Найти в Дзене
Марафон ОТЛичницы

Топ-20 самых острых проблем при самостоятельном изучении иностранных языков. И отличные решения

Оглавление

Как теперь модно говорить: закрою ваши боли. Отвечу сегодня на самые актуальные вопросы для тех, кто изучает языки без учителя и курсов. Возможно ли достичь желаемых результатов? Конечно! Ловите и используйте решения всех проблем.

1. Где найти время?

Извечная проблема времени. Моя фантазия на эту тему с помощью нейросетей
Извечная проблема времени. Моя фантазия на эту тему с помощью нейросетей

Не случайно ставлю на первое место. Это - самый частый вопрос. Я бы даже сказала - "отмазка". Ведь удобно сказать: "У меня просто нет времени на языки". Но фразу "нет времени" можно смело заменить в таком случае на "нет желания". Потому что мы ВСЕГДА и при любых обстоятельствах находим время на то, чем действительно хотим заниматься или что считаем абсолютно необходимым. Даже при наличии работы 24/7, нескольких маленьких детей/больных родственников на руках, загородного дома, ежедневной дороги на работу по пробкам и т.д.

Другое дело, что времени на языки может быть больше или меньше по сравнению с другими студентами. Но зачем ориентироваться на них? Кто-то может позволить себе выделить целый час, а у другого получается только 10 минут в день. И этого уже достаточно! Я не шучу: 10 минут в день - уже хватит на то, чтобы осваивать язык. Просто в долгосрочной перспективе получится дольше, чем у человека с вагоном свободного времени. Но ведь результат-то будет достигнут.

Также имеет значение, как именно использовать драгоценное время, выделенное на занятие. Вот об этом я расскажу в своих статьях.

Капля камень точит. Лучше 40 раз по разу, чем 1 раз 40 раз. И другие народные мудрости нам в помощь. Это действительно так!

Кроме того, если вы ежедневно занимаетесь по 10 минут, это становится устойчивой привычкой уже через пару месяцев. И запросто получится так, что вы потом еще и обгоните того, кто взял быстрый разбег и так же быстро выдохся на второй год изучения.

А еще вы можете устраивать интенсивы, когда появляется больше времени. Например, если в обычный рабочий день занимаетесь 10 минут, то в выходной/в отпуске можно устраивать часовые подходы утром и вечером. Результат вас очень удивит!

2. Как сохранять мотивацию?

Если бы мотивация была женщиной. Моя фантазия на эту тему с помощью нейросетей
Если бы мотивация была женщиной. Моя фантазия на эту тему с помощью нейросетей

Замечательный вопрос. Когда вы только начинаете изучать любой язык, то сперва испытываете характерную эйфорию новичка: все нравится, заниматься очень хочется, прогресс кажется очевидным, прибавляется много новых слов и фраз, учеба воспринимается как нечто увлекательное и захватывающее. Но проходит месяц, другой, и вот уже обучение кажется монотонным, рутинным, скучным, прогресс не так очевиден. Здравствуй, спад! Привет, лень продолжать.

Как с этим справиться? Есть два подхода, которые нужно сочетать:

1️⃣ Ставить цель в первую очередь. Нельзя просто "учить язык". Нужно с самого начала четко понимать, ради чего вы это делаете. Вот реальные цели, которые будут подстегивать:

  • Сдать международный языковой экзамен на уровне В2 (например, IELTS, TOEFL).
  • Выучить язык до уровня А2 и проверить себя, сдав аналог международного экзамена бесплатно.
  • Получить такую-то работу, где требуется владение таким-то языком на таком-то уровне.
  • Освоить до уровня, который позволит учиться за границей.
  • Овладеть языком так, чтобы вести переговоры/деловую переписку. Т.е. профессиональная коммуникация.
  • Свободно общаться с N (если есть конкретное лицо) на этом языке.
  • Читать книги на языке оригинала, читать СМИ.
  • Смотреть фильмы на языке оригинала.
  • Путешествовать в страну N и свободно общаться с местными жителями.
  • Овладеть языком так, чтобы заняться художественными переводами.
  • Овладеть языком так, чтобы создавать контент на нем.
Например, вы сможете писать более точные описания для нейросетей на английском, чтобы создавать таких супергероев
Например, вы сможете писать более точные описания для нейросетей на английском, чтобы создавать таких супергероев

