Найти в Дзене
Extreme Sound

Путешествие в 1975-й: 30 альбомов, которые стоит переслушать

К 1975 году пыль 60-х окончательно осела, и 70-е шли полным ходом. К середине десятилетия жанры прочно заняли свои места: поп, кантри-рок, софт-рок, хард-рок, авторская песня, кантри и соул – все они звучали на радиостанциях. В 1975 году произошло еще кое-что важное: классический рок обрел свой голос. Как вы увидите в списке 30 лучших альбомов 1975 года ниже, были установлены параметры, отмечены вехи, и жанр, хотя еще и не названный, начал обретать форму.

Пока артисты предыдущего десятилетия продолжали выпускать отличные работы – предложения Боба Дилана, Led Zeppelin, Pink Floyd и Нила Янга в 1975 году были так же важны, как и их ранние записи, – новые голоса начали заявлять о себе: Aerosmith, Queen и Брюс Спрингстин выпустили в том году знаковые альбомы.

Лучшие альбомы 1975 года, выбранные редакцией UCR, следуют общему пути, независимо от жанра. Работы стали более определенными, более личными и более осознанными своего места в истории. Популярная музыка выросла за последние 10 лет, и в 1975 году она больше не чувствовала необходимости что-то доказывать. В записях из списка почти нет претенциозности или синдрома "младшего брата".

Больше всего 1975 год запомнился тем, что рок-музыка вошла в свою колею. После этого года артисты и пластинки начали разрушать систему и предлагать новые взгляды на стареющие стили. Лучшие альбомы 1975 года были посвящены укреплению установленных основ.

30 лучших альбомов 1975 года

30. Вилли Нельсон, «Red Headed Stranger»

У Вилли Нельсона уже была долгая карьера (почти два десятилетия и более дюжины альбомов), когда «Red Headed Stranger» стал его первым кантри-альбомом, занявшим первое место в чартах. Получив творческую свободу от своего нового лейбла, 42-летний певец и автор песен создал концептуальный альбом о человеке, который убивает свою неверную жену и ее любовника, аранжировав песни в минималистичном стиле, который впоследствии определит движение outlaw country 70-х.

29. Эммилу Харрис, «Elite Hotel»

-2

Третий альбом Эммилу Харрис и второй в 1975 году стал ее первым кантри-альбомом номер 1, отчасти благодаря каверам на "Together Again" Бака Оуэнса и "Sweet Dreams" Пэтси Клайн (оба - кантри-хиты номер 1). Харрис создает «Elite Hotel» как личный музыкальный автомат, загружая любимые песни Хэнка Уильямса ("Jambalaya [On the Bayou]"), Beatles ("Here, There and Everywhere") и покойного партнера по пению Грэма Парсонса ("Sin City").

28. Джоан Баэз, «Diamonds & Rust»

-3

Хотя 16-й альбом Джоан Баэз включает каверы на песни, написанные друзьями, поклонниками и современниками (среди них Джексон Браун, Джон Прайн и Боб Дилан), «Diamonds & Rust» больше всего известен заглавной песней собственного сочинения Баэз, посвященной ее отношениям с Диланом десятью годами ранее. В качестве сингла это была вторая и последняя песня Баэз, попавшая в Топ-40, после ее версии "The Night They Drove Old Dixie Down" группы The Band, занявшей 3-е место.

28. Nazareth, «Hair of the Dog»

-4

Шестой альбом шотландского квартета Nazareth включает в себя их единственный хит, попавший в Топ-40 США, – кавер-балладу на "Love Hurts" Everly Brothers (которую Грэм Парсонс незабываемо перепел в дуэте с Эммилу Харрис годом ранее). Здесь также есть каверы на Crazy Horse и Рэнди Ньюмана, но заглавный трек группы собственного сочинения ("Now you're messing with a son of a bitch!") является выдающимся треком на лучшем и самом продаваемом альбоме Nazareth.

26. Bob Marley and the Wailers, «Live!»

-5

Альбом «Natty Dread» 1974 года наконец-то принес Bob Marley and the Wailers успех в Великобритании; это был также первый альбом легенд регги в США, попавший в Топ-100. Вслед за этим успехом выступления группы в лондонском театре «Лицеум» в июле 1975 года были собраны для их первого концертного альбома. Он остается важным документом о влиянии Марли. Работая со своим песенником (включая волнующую "No Woman, No Cry"), они переосмысливают границы жанра.

