена в форме лошадиного черепа. На конкурсе Леонардо занял первое место. Но это оказалось недостаточным, чтобы заслужить милость Лодовико Моро. В глазах герцога он оставался одним из множества менестрелей, выступавших со сцены его замка. Леонардо потребовалось приложить максимум усилий и достаточно длительное время, чтобы завоевать доверие и признание герцога Сфорца и оказаться при миланском дворе.

Лишь спустя десять лет, в 1490 году, став авторитетным художником Милана, да Винчи вспомнил о своей незаконченной Мадонне. Он нашел этюды, привезенные им из Флоренции, и вновь взялся за эту картину.

Художник изобразил Богоматерь и младенца Христа в момент отлучения его от груди. На Марии красное платье с широкой горловиной, в котором сделаны специальные разрезы для того, чтобы, кормить ребенка грудью. Оба разреза первоначально были аккуратно зашиты. Но в последний момент, по настоянию сына, она не выдержала и, торопливо разорвав правый разрез, снова дала ему грудь. Мадонна смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Она любуется своим сыном, легкая улыбка угадывается в уголках её губ. Полный здоровья и бессознательной энергии младенец-крепыш смотрит на зрителя. Правой рукой он придерживает грудь матери, левой - зажал птицу - щегла. В христианстве эта птица занимает особое место. Она символизирует идею искупления Иисусом Христом грехов рода человеческого. Согласно легенде, во время крёстного пути Спасителя на Голгофу щегол подлетел и попытался облегчить его страдания. Птица вырвала шип из тернового венца, впившегося в кожу Иисуса. В итоге щегла окропило кровью, и его потомки навсегда остались с этим кровавым следом вокруг клюва.

Идея поместить «Мадонну с Младенцем» между двух окон берет начало во фламандской живописи, к которой с особым вниманием относился Леонардо да Винчи. В окнах просматривается пейзаж, написанный им в светлых, голубых тонах. Благодаря этому мастер создал контраст между прозрачным светом, заливающим пространство по обе стороны от Мадонны, и тёмной поверхностью стены, на фоне которой выделяется её лицо.

В этой работе Леонардо достиг исключительной выразительности в изображённых образах Богоматери и младенца. Мастеру удалось создать картину полной гармонии и возвышенной красоты. Мать, кормящая своего ребенка – это ли не символ вечного продолжения жизни?

-4

Истории многих работ Леонардо да Винчи покрыты мраком. «Мадонна, кормящая младенца» не стала исключением. Искусствоведам доподлинно известно только лишь то, что эта картина в 1784 году появилась в коллекции члена одной из самых престижных семей миланского высшего общества – Альберико XII-го Барбиано ди Бельжиозо (1725-1813 годы). Он приобрёл «Мадонну» у некоего торговца антиквариатом по имени Джузеппе Ро. После смерти ди Бельжиозо картина перешла в фамильную галерею его зятя, камергера Наполеона I и миланского сенатора Антонио Литта Висконти Арезе, первого герцога Литта (1748-1820 годы). Бог не дал Антонио детей, поэтому после его кончины родовой дворец Palazzo Litta и вся находящаяся в нем коллекция произведений искусства перешли в собственность следующего по старшинству брата, Альберто Литта Висконти Арезе (1759 – 1832 годы). В 1864 году, его внук, очередной владелец картинной галереи Антонио Литта Висконти Арезе, третий герцог Литта (1819 – 1866 годы) решил её распродать. Поскольку в прошлом некоторые из членов семьи Литта имели тесные связи с Россией, то в память о них он и выбрал нашу страну в качестве «делового партнера». Спустя время российский император Александр II получил письмо с соответствующим коммерческим предложением. К письму прилагался список из сорока четырех картин, с которыми миланский герцог готов был расстаться.

Зимой 1865 года искусствовед и первый директор Императорского Эрмитажа Степан Александрович Гедеонов (1816 – 1878 годы) приехал в Милан, где лично осмотрел предложенные герцогом Литта произведения искусства. Он отобрал всего лишь четыре, отвечавшие, по его мнению, необходимой художественной ценностью, работы. Среди них оказалась и картина Леонардо да Винчи «Мадонна, кормящая младенца». Сумма сделки составила сто тысяч франков.

Вскоре картины были доставлены в Петербург. В честь последних владельцев, семьи Литта, за «Мадонной, кормящей младенца» закрепилось новое название - «Мадонна Литта».