2️⃣ Поддерживать интерес к процессу учебы. Для этого нужно:

  • Разнообразие способов изучения. Недостаточно выбрать такой вариант, который вам нравится. Например, использование любимого приложения. Помимо этого нужно добавлять живую практику общения (пусть даже онлайн), аудирование, упражнения разного формата, чтение книг и т.д. Чем шире разнообразие, тем выше мотивация. Ведь каждый день можно добавлять что-то новенькое к своим занятиям.
  • Отмечать личные достижения, делиться ими, обсуждать, награждать себя. Даже если это - очередная сотня выученных слов во французском или освоенный сложный звук в арабском.

3. Медленно или помалу продвигаюсь

Эйнштейн выбрал свой способ продвижения по лунной поверхности. Моя фантазия на эту тему с помощью нейросетей
Эйнштейн выбрал свой способ продвижения по лунной поверхности. Моя фантазия на эту тему с помощью нейросетей

От этого действительно снижается мотивация. Человеку кажется, что он почти не двигается вперед. Но если говорить откровенно, то объективно оценить свои результаты очень трудно. Особенно, если вы занимаетесь практически ежедневно. Вы просто привыкаете и не видите, что маленькими шажками проделали уже огромный путь. Попробуйте сравнить собственные результаты с тем, что было полгода назад: например, выполните то же упражнение или прочитайте тот же текст, которым занимались несколько месяцев назад.

Рекомендую еще записывать свою речь на диктофон и сохранять в телефоне. Прослушайте ее спустя продолжительное время. Например, через год. Результат будет налицо.

А для тех, кто думает, что заниматься по капельке - это неэффективно, то вспомните: пару лет назад, например, вы вообще не знали ни одного слова из этого языка, а песни на нем казались бессмысленным набором звуков.

Практика маленьких шагов кажется неэффективной только при близком рассмотрении. Стоит отойти поодаль, и прогресс станет очевиден. Главное - не останавливаться! А даже если остановились, продолжайте без обвинений себя. Ведь вы же уже сделали следующий шаг. Продолжайте!

4. Самодисциплина - это сложно

Свистать всех на самодисциплину! Сказал бы этот попугай. Моя фантазия с помощью нейросетей
Свистать всех на самодисциплину! Сказал бы этот попугай. Моя фантазия с помощью нейросетей

Вне всяких сомнений! За самостоятельное изучение языков берутся только самые смелые и сильные натуры. С чем я вас и поздравляю!

А чтобы поддерживать самодисциплину, помогут эти приемы:

  • Если вы еще не поставили цель (см. пункт 2), сделайте это прямо сейчас. И не забывайте об этой цели.
  • Разделите цель на подзадачи. Достижение каждой из них стоит отметить. Например, добрались до уровня А1, подтвердили его онлайн-тестом для себя - поздравьте и отметьте взятый рубеж! Вы - умничка!
  • Составляйте план своей учебы. Вы ведь сам себе учитель. А учитель всегда составляет программу. Возьмите за основу любой учебник для достижения определенного уровня, выпишите оттуда лексические и грамматические темы. Ставьте галочки, когда пройдете каждую из них. Также можно попросить Ивана Ивановича (искусственный интеллект), и он разработает индивидуальный план под ваши запросы.
  • Определите, сколько времени будете заниматься ежедневно, как часто сможете устраивать интенсивы. Старайтесь придерживаться этих рамок. Представляйте, что это - полноценный урок, и вы не можете отвлекаться или прервать его.
  • Если есть возможность, найдите "контролера" среди близких или онлайн. Человек, который будет, например, раз в месяц спрашивать вас, сколько занимались, что прошли и т.д. А если этот человек сможет еще и проверить уровень ваших знаний, вообще идеально.
  • Делитесь своими успехами, находками и неудачами с другими. Лучше всего - среди единомышленников. Например, на форумах, в соцсетях. Это очень дисциплинирует.
  • Ведите ежедневник. Это актуально для любой деятельности.
  • Ведите дневник или даже открытый блог. Так сложнее слететь с намеченной программы.

