До того, как написать свой роман «Чапаев и Пустота», новый русский постмодернист Виктор Пелевин отметился некоторыми совершенно безумными фантастическими, а скорее сюрреалистическим произведениями, как «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Затворник и Шестипалый» и «Принц Госплана». Однако мне, как нормальному читателю популярных романов, эти произведения вообще «не зашли», а от некоторых из них я просто в ужасе. И вот, наконец, мне в руки попался «Чапаев и Пустота», и я подумал о том, что Виктор Пелевин начал от своего безумия постепенно избавляться. Но так ли это на самом деле?
Я заранее прошу прощения у своих читателей за то, что эта моя публикация выглядит попыткой судить о творчестве писателя, далеко не все книги которого я читал. Да, я читал не все книги Виктора Пелевина, но то, что он написал в 90-е годы – прочитал всё.
А вот всё, что он написал уже в XXI веке – этого я ничего не читал, причем принципиально. Ну, принцип этот не в различии мировоззрений меня как читателя и Пелевина как писателя. Просто в какой-то момент я понял, что этот писатель ничего интересного для меня уже не напишет.
Нет, возможно, я ошибаюсь, и стоит мне вдруг попасть на его по-настоящему классный более поздний роман, и я изменю свое мнение, но на данный момент мое мнение именно такое, какое я озвучил выше.
Я ознакомился с ранним творчеством Виктора Пелевина как бы случайно. Дело в том, что я в 90-х годах, пользуясь тем, что книги потеряли свою цену и на всяких барахолках распродавались буквально за копейки, начал создавать свою библиотеку. Интересно, что тогда на барахолках за копейки можно было найти не только старые, советские издания, но и новые, тех же 90-х. Не знаю, почему они появлялись на книжных развалах за 1 рубль (условно), когда в магазинах они продавались за 10 рублей (условно), но и новые книги на барахолки выбрасывались массово.
Я тогда уже о Пелевине слышал, знал, что это популярный писатель, причем не просто популярный, а очень оригинальный. И как только мне попадались новые книги Пелевина – я их и скупал. Но сразу не читал – времена были такие, что читать было некогда, надо было деньги зарабатывать. Но старые книги я скупал для библиотеки, а книги Пелевина – для чтения, но на будущее.
И вот, в 2000 году мой друг из Кировограда прислал мне два номера журнала «Порог», редактором которого он тогда был, в котором был напечатан роман Виктора Пелевина «Омон Ра». И я по ходу дела прочитал этот роман – это было первое произведение писателя, которое я тогда прочитал.
Однако я в этом произведении мало что понял. Вернее, я понял сюжет, но не понял суть. Я подумал, что это журнальная публикация, очень сильно сокращенная, и решил прочитать роман в полном варианте – у меня тогда уже был сборник Пелевина 1999 года с романом «Жизнь насекомых» и повестями «Затворник и Шестипалый» и «Принц Госплана». Перечитал я этот роман, но и тогда не понял основной смысл. В романе была интересная идея, но слишком уж кошмарная. Да и сам роман был кошмарным – какая-то несусветная пародия на космическую программу СССР, хоть и выписанная вполне себе профессионально.
Ну ладно, пародий на СССР я за 90-е начитался, и меня «Омон Ра» тут не удивил. Странно было только, что за подобную чушь автор, как я знал, получил множество премий в нашем родном Отечестве, да и сам роман переиздавался чуть ли не каждый год, причем не только на русском языке, но и на множестве иностранных. Значит, чем-то он зацепил не только нашу публику, но и импортную.
Но лично я для себя не нашел в этом произведении ничего не только интересного, но и полезного, хотя понимал, что написан он был не для меня, а для совершенно другой публики. Поэтому он и стал популярен, кстати, популярен по всему миру и сегодня.
Потом я прочитал все остальное, что у меня в библиотеке скопилось Пелевина, и разочаровался еще больше. Если в «Омон Ра» был какой-то драйв, то, например, «Жизнь насекомых» был исключительно хайповым романом, который генерировал еще более непонятный мне смысл. Мало того – начавшись за здравие, «Жизнь насекомых» погрузилась в полный заупокой, так что к завершению романа я уже откровенно скучал, решив все же дочитать это произведение до конца, для галочки, так сказать.
За этим пошел роман «Generation «П», который я одолел с еще большим трудом, словно катил перед собой тяжело нагруженную дрезину по дороге без конца и края. Вроде произведение не такое скучное, как «Жизнь насекомых», но перегруженное таким количеством всякого непотребства, что я удивляюсь, как это я достиг его конца. Но все же достиг, и даже без ущерба для здоровья.
Я понимаю, что постмодернизм в русской литературе всегда был модным, но это был особый постмодернизм, просто малопонятный обычному читателю, а «Generation «П» просто вызвал чувство гадливости. Вот такой вот постмодернизм безумных 90-х со всеми их недостатками.
И я еще подумал о том, что Пелевин пишет исключительно для совершенно заумной элиты, причем не старой, а новой, полностью испорченной реалиями 90-х, когда бешеный антисоветизм оправдывался огромными возможностями для грабежа, основанного на обмане тех, кого можно было пограбить (вспомним МММ). Именно в этих условиях и создавалась новая российская элита, для которой Виктор Пелевин и написал сей дурацкий опус.
