Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Как Борис Акунин обманул своих читателей, подменив западного предка Эраста Фандорина на русского, но сообщив об этом только в романе «Квест»

Считается, что роман Бориса Акунина «Квест», который вышел в 2008 году и за 15 лет выдержал семь изданий общим тиражом около 300 тысяч экземпляров, представляет собой некий беллетристический «компьютерный квест». На самом деле это никакой не квест, и с упоением может читаться даже людьми, которые и компьютеров никогда в жизни не видели. Это обычный фантастический роман без всяких претензий, и главная его ценность в том, что в этой книге наконец-то полностью раскрывается главный обман автора, который он развивал во многих предыдущих своих книгах. Мне совсем неприятно, что один из моих любимых писателей – Борис Акунин, - оказался не только иностранным агентом, но и совершил преступления против России. Про то, что он совершает эти преступления, я догадался уже давно, еще вначале 2000-х когда открыл этого писателя для себя и стал находить в его книгах русофобские настроения, сначала завуалированные, а потом открытые. Причем он своим таким поведением выступал не против современной Российско

Считается, что роман Бориса Акунина «Квест», который вышел в 2008 году и за 15 лет выдержал семь изданий общим тиражом около 300 тысяч экземпляров, представляет собой некий беллетристический «компьютерный квест». На самом деле это никакой не квест, и с упоением может читаться даже людьми, которые и компьютеров никогда в жизни не видели. Это обычный фантастический роман без всяких претензий, и главная его ценность в том, что в этой книге наконец-то полностью раскрывается главный обман автора, который он развивал во многих предыдущих своих книгах.

Первое издание романа Б. Акунина "Квест", 2008 г., Изд-во АСТ (Москва) + Астрель (СПб), тираж - 212 000 экз
Первое издание романа Б. Акунина "Квест", 2008 г., Изд-во АСТ (Москва) + Астрель (СПб), тираж - 212 000 экз

Мне совсем неприятно, что один из моих любимых писателей – Борис Акунин, - оказался не только иностранным агентом, но и совершил преступления против России. Про то, что он совершает эти преступления, я догадался уже давно, еще вначале 2000-х когда открыл этого писателя для себя и стал находить в его книгах русофобские настроения, сначала завуалированные, а потом открытые. Причем он своим таким поведением выступал не против современной Российской Федерации – это было хоть как-то понятно, - но и против всей русской истории.

Борис Акунин (Григорий Чхартишвили)
Борис Акунин (Григорий Чхартишвили)

Да, некрасиво это, и я в этом Акунина осуждаю, но это не значит, что его книги не подлежат прочитыванию. Я собрал две полки книг Акунина, причем многие – в разных изданиях. Не все они мне нравятся по литературным качествам, но то, что нравится- то по-настоящему шикарно. Жаль только, что того, что по-настоящему шикарно, Борис Акунин написал относительно мало.

Некоторые книги из цикла Б. Акунина о сцщике Эрасте Фандорине
Некоторые книги из цикла Б. Акунина о сцщике Эрасте Фандорине

Так, если взять самый главный цикл автора, который принес ему «всесоюзную» славу – похождения Эраста Фандорина, - то тут идеальны только два романа: «Статский советник», «Алмазная колесница» (обе части) и повесть «Узница башни» (из сборника «Нефритовые четки»). Все остальное оставляет впечатление какой-то незавершенности, но не сюжета, а поведения героя. То есть, во всех романах сыщик Фандорин постоянно ошибается, его обманывают все кому не лень, а преступление раскрывается совершенно независимо от его усилий, совершенно бесплодных, хотя часто и активных.

И так из романа в роман.

Но профессиональная неуклюжесть и даже некомпетентность «сыщика» Фандорина полностью компенсируется его человеческой привлекательностью, и потому, даже невзирая на такой авторский прокол (намеренный или случайный), все эти романы и повести читаются с интересом как чисто приключенческие, а не детективные. Может, даже потому, что Акунин прекрасно описывал обстановку тех времен, когда действовал Фандорин, а меня всегда интересовала история России именно в таких вот «интерьерных» мелочах, особенно дореволюционная. В этом Борис Акунин был мастер, потому у меня на стене и висят две полки, заполненные его книгами.