5. Проверка произношения, упражнений и письменных работ. Как?

Один из самых сложных вопросов при самостоятельной учебе. Ведь без обратной связи от преподавателя очень трудно увидеть ошибки в устной и письменной речи. Но решение теперь есть!

Оптимально - это использовать возможности искусственного интеллекта. Такие чат-боты сейчас есть на разных языковых платформах или даже просто в Телеграмме. Подробнее рассказывала тут:

Если же вы думаете, что не справитесь с современными технологиями (хотя там все просто и основано на обычном диалоге, как в сообщениях), есть и другие варианты:

  • Письменные навыки можно тренировать и проверять на любых сайтах с онлайн-упражнениями. Например, Wordwall, Agendaweb.
  • Устные навыки можно проверить только на практике. Например, в поездке, при общении с носителем языка онлайн и т.д.
  • Взять разовую платную консультацию у преподавателя. Например, на Профи.ру (больше всего доверяю этой платформе, т.к. сама одно время работала через нее).

6. Незнание методик, поэтому сложно выстроить свою систему обучения

Поиск своего пути занимает много времени - это факт. Но здесь есть и плюсы. Потому что когда вы выстраиваете такую систему самостоятельно, то лучшего индивидуального подхода и не придумать. Вы в итоге оставите для себя только самые подходящие и удачные приемы. И вырветесь вперед.

Мне проще, т.к. у меня есть профильное педагогическое образование и почти четвертьвековой опыт преподавания - конечно, я без труда выстраиваю для себя наиболее подходящую схему. Но что делать другим?

Вы можете изучить существующие основные методики или воспользоваться опытом человека, который кажется наиболее успешным. О методиках я подробно писала тут:

Другой вариант - пользоваться самоучителем и приложениями. Ведь тогда вы сразу будете учиться по продуманной программе.

7. Трудности с грамматикой

Есть темы, которые особенно сложно освоить самостоятельно. Но, опять же, вы всегда можете задать вопрос на форумах для изучающих иностранный язык, в соответствующих сообществах в соцсетях. И нет ничего страшного в том, если пару раз в год вы побеспокоите уточняющим вопросом знакомого преподавателя - он наверняка откликнется и поможет вам, если это "разовая акция", а не постоянные расспросы. А еще очень охотно делятся и помогают те, кто сам изучает язык.

8. Преодоление плато. Прогресс словно замирает на одном уровне

Преодоление новой высоты приносит незабываемые эмоции. Иллюстрация с помощью нейросетей
Преодоление новой высоты приносит незабываемые эмоции. Иллюстрация с помощью нейросетей

Очень характерное явление. На самом деле прогресс виден только на самом старте, когда с нуля вдруг появляется какой-то фундамент. А дальше очевидный результат исчезает, освоение нового замедляется. И это - нормально! Потому что чем выше уровень, тем сложнее материал и тем больше требуется времени на его освоение. Вернитесь к пункту 3: маленькие шаги малозаметны, но пройденный путь оценить можно только издалека. Отойдите подальше и еще раз вспомните, что умели делать несколько месяцев назад.

А чтобы понять, что плато преодолели, обязательно зафиксируйте настоящий результат в той точке, которая кажется вам мертвой. И через пару недель проверьте себя. Вы удивитесь, ведь плато будет пройдено! Правда, только в том случае, если вы не остановились и продолжили путь.

9. Психологический барьер в использовании языка

Известен как языковой барьер. Это когда человек боится ошибиться, ляпнуть что-то не так, не успеть за скоростью речи собеседника и не понять его, начать эссе с чистого листа и т.д. Явление абсолютно нормальное и ожидаемое для любого человека с критическим мышлением. Вот почему у маленьких детей нет такого барьера - они просто не умеют еще относиться к себе критически и используют любую возможность для коммуникации.

Попробуйте и вы иногда становиться таким ребенком. Поверьте, 99% носителей неродного вам языка будут очень польщены и обрадованы вашими попытками заговорить и объясниться. Поддержат вас, подскажут и окажутся куда более любезны, чем если бы вы взялись общаться с ними на каком-нибудь международном языке, который не является родным для вас обоих.

