Забудьте обо всем, что вам говорили в школе. Это почти шутка, но в ней много правды. Расскажу об ошибках в изучении иностранного языка. Подскажу, с чего начать и как продолжать.
Коротко о моем пути в английском:
✔ Училась в школе с углубленным изучением английского языка.
✔ Диплом с отличием по специальности "Преподаватель иностранных языков (англ., франц.)".
✔ Опыт в репетиторстве - с 2000 года.
✔ Окончила кембриджский курс How to teach Cambridge English: Young Learners.
✔ 100% моих учеников сдали кембриджские экзамены на "отлично" (несколько - на максимально возможный балл).
✔ Постоянно совершенствовала квалификацию с упором на коммуникационную методику.
Важный момент: в настоящее время я уже не преподаю, т.е. статья ни разу не самореклама.
Главные ошибки при изучении английского языка
Перечислю в порядке важности.
❌ Нет цели
Зачем вам нужен английский язык? Если просто для галочки, то разочарую: ничего не получится. Нет, вы, конечно, улучшите свой уровень владения языком, но без постоянной практики утратите навыки со скоростью санок, пущенных с горы.
Английский нельзя выучить раз и навсегда. Даже в родном языке люди начинают делать ошибки, когда прекращают его совершенствовать. Филологи допускают орфографические ошибки, не говоря о пунктуационных и стилистических. Я и сама ошибаюсь.
В иностранном языке это проявляется еще сильнее. Так, например, мой французский ушел в почти зародышевое состояние, потому что не использовался после учебы.
Нет смысла учить английский язык только ради того, "чтобы было" или "для престижа" или "чтобы быть не хуже других".
✅ Решение: поставить цель
В первую очередь это дает мотивацию, которая будет двигать и не позволит отлынивать.
Также цель помогает оценить результат. Ведь что такое "я хочу выучить английский"? Как определить, что он уже "выучен"? Совсем другое дело, когда вы знаете, что вас ожидает на финишной прямой.
И, самое главное, постановка цели гарантирует практику. Потому что язык вы будете использовать по назначению.
Примеры целей:
- Сдать кембриджский экзамен. Например, FCE, CAE, CPE, IELTS. Такой экзамен объективно подтверждает уровень владения языком по всем параметрам: аудирование (слушание и понимание речи), говорение, чтение, письмо. Фишка в том, что остановиться на достигнутом уже сложно. И вам наверняка захочется подготовиться к следующему экзамену после успешной сдачи предыдущего.
- Получить повышение на работе. Это означает, что язык вы будете использовать для решения рабочих задач. Он не только не забудется, но и станет совершенствоваться в ходе практики.
- Для поступления в иностранный вуз. Одна из лучших целей, потому что после достижения нужного уровня для вуза язык будет только совершенствоваться в процессе учебы.
- Переехать за границу. Если это - страна, где один из государственных языков - английский, то практика обеспечена.
- Расширить круг знакомств. Имеются в виду англоязычные собеседники.
- Чтобы самому преподавать английский. Тоже отличная цель, которая обеспечит глубокое усвоение языка.
Какие цели обманчивы:
* Английский "для себя". По большому счету, это - бесцельное изучение языка. Нет финиша и возможности оценить результат - как правило, в процессе учебы желание продолжать постепенно остывает.
* Английский "для путешествий". Чтобы спросить дорогу или обратиться на reception? Тут достаточно разговорника, гугл-переводчика или даже языка жестов. Мой муж, вообще не изучавший английский язык, справляется за границей с бытовыми ситуациями без моей помощи абсолютно самостоятельно. Общается в рыболовном магазине, заказывает блюда в ресторане и т.д. Это всего лишь вопрос коммуникативных навыков.
"Bus?" и вопросительный жест руками - вот вам уже показывают дорогу. Пока прилежный студент выводит "Could you tell me, please, where the bus stop is". Мой восьмилетний ребенок спускался на reception и без проблем решал любой вопрос, не имея даже уровня Elementary.
Для путешествий нужна база, которую можно выучить за пару месяцев. Это - не цель.
❌ Грамматика - превыше всего
Тут мы должны сказать спасибо школьной системе. Но и школу можно понять: есть программа, которую надо выполнить. Есть 30 человек в каждом классе, которые должны эту программу освоить. Есть преподаватель, которому нужно за день провести несколько уроков с разными группами. О какой коммуникативной методике тут может идти речь, если задача - впихнуть невпихуемое в 45 минут, подготовить к контрольной, проверить десятки тетрадей вечером, выставить отметки.