Новое приобретение Эрмитажа оказалось в ужасном состоянии: требовалась срочная реставрация картины. Приглашенные из-за границы специалисты развели руками и отказались браться за работу. Спас положение столяр Эрмитажа Александр Сидоров: его опыт и мастерство стали залогом успеха. Российскому «Кулибину» удалось сделать невозможное: он перенёс всё изображение картины с практически прогнившей доски на холст.

В конце 20-х - начале 30-х годов прошлого столетия над «Мадонной Литта» вновь «сгустились тучи». В декабре 1925 года на XIV съезде ВКП (б) был принят курс на индустриализацию страны. Цели, поставленные руководством Советского Союза, были грандиозны: в ближайшие десять лет увеличить рост производства на 100%.

Для того, чтобы оснастить строящиеся заводы импортным оборудованием потребовалось огромное количество валюты, которой в стране не хватало. Советское правительство решило пополнить бюджет за счёт распродажи предметов антиквариата и произведений искусства из коллекций государственных музеев. С этой целью была организована специальная внешнеторговая организация «Антиквариат». Её сотрудники, порой не считаясь с мнением искусствоведов, отбирали музейные экспонаты для их последующей продажи заграницу. В феврале 1928 года настала очередь Эрмитажа. В музей пришла разнарядка, которая обязывала передать в распоряжение конторы «Антиквариат» 250 произведений искусства: картины, гравюры, оружие, статуи и даже изделия скифского золота. Как это всегда бывает большинство служащих музея «взяли под козырёк» и рьяно, не задумываясь о последствиях, принялись помогать чиновникам Внешторга. Собрание картин Эрмитажа серьезно оскудело: некоторые полотна таких мастеров как Рафаэль, Тициан, Боттичелли, Перуджино, Рембрандт и Ян ван Эйк навсегда покинули Россию.

Однажды помощник директора Эрмитажа академик Иосиф Абгарович Орбели (1887 – 1961 годы) увидел работников «Антиквариата», которые присматривались к картине «Мадонна Литта». Он понял, что главный шедевр музея находится в опасности. Академик сознательно пошёл на служебное преступление, которое ему стоило бы свободы. Орбели рискнул, и обманув охрану, вынес картину под пальто. Когда эпопея с распродажей произведений искусства закончилась, он вернул полотно в музей.

Результаты деятельности конторы «Антиквариат» оказались плачевны. Доход от продаж произведений искусства составил не более одного процента от валового дохода государства, и значимого влияния на ход индустриализации не оказал. При этом был нанесен колоссальный ущерб национальному культурному достоянию страны, да и международная репутация Советского Союза оказалась сильно подмоченной.

3. Эпилог

«Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» - два главных шедевра Эрмитажа. Они выставлены в отдельном, специально оборудованном для них зале (№ 214). В этих работах великий Леонардо мастерски воплотил самое светлое, чистое и бескорыстное чувство – МАТЕРИНСКУЮ ЛЮБОВЬ.

Композиция картины «Мадонна Литта» необычна. Про это полотно обычно говорят: «Мадонна смотрит на Христа, а Христос смотри на вас». Таким образом, взор младенца размыкает полностью закрытую композицию картины, и зритель оказывается, как бы участником всего происходящего в ней.

Что же видит Иисус?
Что же видит Иисус?

«Что же видит Иисус?» - задумались искусствоведы Эрмитажа в 1966 году. Они установили скрытую камеру рядом с «Мадонной Литта» и сняли эмоции посетителей, рассматривающих эту картину. В результате получился довольно интересный документальный фильм. Он называется «Взгляни на лицо». Я предлагаю Вам потратить ещё 10 минут, перенестись на 60 лет назад, посмотреть на разную, порой диаметрально противоположную реакцию посетителей Эрмитажа, и ещё раз убедиться в истине –

ВЕЛИКОЙ СИЛЕ ИСКУССТВА.

На этом прощаюсь.

Берегите себя.

Ваша Раиса Захаровна.

P/S 1. Если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;

2. Возможно, Вам будут интересны мои статьи о жизни и творчестве Леонардо да Винчи:

-"Мадонна в скалах". Почему Леонардо написал эту картину дважды".

-"Ошеломительный успех "Моны Лизы". Почему так вышло".

- «Первая картина Леонардо».

- «"Тайная вечеря" - очередная загадка Леонардо».

- «Где могила Леонардо?»

- «Четыре истории "Моны Лизы"»