А еще психологический барьер снимается практикой. Чем больше практики, тем быстрее вы через него перепрыгните. Одной теорией и упражнениями нельзя обойтись. При этом самая полезная практика на любом уровне - это аудирование. Слушайте как можно больше: это приучает ухо к иностранной речи, пополняет пассивный словарный запас и вообще помогает привыкнуть к нужной скорости речи. Все как и в родном языке: малыш сначала много слышит и только потом делает попытки произносить знакомые звуки, далее - слоги, далее - слова, предложения, фразы.

Психологический барьер может быть у каждого) Иллюстрация с помощью нейросетей
Психологический барьер может быть у каждого) Иллюстрация с помощью нейросетей

10. Сложность в аудировании. Ничего не понятно!

Значит, смело понижаете скорость воспроизведения и сам уровень аудиоматериалов. Можно даже брать детские песенки, мультфильмы. Также не возбраняется включать субтитры на ИЗУЧАЕМОМ языке. Главное - без субтитров на родном языке.

Как вариант: берете отечественный мультфильм в переводе на изучаемый язык. Сюжет вам знаком. Смотрите по несколько раз, и вот уже все становится понятным.

Очень важно не хвататься сразу за более высокие уровни. В аудировании, как и в книгах, лучше выбрать на уровень меньше и наслаждаться процессом, чем мучительно продираться сквозь тонны незнакомых слов.

Конечно, если заниматься с преподавателем, то он обязательно будет использовать Pre-Listening tasks (подготовительные задания перед аудированием) и другие техники. Можно, конечно, найти похожий подход на сайтах, которые предлагают изучение языка по фильмам, песням и т.д. Но это будет уже не бесплатно.

11. Перегрузка информацией

Актуально! Иллюстрация с помощью нейросетей
Актуально! Иллюстрация с помощью нейросетей

О да! Это очень актуально для тех, кто на самостоятельном изучении. Особенно перфекционистам, которые вносят в закладки все нужное, подписаны на множество сообществ по изучаемому языку. И закономерно, что можно совершенно потеряться в таком изобилии ресурсов, информации, сведений.

Решение:

  • На каждом занятии фокусируйтесь на одном аспекте языка. Например, только на фонетике (произношение), только на лексическом запасе (отработка новых слов), только на грамматике (делайте упражнения по правилу), только на аудировании (слушайте один-два источника и не более), только на письменных навыках (пишите письмо, эссе, текст по образцу). Отметьте в ежедневнике, на чем фокусировались. В следующий раз возьмите другой аспект языка.
  • Раскладывайте закладки по папкам. В качестве ориентира можно, опять же, брать аспект языка. Я так и раскладываю свои обширные запасы: Словарный запас, Фонетика, Грамматика и т.д. Так вы легко найдете нужное и не будете переживать, что упустили какие-то детали.
  • Нельзя объять необъятное. Не нужно пытаться сделать для себя идеальный урок. Перфекционисту может показаться, что сегодня он только схватил по верхам и не изучил все необходимое. Это не так. Даже если вы прослушали подкаст в течение 5 минут и выписали новые фразы, слова - уже прекрасно!

12. Перекос в сторону развития одного навыка

Очень частая проблема у тех, кто изучает язык самостоятельно. При этом обычно я вижу перекос в сторону двух направлений: грамматика и чтение. Своим ученикам обычно объясняю по аналогии с родным языком: гораздо важнее наслушанность и говорение - только так можно освоить любой язык.

Но и понять людей могу: человеку, который не владеет методиками и не является преподавателем, гораздо понятнее и проще работать с грамматическими правилами, читать тексты и переводить их. Это - самый простой путь. И, конечно, он лучше, чем совсем ничего.

Однако я не устану повторять, что освоение языка возможно только во всех направлениях и по всем навыкам: аудирование, говорение, чтение, письмо. И т.к. с последними двумя обычно вопросов нет, то первые два попробуйте добавлять ежедневно. Сначала это будет идти через силу, а потом иначе уже и не сможете.