Роман Б. Акунина "Внеклассное чтение" (2002 г.)
Роман Б. Акунина "Внеклассное чтение" (2002 г.)

Из остальных книг Акунина по-настоящему шикарные – это «Алтын-толобас» и «Пелагия и красный петух». Эти романы не только интересные, но еще и логически законченные, и из них можно почерпнуть достаточно много «интерьерных» исторических знаний без всякой антироссийщины.

А вот все другие беллетристические произведения Бориса Акунина – это только приключения, часто с историческим подтекстом, но в шедевры я их бы не записал. Например, это цикл «Смерть на брудершафт», состоящий из 10 повестей. Легкое «военно-бульварное» чтиво с довольно явственной антирусской составляющей. Перечитывать эти повести особого желания нет, но зато эти книги просто шикарно смотрятся на полке.

Некоторые книги из цикла Б. Акунина "Смерть на брудершафт" (2007-2011 гг.)
Некоторые книги из цикла Б. Акунина "Смерть на брудершафт" (2007-2011 гг.)

Однако тут особнякам стоит роман Акунина «Квест», который я охарактеризовал бы как фантастический, и даже не совсем приключенческий. Кто-то называет такую фантастику «исторической», но я разглядел в этом романе фантастику только научную, потому что исторических сведений там, по сути, и нет, приключения, правда, присутствуют, но только в рамках научно-фантастической фабулы.

Титульный лист книги первого издания романа Б. Акунина "Квест", 2008 г. Справа - титульный лист с задней части "перевертыша" - коды к роману
Титульный лист книги первого издания романа Б. Акунина "Квест", 2008 г. Справа - титульный лист с задней части "перевертыша" - коды к роману

Почему-то считается, что «Квест» - это какой-то новый жанр литературы, такая беллетристическая компьютерная игра. Для разгадки всех загадок, которые в этой книге имеются, к ней даже приложены какие-то коды. Я проглядел эти коды, попытался ими воспользоваться, но даже после этого я не разглядел в романе какой-то компьютерной игры. Мало того – я не обнаружил в нем и никакого квеста. По-моему, кто-то тут кого-то хотел надурить – то ли издатели читателей, то ли сам автор – издателей.

Поэтому роман «Квест» - это никакая не компьютерная игра, а просто фантастический роман, и больше ничего. Поэтому вопрос о компьютерном квесте закрываем.

Краткая аннотация издательства
Краткая аннотация издательства

Ну, а как обычная беллетристика – роман неплох. Правда, есть некоторые неувязки, к загадкам, внедренным автором, не относящиеся. Например, мне непонятно, зачем Акунин прервал линию родства Эраста Фандорнина с его западноевропейскими предками Фон Дорнами. Правда, он начал это прерывание еще в романе «Внеклассное чтение», но тогда я подумал, что это просто такой зигзаг, а потом все придет в норму – Эраст Фандорин и на самом деле окажется англичанином или голландцем (то есть «немцем»), что вполне оправдает его фамилию.

Первый лист романа
Первый лист романа

Но нет, Акунину обязательно надо было сделать последнего потомка Фон Дорнов бесплодным, и таким образом наш Эраст Фандорин оказывается не каким-то там западным аристократом, а потомком обычного русского Мити Карпова.

Иллюстрации к роману "Квест" издания 2008 года
Иллюстрации к роману "Квест" издания 2008 года

Получается обман – в одной книге он лишил Фандорина западных кровей, а в другой, пока это можно было сделать – это всё не исправил. Поэтому именно «Квест» является той книгой, которая внесла враки сразу в два цикла, связанных с именем Фандориных, а также еще многих книг, также с ним связанных.

Ещё иллюстрации к роману "Квест" издания 2008 года
Ещё иллюстрации к роману "Квест" издания 2008 года

И это скорее всего не ошибка Бориса Акунина, и не небрежность, а настоящее пренебрежение к своим читателям, которые искренне считали Эраста Фандорина импортным дворянином, а он оказался обычным русским ванькой, хоть и тоже дворянином, но все же знают, что обычные затрапезные русские дворяне мало чем отличались от обычной черни, которая им служила на разных уровнях.