В итоге вырастает взрослый, который уверен, что для изучения любого языка сначала нужно учить алфавит, правила чтения и грамматику. А уже потом можно строить диалоги. Ну а аудирование - это вообще какой-то неведомый зверь. Во многих школах единственный источник аудирования - это речь самого учителя.
В свое время я сломала немало копий на форуме репетиторов, где представители "старой закалки" настаивали на безукоризненном владении грамматическим строем языка. Где ученики заучивают талмуды слов для диктанта, зубрят и переписывают правила. А уж для взрослых такой способ изучения языка вообще кажется единственно верным. И таких взрослых я могу понять: они просто не видели других вариантов.
Лексико-грамматический подход - главный камень в построении языкового барьера. Хотите только писать и читать? Ок. Можно строить этот забор еще выше.
✅ Решение: коммуникативная методика.
Как мы изучаем родной язык? Сначала младенец слышит речь взрослых, привыкает к звучанию, начинает вылавливать знакомые повторяющиеся слова. Сперва - самые простые, потом - более сложные. Ухо его уже отличает определенный набор слогов. И ребенок приступает к подражанию. Допускает ошибки. Однако постепенно понимать малыша становится все проще. Он сперва использует только ударный слог вместо целого слова (например, "пу" вместо "пуговицы"), потом уже пытается составить из нескольких слогов. И, наконец, осваивает произношение слов целиком, затем - словосочетаний, предложений, фраз.
В речи ребенка при освоении родного языка преобладают существительные и глаголы.
Когда ребенок хорошо освоил аудирование (слушание) от самых разных людей (а не только от мамы и папы) и говорение (способен объяснить на родном языке все, что нужно), он учится читать. Под печатными знаками скрывается то, что он уже освоил. Речь не только о книгах. Вывески, надписи - все то, что попадается в течение дня.
Когда азы чтения освоены, ребенок переходит к письму. Сначала только копирует. И постепенно учится излагать свои мысли не только устно, но и письменно.
Вот эта последовательность - "аудирование-говорение-чтение-письмо" - золотой стандарт коммуникативной методики. Она вовсе не означает, что на занятии дети или взрослые только слушают и говорят. Посмотрите, как сдают международные экзамены на самый высокий уровень. Попробуйте найти ошибку в эссе человека, который сдал CPE на А.
Да и на примере своих детей-учеников я видела, как дошкольник даже с уровнем А1 (это ниже Elementary) владеет языком увереннее пятиклассника с лексико-грамматическим подходом. Причем словарный запас малыша был шире и разнообразнее.
В коммуникативной методике тоже предусмотрено изучение правил грамматики и чтения, однако последовательность и подход - абсолютно иные.
Скептикам я обычно рекомендую попробовать сдать международный экзамен по шкале CEFR (Общеевропейская шкала компетенций). Такие экзамены сдаются в сертифицированных центрах. Сдача - не бесплатна и достаточно высока (например, CAE стоит сейчас 12100 р.). С лексико-грамматическим подходом там будет невозможно успешно пройти аудирование и говорение.
Коммуникативная методика помогает освоить язык на всех уровнях. Причем сделать это глубоко и с интересом.
❌ Лучше сразу учить язык с носителем
Это справедливо только в ситуации, если вы сразу оказались в языковой среде. Потому что тогда есть шанс научиться плавать, будучи брошенным в море из лодки.
Во всех других случаях это - бесполезная трата денег. Другое дело, если этот носитель - ваш друг/родственник, который будет "болтать с вами бесплатно". Это тогда просто языковая практика.
✅ Решение: лучше сразу учить язык с преподавателем
Он может быть и носителем языка. Но ключевое слово здесь - "преподаватель". Не стоит недооценивать методики преподавания и опыт. Вспомните самого слабого своего одноклассника, который едва учился по всем предметам. Теперь представьте, что он вырос и к нему обратился, допустим, испанец. Попросил научить его говорить на русском. При этом оба владеют только своими языками. Что тут получится? Трата времени без системы и результата.
Другое дело - квалифицированный преподаватель. Он может составить индивидуальную программу с учетом требований и особенностей ученика. Выстроить последовательную систему. Оценить результат. Дать рекомендации.
Выбирая между просто носителем и русскоязычным преподавателем, можно смело выбирать второе.
А носители пригодятся для практики. Любые носители. И вчерашние двоечники, и кто угодно.
❌ Чем выше уровень, тем дольше должны быть занятия с преподавателем. И тем больше должно быть их, а не самостоятельных занятий
Тут все с точностью до наоборот. Конечно, для освоения каждого уровня нужно все больше часов и уроков. Но процент самостоятельной работы растет по сравнению с начальным уровнем.