Изучение языка чем-то сродни приятной прогулке. Иллюстрация с помощью нейросетей
Изучение языка чем-то сродни приятной прогулке. Иллюстрация с помощью нейросетей

13. Пассивное обучение

Что это такое? Сейчас объясню. Очень свойственно для тех, кто изучает язык самостоятельно. Пассивное обучение - это просто смотреть видео, просто слушать аудио, просто читать тексты. А нужно стараться активно отрабатывать каждый навык. Например, вот доступные приемы для тех, кто не знаком с методиками:

  • При просмотре видео/прослушивании аудио выписывать новые слова в блокнот. Ставить на паузу, чтобы сразу составить свои предложения с новыми фразами. Или ставить на паузу, чтобы вслух предположить, как будут развиваться события дальше (на изучаемом языке). Или повторять реплики за диктором, тщательно имитируя все интонации и звуки.
  • При чтении тоже выписывать незнакомые слова, составлять с ними предложения. Также можно писать свой текст по прочитанному образцу. Пересказывать.
  • Обсуждать прочитанное/просмотренное с другими студентами (в соцсетях, на форумах).

14. Отсутствие спонтанности

Спонтанное желание разукрасить мир. Иллюстрация с помощью нейросетей
Спонтанное желание разукрасить мир. Иллюстрация с помощью нейросетей

Очевидный минус самостоятельного обучения. И вот это, возможно, самая острая проблема, потому что решить ее простым способом нельзя. Но и тут есть хорошая новость! Все, что достается нам с прикладыванием больших усилий, окупается сторицей.

Вы можете получить спонтанную практику в поездках, в онлайн-общении с людьми из разных стран. Или даже со своим другом, который владеет этим иностранным языком хуже или лучше вас - любой вариант будет полезен. Ведь тогда вам придется адаптироваться к разным стилям общения: и с носителем, и со студентом другого уровня.

15. Барьер из-за неудачного прошлого опыта

Многие хотя бы раз в жизни пробовали изучать язык, который им понравился. И бросали. Поэтому позже кажется, что неудача повторится. Но ведь вы изменились, изменились условия и обстоятельства. Сейчас есть такое разнообразие ресурсов, пособий, технических возможностей. Плюс вы прочитали эту статью и теперь подстелите соломку, обойдете все подводные камни и не сядете на мель.

Пробуйте, делитесь! Я всегда даю обратную связь. И в моем окружении есть очень много людей, которые успешно изучают иностранные языки не первый год.

16. Нет эффективной системы повторения

Повторение - мать учения. Не напоминает ли это вам кое-какое произведение? Иллюстрация с помощью нейросетей
Повторение - мать учения. Не напоминает ли это вам кое-какое произведение? Иллюстрация с помощью нейросетей

В языках это особенно важно. Ведь без практики любая тема начинает забываться. Причем это наблюдается даже у носителей языка. Посмотрите, к примеру, как пишет школьник и 50-летний взрослый. Каким же образом так быстро забывается, когда нужно использовать "-тся", а когда "-ться".

Как организовать систему повторения? Повторюсь (😁), что можно использовать самоучитель, где интервальные повторения уже включены в программу. А также приложения, в которых это тоже продумано за нас. Есть и другой способ: открыть оглавление учебника на уровень ниже и повторить эти темы самостоятельно, устроив себе месяц повторений. Как в школе всё повторяется в сентябре и в мае.

17. Неоправданные ожидания

Неизменно приведут к разочарованию. Тут надо вернуться к пункту о цели. И разобраться, в какие сроки она может быть достигнута. Теперь можно сделать выводы, насколько ожидания были реальны. Скорее всего, было просто неверно рассчитано количество часов. Сколько потратили вы? Вот очень показательная таблица по уровням:

Таблица по уровням. Фото из открытого профиля
Таблица по уровням. Фото из открытого профиля

К тому же надо понимать, что чем выше уровень, тем больше требуется дополнительных часов на языковую практику: чтение адаптированных и оригинальных текстов, слушание, беседа, написание эссе.

