К 1975 году пыль 60-х окончательно осела, и 70-е шли полным ходом. К середине десятилетия жанры прочно заняли свои места: поп, кантри-рок, софт-рок, хард-рок, авторская песня, кантри и соул – все они звучали на радиостанциях. В 1975 году произошло еще кое-что важное: классический рок обрел свой голос. Как вы увидите в списке 30 лучших альбомов 1975 года ниже, были установлены параметры, отмечены вехи, и жанр, хотя еще и не названный, начал обретать форму.
Пока артисты предыдущего десятилетия продолжали выпускать отличные работы – предложения Боба Дилана, Led Zeppelin, Pink Floyd и Нила Янга в 1975 году были так же важны, как и их ранние записи, – новые голоса начали заявлять о себе: Aerosmith, Queen и Брюс Спрингстин выпустили в том году знаковые альбомы.
Лучшие альбомы 1975 года, выбранные редакцией UCR, следуют общему пути, независимо от жанра. Работы стали более определенными, более личными и более осознанными своего места в истории. Популярная музыка выросла за последние 10 лет, и в 1975 году она больше не чувствовала необходимости что-то доказывать. В записях из списка почти нет претенциозности или синдрома "младшего брата".
Больше всего 1975 год запомнился тем, что рок-музыка вошла в свою колею. После этого года артисты и пластинки начали разрушать систему и предлагать новые взгляды на стареющие стили. Лучшие альбомы 1975 года были посвящены укреплению установленных основ.
30 лучших альбомов 1975 года
30. Вилли Нельсон, «Red Headed Stranger»
У Вилли Нельсона уже была долгая карьера (почти два десятилетия и более дюжины альбомов), когда «Red Headed Stranger» стал его первым кантри-альбомом, занявшим первое место в чартах. Получив творческую свободу от своего нового лейбла, 42-летний певец и автор песен создал концептуальный альбом о человеке, который убивает свою неверную жену и ее любовника, аранжировав песни в минималистичном стиле, который впоследствии определит движение outlaw country 70-х.
29. Эммилу Харрис, «Elite Hotel»
Третий альбом Эммилу Харрис и второй в 1975 году стал ее первым кантри-альбомом номер 1, отчасти благодаря каверам на "Together Again" Бака Оуэнса и "Sweet Dreams" Пэтси Клайн (оба - кантри-хиты номер 1). Харрис создает «Elite Hotel» как личный музыкальный автомат, загружая любимые песни Хэнка Уильямса ("Jambalaya [On the Bayou]"), Beatles ("Here, There and Everywhere") и покойного партнера по пению Грэма Парсонса ("Sin City").
28. Джоан Баэз, «Diamonds & Rust»
Хотя 16-й альбом Джоан Баэз включает каверы на песни, написанные друзьями, поклонниками и современниками (среди них Джексон Браун, Джон Прайн и Боб Дилан), «Diamonds & Rust» больше всего известен заглавной песней собственного сочинения Баэз, посвященной ее отношениям с Диланом десятью годами ранее. В качестве сингла это была вторая и последняя песня Баэз, попавшая в Топ-40, после ее версии "The Night They Drove Old Dixie Down" группы The Band, занявшей 3-е место.
28. Nazareth, «Hair of the Dog»
Шестой альбом шотландского квартета Nazareth включает в себя их единственный хит, попавший в Топ-40 США, – кавер-балладу на "Love Hurts" Everly Brothers (которую Грэм Парсонс незабываемо перепел в дуэте с Эммилу Харрис годом ранее). Здесь также есть каверы на Crazy Horse и Рэнди Ньюмана, но заглавный трек группы собственного сочинения ("Now you're messing with a son of a bitch!") является выдающимся треком на лучшем и самом продаваемом альбоме Nazareth.
26. Bob Marley and the Wailers, «Live!»
Альбом «Natty Dread» 1974 года наконец-то принес Bob Marley and the Wailers успех в Великобритании; это был также первый альбом легенд регги в США, попавший в Топ-100. Вслед за этим успехом выступления группы в лондонском театре «Лицеум» в июле 1975 года были собраны для их первого концертного альбома. Он остается важным документом о влиянии Марли. Работая со своим песенником (включая волнующую "No Woman, No Cry"), они переосмысливают границы жанра.