✅ Чем выше уровень владения языком, тем меньше должно быть занятий с преподавателем. И тем больше и дольше должно быть самостоятельной практики
На высоком уровне преподаватель нужен для того, чтобы придать направление (речь не о волшебном пенделе, хотя и о нем тоже 😁). А также для того, чтобы оценивать промежуточный и конечный результат, корректировать программу. Абсолютно пустая трата денег, если на уроке уровня С1 вы сидите и читаете вместе с учителем, делаете упражнения. Гораздо более эффективно, когда на таком занятии преподаватель дает обратную связь по проблемным моментам в эссе (проверенном заранее), уделяет внимание аудированию и говорению.
Сейчас поясню на наглядной таблице, которую я очень люблю и давала всем своим ученикам.
Обратите внимание на процентное соотношение. Например, когда вы только начинаете изучать английский язык, то работа с преподавателем занимает 60% времени. А когда вы осваиваете С2, то работа с преподавателем занимает только 20% времени! И даже домашняя работа занимает только 20% времени для С2. Все остальное уходит на языковую практику.
***
Тогда резонный вопрос: что же такое языковая практика? Это что, надо ехать за границу?? Вовсе не обязательно.
Языковая практика
Языковая практика - это погружение в языковую среду. Конечно, идеальный вариант - поехать на полгода в страну, где один из государственных языков - английский. Но такую роскошь мало кто сможет себе позволить, особенно в наше время.
Языковая практика - это:
1. Чтение книг в соответствии со своим уровнем
Не стоит гнушаться адаптированными изданиями. Я рекомендую выбирать книги из британских или американских издательств. Там можно найти всё, что нужно по уровню.
✔ Библиотека книг от Оксфордского издательства Oxford bookworms library. Ссылка ведет на онлайн-книги. Но их можно купить во многих книжных магазинах. Например, на My shop, на Озоне, в Буквоеде и т.д. Oxford University Press - одно из крупнейших британских издательств. Предлагает просто огромный выбор не только художественной литературы, но и познавательной. Однозначно рекомендую.
✔ Библиотека книг от издательства Penguin. Обожаю книги от Penguin Readers для детей. Но и для взрослых тут есть очень много. Ссылка ведет на официальный сайт издательства. Приобрести можно и в отечественных онлайн-магазинах.
✔ Библиотека от издательства Cambridge. Это - вообще мое самое любимое издательство, Cambridge University Press. Старейшее в мире. Безгранично доверяю качеству и содержанию. Рекомендую от всей души. Ридеры (книги для чтения) от этого издательства можно купить во многих онлайн-магазинах.
✔ Серия "Английский клуб" от отечественного издательства Айрис-пресс. Не то чтобы рекомендую, но включаю в этот список, если у кого-то есть доступ только к таким пособиям. Это лучше, чем совсем ничего. Но, конечно, я в первую очередь советую 3 перечисленных выше.
2. Аудирование в соответствии со своим уровнем
Тут важно комбинировать аудирование в чистом виде (только слушание) и в видеоряде (фильмы, видеоролики, передачи).
✔ Подкасты рекомендую от уровня В1. Но можно попробовать и от А2. Два моих любимых:
6 Minute English. Для уровня от В1. Чистый британский английский. Классика произношения, просто эталон!
All ears English. Для высоких уровней (от B2). Мой самый любимый подкаст. Очень приятные девушки, насыщенные аудиоролики, интересные темы. Американский английский.
Подкасты удобно слушать на телефоне. Я обычно совмещаю с глажкой или другими делами, но под рукой держу тетрадь, куда выписываю интересные выражения. Важно использовать их в речи в тот же день. Большинство профессиональных подкастов имеют свой сайт, упражнения, текстовые версии. Это удобно для закрепления материала.
Для начальных уровней (А1-В1) рекомендую специализированные сайты, где можно натренировать навык Listening (слушание). Например:
Тренировка Listening от British Council Прямо по уровням.
✔ Видео
Тут нет никаких ограничений. Пробуйте все, что вам нравится: художественные и документальные фильмы, передачи, шоу, смешные видеоролики.
Для примера:
TED Talks. Рекомендую для уровней от В1. Актуальные и интересные темы, очень разные спикеры (это тренирует так называемую "наслушанность" - будет гораздо легче в реальной жизни разобрать речь собеседника).
Сериалы с субтитрами (в том числе с двойными).
На уровне от С1 можно и нужно (!) смотреть новости и аутентичные фильмы/передачи (т.е. предназначенные для носителей языка).
3. Разговорная практика
И снова: идеальный вариант - это погружение в языковую среду, т.е. поездка в англоязычную страну. 3-6 месяцев и... ваша речь становится беглой.