Вот моя любимая таблица на эту тему:

Табличка по языковой практике. Из моих ресурсов
Табличка по языковой практике. Из моих ресурсов

Как видите, чем выше уровень, тем меньше в процентном соотношении должно быть часов именно на учебу. И, на мой взгляд, это - хорошая новость. Ведь если на начальных этапах нам важнее иметь наставника, учителя и учебник, далее чашу весов перевешивает активное использование языка.

Поэтому стоит отбросить сомнения и продолжать свой путь. Ожидания должны быть реальными. Нет чудесного способа "выучить язык за 3 месяца".

18. Дорогие книги, пособия, платные ресурсы

При самостоятельном изучении языка это может стать актуальным, если хвататься за все подряд по рекомендациям всех подряд. На самом деле можно неплохо обходиться бесплатными возможностями, если есть доступ в интернет.

Но, конечно, со временем захочется пополнить домашнюю библиотеку книгами на иностранном языке, использовать печатное пособие, оформить подписку на стоящий ресурс. Однако и тут можно сэкономить: например, купить подержанное пособие, даже если оно частично с записями - это лучше, чем совсем ничего. И на том же Авито таких предложений хватает.

Платную подписку можно оформить после пробного периода, когда вы убедитесь, что готовы пользоваться этим постоянно. Я именно так и делаю. И не жалею, потому что оставляю только самое-самое для себя. И это все равно дешевле в десятки и даже сотни раз, чем нанимать репетитора.

Учиться, учиться и еще раз учиться. Сказал этот древнегреческий оратор. Моя фантазия с помощнью нейросетей
Учиться, учиться и еще раз учиться. Сказал этот древнегреческий оратор. Моя фантазия с помощнью нейросетей

19. Социальная изоляция

Нет возможности сразу использовать язык в паре или группе. Если у вас нет команды единомышленников, то да - дефицит общения будет сказываться. Но я в свое время выкручивалась так: прошла новую лексическую тему - использую сразу же в быту. Например, устно проговариваю вероятный диалог с собеседником на эту тему. Или составляю монолог о себе. Или даже снимаю видеоролик. И, конечно, когда появляется возможность языковой практики с носителем языка (либо с другим студентом), сразу же пользуюсь удачным случаем.

Но вообще сейчас, когда интернетом окутана вся планета, не составляет большого труда найти форум или сообщество единомышленников. Для этого нужно только желание.

20. Индивидуальные причины

Пусть по сказочному волшебству ваши проблемы решатся. А если серьезно, то со всеми задачами мы можем справиться своими силами. Иллюстрация с помощью нейросетей
Пусть по сказочному волшебству ваши проблемы решатся. А если серьезно, то со всеми задачами мы можем справиться своими силами. Иллюстрация с помощью нейросетей

Конечно, они есть у каждого. Например, кто-то стесняется своего акцента. Другой не справляется с современными технологиями. Третьему нужен ежедневный волшебный пендель. Четвертый не может освоить определенный навык.

Мне, например, в китайском долго не удавалось уловить на слух разницу в двух звуках, которые я упорно слышала одинаковыми. Не помогал даже музыкальный слух. И уже готова была сдаться, посчитав себя неспособной к этому языку, пока в очередной день практики вдруг не поймала эту едва уловимую разницу. Уцепилась за нее и так обрадовалась! Сейчас даже удивляюсь, как можно было не слышать этой разницы в звучании - она же очевидна! Вот так бывает. Я всегда буду считать лучшим средством только это: продолжать, продолжать и продолжать.

***

Поделитесь в комментариях, какие проблемы нашли в вас отклик. С чем удалось справиться, с чем еще боретесь. И какой язык изучаете. В зависимости от этого буду составлять следующие статьи. А то ведь могу писать обо всех 15 изучаемых языках😅

Спасибо, что примерили на себя корону Премиум-подписки. Буду постепенно пополнять этот раздел свежими публикациями. А чаще видеться со мной можно в творческом блоге ВК: Настурция Petro

Скриншот личной страницы ВК
Скриншот личной страницы ВК

Другие премиум-статьи и просто по теме:

Топ-23 действительно эффективных техник по запоминанию иностранных слов. От преподавателя и полиглота
Марафон ОТЛичницы2 января