25. Funkadelic, «Lets Take It to the Stage»
Другая группа Джорджа Клинтона, Parliament, выпустила свой шедевр позже в том же году, а ежегодное предложение Funkadelic представляло собой более рок-ориентированную версию жирного фанка «Mothership Connection». Пылающие гитарные соло зажигают открывающий трек "Good to Your Earhole" и двухминутный хит "Get Off Your Ass and Jam", но здесь также много космического соула, пульсирующего в грувах. Это инь к янь «Mothership Connection».
24. Wings, «Venus and Mars»
«Band on the Run» стал однозначным успехом для группы Пола Маккартни 70-х – хит номер 1, который представил ожидаемые экспериментальные наброски плюс хуки, достойные Beatles. Последующий альбом «Venus and Mars» стремился повторить формулу, начиная с одного из его самых яростных рокеров, "Rock Show". "Listen to What the Man Said" подарил Маккартни и Wings их третий номер 1 и помог начать успешное мировое турне, одно из крупнейших в году.
23. ZZ Top, «Fandango»
Четвертый альбом ZZ Top наполовину состоит из концертных записей, наполовину из новых студийных песен – их первых со времен прорывного альбома «Tres Hombres» 1973 года. Концертная сторона включает каверы на "Jailhouse Rock" и попурри "Backdoor Medley", которое сочетает оригиналы с песнями Джона Ли Хукера и Хаулина Вулфа. Образцовая студийная половина «Fandango» строится на заключительном двойном ударе "Heard It on the X" и "Tush", первом хите техасского трио, вошедшем в Топ-20.
22. Джефф Бек, «Blow by Blow»
Спустя десятилетие своей карьеры первый настоящий сольный альбом Джеффа Бека стал вдохновляющим, полностью инструментальным сочетанием фьюжна и гитарных фейерверков. Он превращает пару песен Стиви Уандера - "Cause We've Ended as Lovers" - и кавер на "She's a Woman" Beatles (все спродюсировано Джорджем Мартином) в джаз-роковые шедевры. Годы командной работы оттачивают мастерство Бека; он и его точное трио разрушают барьеры.
21. Roxy Music, «Siren»
Расширение Roxy Music в изысканно сыгранный арт-поп достигло своего апогея на их шестом альбоме, где находится "Love Is the Drug" и другие песни, которые помогли определить их дальнейший стиль. С оттенками глэма и все еще сохраняющими следы эксцентричности первых дней, «Siren» может быть самым характерным из всех альбомов Roxy Music, от шелковисто-гладкого вокала Брайана Ферри до встречи синтезаторов и саксофона в центре многих песен.
20. Parliament, «Mothership Connection»
После седьмого альбома Funkadelic «Let's Take It to the Stage», выпущенного семью месяцами ранее в 1975 году, Джордж Клинтон отточил четвертый альбом Parliament, знаковый альбом, который повлиял на поколения фанк, диско и соул-исполнителей в течение следующих десятилетий. "Tear the Roof Off the Sucker (Give Up the Funk)" подарил Джорджу Клинтону его первый большой хит, но весь «Mothership Connection» существует в мирах, далеких от их конкурентов.
19. Элис Купер, «Welcome to My Nightmare»
Первый сольный альбом Элиса Купера после распада одноименной группы в начале 1975 года - это концептуальный альбом, имеющий некоторую связь с его разваливающейся жизнью. «Welcome to My Nightmare» задумывался как введение в следующий этап карьеры Купера, от американизированного глэма его бывшей группы к более театральной природе его сольных проектов. Центральная баллада "Only Women Bleed" немного не дотянула до Топ-10.
18. Eagles, «One of These Nights»
Альбом, который сделал Eagles одной из крупнейших групп 70-х, стал первым, в котором Дон Фелдер стал полноправным участником, и последним, в котором участвовал оригинальный состав группы, поскольку они перешли от кантри-рока к более жесткому, более коммерческому рок-звучанию. Три сингла, вошедших в Топ-5 (заглавный трек, "Lyin' Eyes" и "Take It to the Limit"), подняли альбом на вершину чарта; это был первый из четырех студийных альбомов группы, занявших первое место.
17. Пол Саймон, «Still Crazy After All These Years»
Третий сольный альбом Саймона, выпущенный после распада Simon & Garfunkel, делает упор на сочинение песен, а не на культурную кураторскую деятельность. Когда ему исполнилось 30 с небольшим лет, Саймон принял задумчивое и интроспективное настроение, находя покой среди хаоса и надежду среди руин. Блистательное продюсирование альбома, получившего премию "Грэмми", Саймоном и Филом Рамоном помогло установить стандарт для десятилетия. Большой сюрприз: воссоединение S&G "My Little Town".