25. Funkadelic, «Lets Take It to the Stage»

-6

Другая группа Джорджа Клинтона, Parliament, выпустила свой шедевр позже в том же году, а ежегодное предложение Funkadelic представляло собой более рок-ориентированную версию жирного фанка «Mothership Connection». Пылающие гитарные соло зажигают открывающий трек "Good to Your Earhole" и двухминутный хит "Get Off Your Ass and Jam", но здесь также много космического соула, пульсирующего в грувах. Это инь к янь «Mothership Connection».

24. Wings, «Venus and Mars»

-7

«Band on the Run» стал однозначным успехом для группы Пола Маккартни 70-х – хит номер 1, который представил ожидаемые экспериментальные наброски плюс хуки, достойные Beatles. Последующий альбом «Venus and Mars» стремился повторить формулу, начиная с одного из его самых яростных рокеров, "Rock Show". "Listen to What the Man Said" подарил Маккартни и Wings их третий номер 1 и помог начать успешное мировое турне, одно из крупнейших в году.

23. ZZ Top, «Fandango»

-8

Четвертый альбом ZZ Top наполовину состоит из концертных записей, наполовину из новых студийных песен – их первых со времен прорывного альбома «Tres Hombres» 1973 года. Концертная сторона включает каверы на "Jailhouse Rock" и попурри "Backdoor Medley", которое сочетает оригиналы с песнями Джона Ли Хукера и Хаулина Вулфа. Образцовая студийная половина «Fandango» строится на заключительном двойном ударе "Heard It on the X" и "Tush", первом хите техасского трио, вошедшем в Топ-20.

22. Джефф Бек, «Blow by Blow»

-9

Спустя десятилетие своей карьеры первый настоящий сольный альбом Джеффа Бека стал вдохновляющим, полностью инструментальным сочетанием фьюжна и гитарных фейерверков. Он превращает пару песен Стиви Уандера - "Cause We've Ended as Lovers" - и кавер на "She's a Woman" Beatles (все спродюсировано Джорджем Мартином) в джаз-роковые шедевры. Годы командной работы оттачивают мастерство Бека; он и его точное трио разрушают барьеры.

21. Roxy Music, «Siren»

-10

Расширение Roxy Music в изысканно сыгранный арт-поп достигло своего апогея на их шестом альбоме, где находится "Love Is the Drug" и другие песни, которые помогли определить их дальнейший стиль. С оттенками глэма и все еще сохраняющими следы эксцентричности первых дней, «Siren» может быть самым характерным из всех альбомов Roxy Music, от шелковисто-гладкого вокала Брайана Ферри до встречи синтезаторов и саксофона в центре многих песен.

20. Parliament, «Mothership Connection»

-11

После седьмого альбома Funkadelic «Let's Take It to the Stage», выпущенного семью месяцами ранее в 1975 году, Джордж Клинтон отточил четвертый альбом Parliament, знаковый альбом, который повлиял на поколения фанк, диско и соул-исполнителей в течение следующих десятилетий. "Tear the Roof Off the Sucker (Give Up the Funk)" подарил Джорджу Клинтону его первый большой хит, но весь «Mothership Connection» существует в мирах, далеких от их конкурентов.

19. Элис Купер, «Welcome to My Nightmare»

-12

Первый сольный альбом Элиса Купера после распада одноименной группы в начале 1975 года - это концептуальный альбом, имеющий некоторую связь с его разваливающейся жизнью. «Welcome to My Nightmare» задумывался как введение в следующий этап карьеры Купера, от американизированного глэма его бывшей группы к более театральной природе его сольных проектов. Центральная баллада "Only Women Bleed" немного не дотянула до Топ-10.

18. Eagles, «One of These Nights»

-13

Альбом, который сделал Eagles одной из крупнейших групп 70-х, стал первым, в котором Дон Фелдер стал полноправным участником, и последним, в котором участвовал оригинальный состав группы, поскольку они перешли от кантри-рока к более жесткому, более коммерческому рок-звучанию. Три сингла, вошедших в Топ-5 (заглавный трек, "Lyin' Eyes" и "Take It to the Limit"), подняли альбом на вершину чарта; это был первый из четырех студийных альбомов группы, занявших первое место.

17. Пол Саймон, «Still Crazy After All These Years»

-14

Третий сольный альбом Саймона, выпущенный после распада Simon & Garfunkel, делает упор на сочинение песен, а не на культурную кураторскую деятельность. Когда ему исполнилось 30 с небольшим лет, Саймон принял задумчивое и интроспективное настроение, находя покой среди хаоса и надежду среди руин. Блистательное продюсирование альбома, получившего премию "Грэмми", Саймоном и Филом Рамоном помогло установить стандарт для десятилетия. Большой сюрприз: воссоединение S&G "My Little Town".

