Найти в Дзене

Какие бывают диктанты и зачем они нужны?

Оглавление

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

Ошибочно полагать, что диктант нужен только для проверки грамотности. У многих видов диктантов совсем другие задачи: обучение, отработка навыков, развитие речи. По каждой теме русского языка проводится два типа диктантов — обучающий и контрольный. Первый вариант может состоять из отдельных слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов, содержащих небольшое количество орфограмм и пунктограмм. Для контрольных диктантов берутся связные тексты.

В зависимости от обучающей цели, различают 11 видов диктантов.

Виды диктантов

  1. Словарный диктант. Составляется из отдельных слов и словосочетаний, относящихся к изучаемой теме. Это задание сосредоточено на отработке определённых орфограмм. Перед написанием словарного диктанта необходимо провести лексическую, орфографическую и грамматическую работу над словами. По времени диктант занимает не более 15 минут.
  2. Предупредительный диктант. Предполагает предварительную работу с орфограммами и пунктограммами до непосредственной диктовки. По времени предупредительный диктант занимает 10-15 минут. Различают два варианта предупредительно диктанта:
  • зрительный – с показом текста (рекомендуется для классов со слабым уровнем подготовки): учитель представляет слова с орфограммами на доске или экране, разбирает с учениками и закрывает; после записи под диктовку текст вновь открывается и выполняется работа над ошибками;
  • слуховой – с устным разбором: правила орфографии и пунктуации для диктанта предварительно отрабатываются устно.
  1. Подготовленный диктант. Проводится по текстам, предложенным в учебнике. Ученики выполняют дома упражнение по заполнению пропусков в словах (предложениях, мини-текстах) с изучаемыми орфограммами. Затем эти же слова (предложения, тексты) используются для диктовки в классе. Подготовленный диктант продолжается 5–6 минут.
  2. Выборочный диктант. Предполагает запись не всего текста, а отдельных слов, словосочетаний или предложений. Например, в один столбик записываются слова с простыми числительными, во второй — с составными. На выборочный диктант отводится не более 5 минут.
  3. Распределительный диктант. Письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый учителем материал, распределяя его по группам по указанию учителя. На такой диктант можно выделить от 5 до 15 минут урока.
  4. Объяснительный диктант. Заключается в том, что после записи под диктовку один или несколько учеников объясняют вслух орфограммы и пунктограммы. Остальные исправляют свои ошибки. Задача учителя — подобрать слова, в которых чаще всего допускаются ошибки и спрашивать при проверке учеников, имеющих проблемы с данными орфограммами. На объяснительный диктант требуется 10-20 минут.
  5. Письмо по памяти. Проводится по текстам, заранее выученным наизусть. Обычно для этого выбираются стихотворения или правила по русскому языку. Существуют разные варианты такого упражнения: диктовка учителя, или учеников, работающих в паре, или самодиктовка по памяти. Выполнение задания занимает 8–12 минут.
  6. Свободный диктант. Используется как подготовка к сжатому изложению. Учитель читает текст целиком, затем частями. Ребята записывают услышанное в свободной форме, использование синонимов разрешается. Работа занимает около 10 минут.
  7. Творческий диктант. Предусматривает изменение текста в процессе работы. Учитель диктует предложения, ученики записывают их, а затем распространяют второстепенными членами, вводными словами и дополнительными предложениями. Такое упражнение используется как подготовка к изложению. Задания к творческому диктанту могут быть разной степени сложности: использовать слова, данные на доске или карточке, вставить в текст слова определённой части речи, усложнить синтаксическую конструкцию, заменить слова синонимами и др. Работа занимает от 5 до 30 минут.
  8. Диктант с грамматическим заданием. Предполагает выполнение одного или нескольких задний после окончания диктовки. Например, ученики должны разобрать некоторые предложения по членам, выделить морфемы, выписать слова на определённое правило, составить схему предложения и т.п. На диктант с грамматическим заданием отводится 30–40 минут.
  9. Контрольный диктант. Служит для проверки грамотности и усвоения изученного материала. Проводится после изучения темы, по итогам четверти, полугодия, учебного года. Существует много вариантов контрольных диктантов: полный (без изменения текста), выборочный, с грамматическим заданием, словарный и т.п. В качестве материала для контрольных диктантов берутся фрагменты из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы или рекомендованных для внеклассного чтения. Учитель может подобрать текст из СМИ, если содержание соответствует образовательным и воспитательным стандартам школы.

Выбор вида диктанта зависит от темы, типа урока и уровня подготовки класса. Использовать на уроках русского языка диктанты нужно и очень полезно, главное – не сводить этот вид работы только к контролю.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.