В этом году мы с мужем побывали в Париже. Основной целью нашей поездки было посещение главного музея мира – Лувра, где мы увидели шедевр великого итальянского художника Леонардо да Винчи картину «Мона Лиза» («Джоконда»).
История № 1.
История создания этой картины следующая. Во Флоренции в 1503 году знаменитому художнику Леонардо да Винчи поступил заказ от богатого торговца шелком Франческо дель Джокондо. Купец, который уже потерял двух жен, умерших при трудных родах, заказал портрет своей третьей молодой супруги, недавно родившей ему сына. Ее звали Лиза Джерардини. Леонардо сделал набросок во Флоренции, но так и не передал ее законному владельцу. Художник держал картину при себе, дописывая и подправляя ее до последних дней своей жизни. В 1516 году Леонардо покинул Италию и переехал во Францию, взяв с собой и картину «Мона Лиза». Незадолго до своей кончины мастер продал «Мону Лизу» королю Франции Франциску I, и этот шедевр великого Леонардо стал главным украшением Лувра.
История № 2.
В Мадриде, в одном из залов Национального музея Прадо уже несколько столетий находится еще одна «Мона Лиза», первое упоминание о которой датируется 1666 годом в описи имущества Королевского дворца. Мадридская «Мона Лиза» выглядит немного свежее и моложе «Джоконды» из Лувра. В отличие от своего французского «близнеца», она имеет ресницы и тонкие брови.
До недавнего времени фон позади этой дамы был абсолютно черен. В 2012 году хранители испанского музея решили исследовать картину. Результаты исследований были неожиданны. Под черной краской полотна им открылся великолепно сохранившийся пейзаж, схожий с ландшафтом, который открывается за спиной у «Моны Лизы» из Лувра. Причем исследования рентгеновским излучением показали, что поправки и изменения, выполненные в обеих картинах абсолютно идентичны. Специалисты пришли к выводу, что при написании «Моны Лизы» для заказчика Франческо дель Джокондо, в мастерской Леонардо с целью последующей продажи сразу же делалась копия этой картины. Такая практика в то время была широко распространена.
Искусствоведы сошлись на том, что «Мона Лиза» из музея Прадо была написана под руководством Леонардо да Винчи, его учеником Франческо Мельци.
История № 3.
Во Флоренции, в палаццо Бастоджи (Palazzo Bastogi) выставлена еще одна «Мона Лиза». Показ этой картины приурочен 500 летию со дня смерти великого Леонардо. Она привезена из Женевы, где с 1975 года хранится в сейфе одного из швейцарских банков. На этой картине Мона Лиза еще более юная и улыбчивая, чем ее «сестры» из Лувра и Прадо. Кроме этого, существенным ее отличием, является то, что на картине изображены две колонны, находящиеся слева и справа от портрета девушки.
История «Моны Лизы» из Швейцарии следующая. В 1913 году картина была обнаружена и приобретена за скромную сумму известным английским художником и коллекционером Хью Блейкером. Он жил в лондонском районе Айзелуорт, поэтому картина получила имя «Айзелуортская Мона Лиза». В 1964 году наследники Блейкера продали все его собрание картин американскому коллекционеру, миллиардеру Генри Пулитцеру. В 1966 году Пулитцер опубликовал книгу, в которой привел аргументы, и выдвинул версию, что картина «Айзелуортская Мона Лиза» - это единственный реальный портрет Лизы Джеральдины (Джоконда). Сейчас это полотно принадлежит швейцарской некоммерческой организации «Mona Lisa Foundation». 35 лет исторических и художественных исследований, а также сложнейший комплекс научных тестов позволили этой организации утверждать, что в ее руках подлинная картина Леонардо да Винчи. Эксперты фонда полагают, что в 1503 году была написана не «Джоконда» из Лувра, а «Айзелуортская Мона Лиза». Леонардо отправил ее заказчику Франческо дель Джокондо незавершенной. Что касается «Моны Лизы» из Лувра, то она была написана художником несколько позже.
История №4.
В музее Конте в Шантийи близ Парижа с 1862 года хранится карандашный рисунок, в котором Лиза Джерардини изображена обнаженной. Это произведение называется «Мона Ванна». Ученые предполагают, что эта картина могла быть эскизом к знаменитой «Моне Лизе», и великий Леонардо приложил руку к ее созданию.
В пользу этой теории приводятся несколько аргументов: абсолютно одинаковые размеры картины «Мона Ванна» с картинами «Мона Лиза», высокое качество прорисовки рук и тела, поза, прямой взгляд, а также наличие на холсте проколов, которые позволяли совмещать контуры двух полотен.
Если объединить все эти версии, то получается следующая «закрученная» история создания шедевра великого Леонардо.
В 1503 году Леонардо да Винчи получает заказ от Франческо дель Джокондо на портрет его жены. Чтобы согласовать с заказчиком общую композицию картины художник делает карандашный рисунок («Мона Ванна»). По всей видимости, первоначально Франческо дель Джокондо хотел иметь портрет обнаженной жены, но затем отказался от этой идеи. Поскольку время на выполнение заказа было ограничено, Леонардо нарисовал только портрет молодой женщины. Фон позади дамы и колонны по краям картины были нарисованы его учениками. Мастер уложился в срок и передал Франческо дель Джокондо прекрасный портрет его молодой жены («Айзелуортская Мона Лиза»). Пару лет спустя, Леонардо вернулся к этой теме. Теперь уже не спеша, прорабатывая и поправляя все детали, он со своими учениками написал абсолютно одинаковые две «Моны Лизы». Одна из них была продана («Мона Лиза» из Прадо). Другую картину («Мона Лиза» из Лувра) Леонардо оставил себе. Спустя 10 лет по приглашению Франциска I великий художник переехал во Францию. Король полностью обеспечил старость Леонардо да Винчи. В знак благодарности Леонардо оставил Франции три привезенные с собой картины.
Среди них был его шедевр – картина «Мона Лиза» («Джоконда»).
На этом прощаюсь.
Желаю всем приятного отдыха и ярких впечатлений от путешествий.
Ваша Раиса Захаровна.
P/S 1. Если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;
2. Возможно, Вам будут интересны мои статьи о жизни и творчестве Леонардо да Винчи:
- «Почему Леонардо не дали расписать Сикстинскую капеллу»
- «Две мадонны Леонардо. Как эти шедевры попали в Эрмитаж»
- «"Тайная вечеря" - очередная загадка Леонардо».
- «"Мадонна в скалах". Почему Леонардо написал эту картину дважды».
- «Ошеломляющий успех "Моны Лизы". Почему так вышло»