16. Джони Митчелл, «The Hissing of Summer Lawns»

-15

Поворот Джони Митчелл к джазу начался всерьез на ее седьмом альбоме «The Hissing of Summer Lawns», работе, бросившей вызов аудитории, которая обострила ее подход к созданию пластинок в будущем. «Court and Spark» прошлого года намекал на эти изменения, но здесь ее мало что сдерживает - от новаторской луп-перкуссии в "The Jungle Line" до про-феминистского послания вызывающей "Don't Interrupt the Sorrow".

15. Kiss, «Alive!»

-16

Влияние концертного альбома Kiss 1975 года расширило популярность группы, испытывавшей коммерческие трудности, и проложило путь для других мультиплатиновых концертных альбомов в течение следующих нескольких лет. Существуют споры о том, какая часть «Alive!» была записана вживую, а какая перезаписана в студии, но нельзя отрицать привлекательность песен Kiss, таких как "Deuce" и "Rock and Roll All Nite", которые обрели новую жизнь на сцене.

14. Элтон Джон, «Captain Fantastic and the Brown Dirt Cowboy»

-17

Элтон Джон был практически неудержим в середине 70-х, с чередой альбомов и синглов номер 1, подпитывающих серию. Для своего девятого альбома он и автор песен Берни Топин мифологизировали свой путь к славе в 45-минутном концептуальном произведении, которое охватило их ранние (и более поздние) трудности как артистов. Более шести минут "Someone Saved My Life Tonight" подробно описывают попытку самоубийства до обретения славы; остальное не менее лично.

13. Black Sabbath, «Sabotage»

-18

Шестой альбом Black Sabbath вышел на фоне различных сбоев в рабочем процессе группы, включая ожесточенную судебную тяжбу с их бывшим менеджером. Это напряжение придает восьми песням «Sabotage» сжатую тревожность и экспериментальный настрой; немногие песни в каталоге группы могут сравниться с "Symptom of the Universe" по скорости или интенсивности. Когда группа собралась для своего следующего альбома год спустя, они приближались к концу.

12. Bob Dylan and the Band, «The Basement Tapes»

-19

Записанный в 1967 году и широко распространенный бутлегами в течение первой половины 70-х, совместный проект Боба Дилана и The Band недалеко от Вудстока, штат Нью-Йорк, предшествовал кантри-рок шагам, которые Дилан предпримет позже в том же году на «John Wesley Harding». Дилан восстанавливался после аварии на мотоцикле, когда он вновь встретился со своей старой аккомпанирующей группой для непринужденного набора каверов и оригинальных песен. Два десятка треков были отобраны для этого двойного альбома.

11. Steely Dan, «Katy Lied»

-20

Первый альбом Steely Dan, который действительно можно назвать альбомом Steely Dan, созданный после того, как группа прекратила гастролировать, и первый, в котором участвовал будущий Doobie Brother Майкл Макдональд, «Katy Lied» точен в своих лирических и музыкальных целях. "Black Friday" и "Bad Sneakers" - начальные треки альбома, который открыл новую яркую эру для группы. Уолтер Бекер и Дональд Фаген у руля, но все на своих местах.

10. Нил Янг, «Tonights the Night»

-21

Записанный в основном в 1973 году, но отложенный на два года, пока Янг пытался смириться со смертью двух друзей (гитариста Crazy Horse Дэнни Уиттена и роуди Брюса Берри), «Tonight's the Night» - мрачный, отчаянный и сырой документ мрачного периода. Музыка по очереди отражает это: наркотическая и торжественная, с небольшим проблеском света в конце пути. Последняя часть "Ditch Trilogy" Янга душераздирающа, но также и лучшая.

9. Дэвид Боуи, «Young Americans»

-22

В 1975 году Боуи вступал в очередной этап своей переменчивой карьеры, когда он увлекся американской соул-музыкой. Частично записанный в Филадельфии, эпицентре соул-движения 70-х, «Young Americans» был ответом британца на пышный, оркестровый R&B, теплый, но иногда синтетический образец, подкрепленный энтузиазмом Боуи к теме. Яркие моменты - глубокий фанк "Fame", мерцающий заглавный трек - все еще резонируют.