Но рассмотрим и более реальные варианты.
1. Полностью самостоятельные.
Такой разговор "с самим собой" очень полезен. Но, конечно, он не заменяет полноценной разговорной практики, а используется как тренировочные упражнения:
✔ В первую очередь будьте активны при аудировании (см.выше). Можно ставить запись на паузу и повторять фразы, копируя и имитируя речь носителя.
✔ Рассказывайте сами себе на английском о прочитанном, увиденном, услышанном. Введите это в привычку. Делайте так несколько раз в течение дня. Но важно говорить именно вслух. Возмущайтесь, спорьте, восхищайтесь, смейтесь. И всё - на английском. Можно даже перед зеркалом.
✔ Описывайте свои действия в течение дня. Вплоть до того, что вот я собираю сумку, кладу туда кроссовки и форму для зала. Не забыл ли я бутылку для питья? Точно, забыл! Всё это - вслух. Очень помогает обнаружить пробелы в лексике. Сразу помечайте себе темы, в которых хотите пополнить словарный запас.
✔ Пойте английские песни, подпевая носителям языка. Имитируйте интонации и произношение.
✔ Описывайте фото на английском. Естественно, вслух. Кстати, дети с этого начинают и успешно сдают самый первый экзамен.
✔ Разыгрывайте понравившиеся эпизоды из видео. По ролям, сами с собой. Копируя интонацию и произношение. Очень помогает обнаружить в себе скрытые резервы для говорения.
2. Онлайн-собеседник.
Есть несколько условно-бесплатных сайтов, где можно найти собеседника для разговора на английском. Например, вот: interpals. Я пробовала пользоваться и другими сайтами: wespeke (сервис закрылся), speaky и др. Но не могу рекомендовать ни один. Потому что стоит только девушке зарегистрироваться, как начинают приходить приглашения пообщаться вовсе не ради обмена языковым опытом. Словом, отношусь предвзято к таким социальным сетям.
Идеальный вариант, который точно могу рекомендовать - это Italki. Вот здесь вы получите именно языковую практику, но... не бесплатно. Тут есть много квалифицированных и очень хороших преподавателей-носителей. Причем не только английского языка.
3. Разговорный клуб.
Даже если все участники - не носители языка. Важнее правило: говорим только на английском. А вот ошибки как раз совсем не важны. Потому что главное - снять языковой барьер и разговориться. Исправление ошибок нужно при занятиях грамматикой.
Сейчас почти в каждом городе можно найти такой клуб. Обычно при школах изучения языков, но есть и самостоятельные инициативы изучающих или центров.
Например, в Петербурге есть бесплатные разговорные клубы тут:
- При иностранном отделе Библиотеки им.Маяковского (сейчас из-за коронавируса встречи проводятся только онлайн)
- В Центре британской книги (пока тоже только в онлайн)
- В молодежном центре "Квадрат" (если вам 14-35 лет)
- English Movie Night Downtown. Клуб любителей фильмов на английском. С сентября встречи возобновятся. Формат: все смотрят вместе фильм на английском, выписывают новые слова и выражения, обсуждают просмотренное на английском.
В вашем городе еще нет такого клуба? Вот вам идея для стартапа или для доброго жеста. Можно объединить единомышленников. Начать с друзей и знакомых. Уверена, что желающие найдутся.
***
А где про грамматику?
Везде в интернете!
Я не скажу, что нельзя уделять внимание правилам английского языка. Мало того, я ратую за эти правила. Но тренировать грамматику можно по отличным пособиям и множеству сайтов. Также занятия по грамматике предлагает абсолютное большинство русскоязычных преподавателей. Поэтому найти решение этого вопроса - не проблема.
Я лишь за то, чтобы в первую очередь при изучении языка студенты тренировали Listening и Speaking. А для высоких уровней крайне важно тренировать Writing и Reading. Всё это возможно только при последовательном и комплексном подходе, достаточном объеме самостоятельной работы и языковой практики.
***
Успехов вам в освоении языка! Самое важное - поставить цель, найти единомышленников и наставников.
***
Если вы нашли эту статью полезной и интересной, то не пожалейте времени на like 👍. Поделитесь публикацией в соцсетях - так вы точно ее
не потеряете и заодно найдете единомышленников или поможете своим близким. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую любопытную информацию.
Также приглашаю вас в свой Instagram. Заходите, у меня душевно:
И статьи, которые могут заинтересовать:
Подборка полезностей для блогеров, копирайтеров, писателей. 12 классных сайтов
Успеть всё за 25 минут? О методе "Помидора"
Достигнуть цель любой ценой? 3 интересных сайта по саморазвитию