Ну, дурацкий – это только для меня, но не для безумной элиты 90-х и зарубежных любителей постсоветского безумного модерна.
Далее я прочитал повести «Затворник и Шестипалый», «Желтая стрела» и «Принц Госплана» - эти произведения у меня в памяти не отложились вообще никак – сплошная скукотища, и больше ничего. Рассказы Пелевина, появлявшиеся в разных сборниках, я уже вообще не читал.
И тут я достал с полки роман «Чапаев и Пустота» - у меня было первое издание 1996 года, и из-за увеличенного формата книга не стояла на полке, а лежала на книгах где-то в закутке, потому я ее до этого и не запримечал. Сначала у меня появилось желание вообще книгу не читать, или отложить на будущее, но это было последнее произведение Виктора Пелевина, которое я на тот момент еще не читал, потому прилег на диван и начал книгу листать.
Ну, предисловие Председателя Буддийского Фронта Полного и Окончательного Освобождения – Ургана Джамбона Тулку VII меня совершенно не вдохновило, потому что подобные вещи, для обыкновенного человека бессмысленные, я отношу их к разряду глубокомысленного хайпа, чтобы придать предваряемым ими произведениям излишней глубокомысленности. Подобный прием обычно применяется во всех низкопробных литературных произведениях, потому я этот кусок пропустил.
Но вот с самой первой страницы непосредственного повествования я книгой заинтересовался, и одним махом проглотил огромный кусок текста – страниц так 50. Это было так непохоже на того Пелевина, что я читал до этого! Вполне себе нормальный приключенческий роман на тему московских чекистов и первых лет Гражданской войны…
Ну, а когда потом вдруг внезапно пошла типичная пелевинская «заумщина», бросать чтение было поздно – мне донемогу захотелось узнать, что же с главным героем стало дальше.
А дальше с главным героем романа Петром ПустОтой (ударение на букву «о»), который оказался ни кем иным, как Петькой из популярных советских анекдотов про Чапаева, начали происходить довольно интересные вещи, причем без всяких заумностей и хайпа. Правда, время от времени нормальное, то есть, здоровое повествование перемежалось с какой-то слишком уж постмодерновой белибердой, словно у автора внезапно начинался приступ безумия. Но я преодолевал такие холмы с упорство муравья, не на секунду не забывая о том, что автор, как бы сказать, не совсем адекватен, и в любой момент такой интересный, по сути, роман может оборваться в бездну.
Опасаясь такого ужасного финала, я все же заглянул в конец книги и убедился, что она заканчивается достойно, поэтому дальше читал ее спокойно, и даже с наслаждением.
Пересказывать сюжет романа «Чапаев и Пустота» не считаю нужным, чтобы не раскрывать всех его козырей перед моими читателями, которые с этой книгой еще не ознакомились. Но скажу, что это единственное произведение Виктора Пелевина 90-х, которое мне понравилось безоговорочно, и я перечитал его еще два раза – в первый раз, чтобы снова посмаковать приключения Петра Пустоты в компании Василия Ивановича и Анки-пулеметчицы, а второй – чтобы разобраться наконец-то в тех безумных моментах, которые мне непонятны.
Кое-что, конечно же, стало более понятным, но не совсем. Я думаю, что Пелевин несколько переборщил, немного подпортив такой прекрасный приключенческий роман. Впрочем, я надеюсь, что все же осмыслю этот смыл пелевинского безумия при следующих перечитываниях книги. Но пока что я этот его сюрреализм, постмодернизм, психоделику и дзен-буддизм не воспринимаю. По-моему, из Пелевина получился бы прекрасный приключенческий писатель, но сегодня чистые приключения, как я подозреваю, оплачиваются слабо.
Ну, а раз так, то еще в начале 90-х Пелевин просто поднял ставки, чтобы поразить читателя, способного платить за книги деньги, своей неординарностью. Но при этом я не считаю, что Виктор Пелевин какой-то гениальный безумец. То, что он безумец – это точно, но до гениальности ему очень далеко. Он просто хороший писатель, но не все хорошие писатели сегодня имеют возможность зарабатывать деньги. А вот хороший безумный писатель никогда не пропадет.
А так как Виктор Пелевин свое безумие развернул в полную силу с самого начала своей профессиональной деятельности, как раз в тот момент, когда в стране началось самое настоящее безумие, то на этой первой волне он и выехал, то есть стал популярным в 90-е годы.
А вот покинуло ли его безумие в XXI столетии – не знаю, не читал. И критику с дифирамбами на его новые книги тоже не читаю, чтобы не быть ангажированным. Я думаю, что для того, чтобы узнать – избавился ли Виктор Пелевин от своего изначального литературного безумия, или нет – надо прочитать хоть что-то из его новых книг.
А вот с этим пока что проблема – новых его книг у меня нет, в Интернете я их читать не хочу, а когда прочту в бумажном варианте – вот тогда и буду делать какие-то выводы.
А как сделаю какие-то выводы – напишу об этом обязательно.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
«Алтын-толобас» - самое интересное произведение Бориса Акунина в цикле «Приключения магистра»