Ещё иллюстрации к роману "Квест" издания 2008 года
Ещё иллюстрации к роману "Квест" издания 2008 года

Ну ладно, это хорошо, что Эраст Фандорин оказался чисто русским по крови человеком, хотя Борис Акунин во многих своих романах и убеждает читателя в том, что он – прямой потомок то немецких, то английских, то голландских Фон Дорнов. Зачем он это делал – я попытаюсь догадаться, наверное, чтобы представить своих читателей дураками. Ну, это я уже повторяюсь.

И спрашивается – причем тут «Квест», когда подмена произошла во «Внеклассном чтении»?

Ещё иллюстрации к роману "Квест" издания 2008 года
Ещё иллюстрации к роману "Квест" издания 2008 года

Ну, «екатерининская» линия «Внеклассного чтения» приводит только факт подмены без всяких выводов. А вот уже в «Квесте» всё и раскрывается. А мы-то думали!..

Короче, в принципе, это главная моя претензия к роману Акунина «Квест». Конечно, можно было бы откопать еще не одну, но я все же этого делать не стану. Сам роман очень интересен, я прочел его на одном дыхании, хотя книга толстая – 600 страниц! Мало того – я этот роман перечитал еще два раза, и мнение о его достоинствах у меня не изменилось. Роман фантастический, и хотя никаких серьезных идей не предлагает, но это не недостаток – все же произведение развлекательное, а не философское, а там более не историческое.

Ещё иллюстрации к роману "Квест" издания 2008 года
Ещё иллюстрации к роману "Квест" издания 2008 года

Многие критики обвиняют Акунина в том, что он в своих книгах сочиняет какую-то свою историю, то есть пишет в жанре, который называют folk-history - это когда дилетант пишет для дилетанта, излагая свою личную точку зрения на прошлое. Но все это относится только к чисто историческим книгам, которых Акунин написал тоже довольно много. Ученый из него – и на самом деле никакой, зато фантазер он отменный. Правда, все его фантазии нацелены исключительно на популярность среди, цитирую одного критика: «тинейджеров, офисную дурь и тридцатилетних яппи, чей уровень развития ещё ниже, чем у подростков».

Ещё иллюстрации к роману "Квест" издания 2008 года
Ещё иллюстрации к роману "Квест" издания 2008 года

Ну, я с этим согласен, но только в некоторой степени. Акунин слишком легковесен для серьезного чтения, но, извините, в «Похождение бравого солдата Швейка» или «Двенадцать стульев», что – чтение слишком серьезное? Вот так же следует относиться и к беллетристике Бориса Акунина – читай и развлекайся, хотя именно в беллетристике его можно насладиться описанием обстановки тех времен, в которых действуют герои его книг.

И вот, после прочтения «научно-исторических» книг Акунина я вообще перестал их читать – муть страшная, к тому же наполненная прямо вопиющими враками. У меня даже в библиотеке этих книг нет, а вот беллетристика Акунина не хуже, чем у тех же А. Бушкова, С. Алексеева или О. Маркеева.

И роман «Квест» - это далеко не худшее его произведение, только не советую относиться к нему серьезно. Просто читайте и наслаждайтесь.

Некоторые другие издания романа "Квест" 2010-2021 гг. Размеры книг 3 и 4 меньшего формата, просто я их подогнал в скрине к одному ряду
Некоторые другие издания романа "Квест" 2010-2021 гг. Размеры книг 3 и 4 меньшего формата, просто я их подогнал в скрине к одному ряду

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Какой роман Бориса Акунина про сыщика Эраста Фандорина лучший, а какой- худший?

«Алтын-толобас» - самое интересное произведение Бориса Акунина в цикле «Приключения магистра»

«Исторический календарь. Десять веков российской истории (от князя Владимира до Николая II)», Донецк

«Москва купеческая» П. А. Бурышкина – прекрасный труд по истории России

Шпионский триллер «Русская кровь» О. Вакуловского и О. Деминой цикла «Именем России» так и остался малотиражным раритетом