8. Патти Смит, «Horses»

-23

Дебют Патти Смит звучал не похоже ни на что другое в то время; полвека спустя он все еще кажется далеким от того, как должна звучать рок-музыка. «Horses» своими корнями уходит в поэтическую сцену Нью-Йорка, но сочетание гаражного рока 60-х, прото-панка 70-х и современного рок-н-ролла сделало его одним из самых влиятельных альбомов того периода. Открывающая шестиминутная переработка "Gloria" Ван Моррисона от Смит преображает.

7. Queen, «A Night at the Opera»

-24

Все сошлось воедино для четвертого альбома Queen - прог, хэви-метал, театральные приемы, перегрузка арт-попом. «A Night at the Opera» сделала Queen звездами в 1975 году, и это заслуженно; это мастерство шоуменства на арене, работающее на пике возможностей. Центральным элементом является почти шестиминутная "Bohemian Rhapsody", безусловно, одна из самых странных песен, попавших в Топ-10, но весь альбом складывается воедино, от начала до конца.

6. Aerosmith, «Toys in the Attic»

-25

Момент, когда Aerosmith расправили крылья и стали титанами арена-рока. Помогло то, что они писали отличные мелодии; "Walk This Way" и "Sweet Emotion" входят в число их лучших песен, а открывающий заглавный трек, похожий на блицкриг, почти панковский по своей свирепости. Они сравняются, а может быть, даже превзойдут себя в следующем году на «Rocks», но «Toys in the Attic» - это запись нулевого года в эволюции Aerosmith к высшей лиге 1970-х.

5. Led Zeppelin, «Physical Graffiti»

-26

Led Zeppelin были одной из крупнейших групп в мире, когда они выпустили свой шестой альбом в 1975 году - двойной альбом из остатков ранних записей и новых треков, испещренных новообретенным фанком. В результате получился самый беспорядочный, но драйвовый альбом Zeppelin - связующее звено между хард-роковым хрустом «Houses of the Holy» и прог-вдохновленными эксцессами «Presence». Их амбиции тоже возросли; посмотрите на потрясающую, кругосветную "Kashmir".

4. Fleetwood Mac, «Fleetwood Mac»

-27

Спустя почти десятилетие своей карьеры, имея за плечами девять альбомов, Fleetwood Mac переименовали свой 10-й альбом, привлекая пару американцев, чтобы подстегнуть свои падающие продажи и угасающую страсть. Это было именно то, что им нужно: Линдси Бакингем и Стиви Никс, а также групповой туз в рукаве Кристин Макви, представили песни, которые зарядили энергией всех участников. В результате получился альбом номер 1. Впереди были еще большие дела.

3. Брюс Спрингстин, «Born to Run»

-28

Брюс Спрингстин искал индивидуальность и контроль после двух неудачных альбомов; со своим третьим, «Born to Run», он нашел и то, и другое. Альбом сделал его звездой, поместив его на обложку двух крупных журналов в одну и ту же неделю и впервые отправив его в верхние строчки чартов. Более того, «Born to Run» дал голос персонажам последнего шанса, у которых было много общего с тогда еще отчаявшимся артистом.

2. Pink Floyd, «Wish You Were Here»

-29

«The Dark Side of the Moon» многое изменил для Pink Floyd, подняв бывших британских психо-рокеров в ряды прог- и поп-чартовой знати. Два года спустя они выпустили работу, в которой рассматривался путь, который они прошли, чтобы достичь этого. Отдавая дань уважения пропавшему без вести соучредителю группы Сиду Барретту, «Wish You Were Here» также является широким и беспощадным упреком славе Pink Floyd после «The Dark Side». Это личное на одном уровне, но более масштабное на многих других.

1. Боб Дилан, «Blood on the Tracks»

-30

Боб Дилан говорил, что его 15-й альбом не более личный, чем любая другая его работа, но трудно не увидеть признаков его семейных проблем на «Blood on the Tracks». Он так же суров к себе, как и к своей будущей бывшей. От нежных воспоминаний "If You See Her, Say Hello" до ярости, которую он извергает в каждой строке "Idiot Wind", сожаление и злоба проходят красной нитью через один из величайших альбомов Дилана. Даже восьмиминутная фолк-баллада в стиле старого Запада "Lily, Rosemary and the Jack of Hearts" связана с темами «Blood on the Tracks». После нескольких лет поиска своего потерянного голоса Дилан обрел актуальность и новую популярность с этим, да, очень личным альбомом.