16. Джони Митчелл, «The Hissing of Summer Lawns»
Поворот Джони Митчелл к джазу начался всерьез на ее седьмом альбоме «The Hissing of Summer Lawns», работе, бросившей вызов аудитории, которая обострила ее подход к созданию пластинок в будущем. «Court and Spark» прошлого года намекал на эти изменения, но здесь ее мало что сдерживает - от новаторской луп-перкуссии в "The Jungle Line" до про-феминистского послания вызывающей "Don't Interrupt the Sorrow".
15. Kiss, «Alive!»
Влияние концертного альбома Kiss 1975 года расширило популярность группы, испытывавшей коммерческие трудности, и проложило путь для других мультиплатиновых концертных альбомов в течение следующих нескольких лет. Существуют споры о том, какая часть «Alive!» была записана вживую, а какая перезаписана в студии, но нельзя отрицать привлекательность песен Kiss, таких как "Deuce" и "Rock and Roll All Nite", которые обрели новую жизнь на сцене.
14. Элтон Джон, «Captain Fantastic and the Brown Dirt Cowboy»
Элтон Джон был практически неудержим в середине 70-х, с чередой альбомов и синглов номер 1, подпитывающих серию. Для своего девятого альбома он и автор песен Берни Топин мифологизировали свой путь к славе в 45-минутном концептуальном произведении, которое охватило их ранние (и более поздние) трудности как артистов. Более шести минут "Someone Saved My Life Tonight" подробно описывают попытку самоубийства до обретения славы; остальное не менее лично.
13. Black Sabbath, «Sabotage»
Шестой альбом Black Sabbath вышел на фоне различных сбоев в рабочем процессе группы, включая ожесточенную судебную тяжбу с их бывшим менеджером. Это напряжение придает восьми песням «Sabotage» сжатую тревожность и экспериментальный настрой; немногие песни в каталоге группы могут сравниться с "Symptom of the Universe" по скорости или интенсивности. Когда группа собралась для своего следующего альбома год спустя, они приближались к концу.
12. Bob Dylan and the Band, «The Basement Tapes»
Записанный в 1967 году и широко распространенный бутлегами в течение первой половины 70-х, совместный проект Боба Дилана и The Band недалеко от Вудстока, штат Нью-Йорк, предшествовал кантри-рок шагам, которые Дилан предпримет позже в том же году на «John Wesley Harding». Дилан восстанавливался после аварии на мотоцикле, когда он вновь встретился со своей старой аккомпанирующей группой для непринужденного набора каверов и оригинальных песен. Два десятка треков были отобраны для этого двойного альбома.
11. Steely Dan, «Katy Lied»
Первый альбом Steely Dan, который действительно можно назвать альбомом Steely Dan, созданный после того, как группа прекратила гастролировать, и первый, в котором участвовал будущий Doobie Brother Майкл Макдональд, «Katy Lied» точен в своих лирических и музыкальных целях. "Black Friday" и "Bad Sneakers" - начальные треки альбома, который открыл новую яркую эру для группы. Уолтер Бекер и Дональд Фаген у руля, но все на своих местах.
10. Нил Янг, «Tonights the Night»
Записанный в основном в 1973 году, но отложенный на два года, пока Янг пытался смириться со смертью двух друзей (гитариста Crazy Horse Дэнни Уиттена и роуди Брюса Берри), «Tonight's the Night» - мрачный, отчаянный и сырой документ мрачного периода. Музыка по очереди отражает это: наркотическая и торжественная, с небольшим проблеском света в конце пути. Последняя часть "Ditch Trilogy" Янга душераздирающа, но также и лучшая.
9. Дэвид Боуи, «Young Americans»
В 1975 году Боуи вступал в очередной этап своей переменчивой карьеры, когда он увлекся американской соул-музыкой. Частично записанный в Филадельфии, эпицентре соул-движения 70-х, «Young Americans» был ответом британца на пышный, оркестровый R&B, теплый, но иногда синтетический образец, подкрепленный энтузиазмом Боуи к теме. Яркие моменты - глубокий фанк "Fame", мерцающий заглавный трек - все еще резонируют.
8. Патти Смит, «Horses»
Дебют Патти Смит звучал не похоже ни на что другое в то время; полвека спустя он все еще кажется далеким от того, как должна звучать рок-музыка. «Horses» своими корнями уходит в поэтическую сцену Нью-Йорка, но сочетание гаражного рока 60-х, прото-панка 70-х и современного рок-н-ролла сделало его одним из самых влиятельных альбомов того периода. Открывающая шестиминутная переработка "Gloria" Ван Моррисона от Смит преображает.
7. Queen, «A Night at the Opera»
Все сошлось воедино для четвертого альбома Queen - прог, хэви-метал, театральные приемы, перегрузка арт-попом. «A Night at the Opera» сделала Queen звездами в 1975 году, и это заслуженно; это мастерство шоуменства на арене, работающее на пике возможностей. Центральным элементом является почти шестиминутная "Bohemian Rhapsody", безусловно, одна из самых странных песен, попавших в Топ-10, но весь альбом складывается воедино, от начала до конца.
6. Aerosmith, «Toys in the Attic»
Момент, когда Aerosmith расправили крылья и стали титанами арена-рока. Помогло то, что они писали отличные мелодии; "Walk This Way" и "Sweet Emotion" входят в число их лучших песен, а открывающий заглавный трек, похожий на блицкриг, почти панковский по своей свирепости. Они сравняются, а может быть, даже превзойдут себя в следующем году на «Rocks», но «Toys in the Attic» - это запись нулевого года в эволюции Aerosmith к высшей лиге 1970-х.
5. Led Zeppelin, «Physical Graffiti»
Led Zeppelin были одной из крупнейших групп в мире, когда они выпустили свой шестой альбом в 1975 году - двойной альбом из остатков ранних записей и новых треков, испещренных новообретенным фанком. В результате получился самый беспорядочный, но драйвовый альбом Zeppelin - связующее звено между хард-роковым хрустом «Houses of the Holy» и прог-вдохновленными эксцессами «Presence». Их амбиции тоже возросли; посмотрите на потрясающую, кругосветную "Kashmir".
4. Fleetwood Mac, «Fleetwood Mac»
Спустя почти десятилетие своей карьеры, имея за плечами девять альбомов, Fleetwood Mac переименовали свой 10-й альбом, привлекая пару американцев, чтобы подстегнуть свои падающие продажи и угасающую страсть. Это было именно то, что им нужно: Линдси Бакингем и Стиви Никс, а также групповой туз в рукаве Кристин Макви, представили песни, которые зарядили энергией всех участников. В результате получился альбом номер 1. Впереди были еще большие дела.
3. Брюс Спрингстин, «Born to Run»
Брюс Спрингстин искал индивидуальность и контроль после двух неудачных альбомов; со своим третьим, «Born to Run», он нашел и то, и другое. Альбом сделал его звездой, поместив его на обложку двух крупных журналов в одну и ту же неделю и впервые отправив его в верхние строчки чартов. Более того, «Born to Run» дал голос персонажам последнего шанса, у которых было много общего с тогда еще отчаявшимся артистом.
2. Pink Floyd, «Wish You Were Here»
«The Dark Side of the Moon» многое изменил для Pink Floyd, подняв бывших британских психо-рокеров в ряды прог- и поп-чартовой знати. Два года спустя они выпустили работу, в которой рассматривался путь, который они прошли, чтобы достичь этого. Отдавая дань уважения пропавшему без вести соучредителю группы Сиду Барретту, «Wish You Were Here» также является широким и беспощадным упреком славе Pink Floyd после «The Dark Side». Это личное на одном уровне, но более масштабное на многих других.
1. Боб Дилан, «Blood on the Tracks»
Боб Дилан говорил, что его 15-й альбом не более личный, чем любая другая его работа, но трудно не увидеть признаков его семейных проблем на «Blood on the Tracks». Он так же суров к себе, как и к своей будущей бывшей. От нежных воспоминаний "If You See Her, Say Hello" до ярости, которую он извергает в каждой строке "Idiot Wind", сожаление и злоба проходят красной нитью через один из величайших альбомов Дилана. Даже восьмиминутная фолк-баллада в стиле старого Запада "Lily, Rosemary and the Jack of Hearts" связана с темами «Blood on the Tracks». После нескольких лет поиска своего потерянного голоса Дилан обрел актуальность и новую популярность с этим, да, очень личным альбомом.