Сергей Алексеев за последние 40 лет написал более 50 романов и повестей, но по-настоящему шикарные произведения у него начались с «Сокровищ Валькирии» в 1995 году и с тех пор не заканчиваются. В публикации приводится краткий обзор фантастического романа «Утоли моя печали», написанного в 1998 году и за 11 лет выдержавшего целых 9 переизданий общим тиражом 120 тысяч экземпляров. Но это только официальные данные, на деле тиражи могли достигать и полумиллиона.
Хочу сразу предупредить – я вообще-то собираю в свою библиотеку старые, еще советские издания фантастических, приключенческих и исторических книг, но есть и некоторые современные авторы, книги которых мою коллекцию украшают очень хорошо. Один из таких писателей – Сергей Алексеев, это тот, который отметился эпохальной фантастической эпопеей «Сокровища Валькирии». Я собрал почти все его книги, а многие – даже в разных изданиях.
Мало того – ряд произведений Алексеева у меня есть в «Роман – газете», которая выходила еще в советские времена. Интересно, что цветные иллюстрации к романам на обложках этих альманахов гораздо более реалистичные, чем на книгах, которые выходили уже в постсоветские времена, за это я в основном эти журнальные издания и ценю.
Однако собирать книги любимого автора – это одно, а вот перечитывать их все заново – это совсем другое. Далеко не все книги Сергея Алексеева мне нравятся, а некоторые – о, ужас! – у меня даже вызвали отвращение. Например, роман «Возвращение Каина», написанный в 1994 году и посвященный событиям 1993 года («расстрел парламента»). В этом романе все необходимые для какого-то позитивного окончания произведения герои пропали, некоторые просто кошмарно. Зачем писать такие безысходные книги – непонятно.
Ну ладно, это личные переживания автора, что хотел – то и написал и отдал на суд читателя. Но мне такие ужасные книги не нравятся, и хоть я купил для своей коллекции два ранних издания, но перечитывать не буду ни за что, тем более это не фантастика, не приключения, и не историческое произведение.
Также мне не совсем понравился самый первый роман С. Алексеева «Слово» (1985 г.). Он какой-то дерганный, в смысле для сюжета надергано много разных эпизодов из разных исторических эпох еще со времен Владимира Крестителя, но задачу роман не выполнил – та же безысходность, на этот раз пропадают не люди, а ценные старинные книги, причем не менее кошмарно.
Второй роман писателя – «Рой», - это как раз тот Сергей Алексеев, который прославился в узких кругах еще в советские времена. Впрочем, не совсем узкие были те круги, потому что за него он получил в 1987 году премию Союза Писателей СССР. Но сам роман – типично советский, типа «советская деревенская проза», никакой фантастики или мистики. Очень нудное произведение, еде дочитал и больше не хочу.
Третий роман – «Крамола» (1990 г.), - хоть и содержит некоторые элементы чисто русской мистики, но тоже очень нудный, к тому же слишком толстый, я его еле дочитал до конца. Роман тоже из серии «деревенского реализма», но в нем активно разрабатывается тема Гражданской войны и раннего периода Советской власти. И это произведение перечитывать не хочется.
Всего за 40 последних лет Сергей Алексеев написал 41 роман, и, слава Богу, что только эти четыре романа получились такими кошмарными. Но сюда же следует добавить еще 10 повестей, написанных с 1981 по 1990 годы в том же самом стиле «деревенского реализма» или около этого. Я их тоже прочитал, когда в давние времена читал любые книги автора, надеясь отыскать в них что-то подобное «Сокровищам Валькирии», но я тогда здорово обмишурился.
Но вот в 1991 году канул в Лету СССР, и вся эта «советская деревенская проза» стала совсем не модной. Бывшая советская публика уже вовсю читала новые отечественные криминальные романы, новую фантастику вперемешку с фэнтези, или яркие любовные романы. Качественного среди этого чтива было мало, но оно оплачивалось просто шикарно, не хуже, чем в советские времена – всякое мутное «народное» чтиво. И вот Сергей Алексеев задумался о том, что надо не отставать от эпохи, и в 1995 году появляется первый его настоящий бестселлер «Сокровища Валькирии»
Если бы я перечисленные выше книги прочитал раньше этого романа, то я не поверил бы, что это написал именно Сергей Алексеев. Разница просто колоссальная. Я этот роман, когда он совершенно случайно попал мне в руки, прочитал всего за один вечер – просто не мог оторваться. Вот именно это произведение и заставило меня принять этого писателя настолько, что я до сих пор собираю разные издания его книг, даже самых нудных и кошмарных, благо таковых после «Валькирии» у него уже не было.
Настал 1997 год, и вышло сразу две новых части эпопеи «Сокровища Валькирии» - «Страга Севера» и «Земля Сияющей Власти» (первая часть 1995 года потом получила название «Стоящий у Солнца»).
В этом же, 1997-м году вышел еще один бестселлер Сергея Алексеева – «Пришельцы», в следующих переизданиях переименованный в «Долину смерти». Это была такая же убойная книга, как и «Сокровища Валькирии», правда, начавшись как фантастический роман, это произведение оказалось обычным «политическим детективом», но драйва в нем было не меньше. После прочтения романа у всех читателей (судя по отзывам) возникла мысль, что это первая книга нового цикла, и грядет продолжение, но до сих пор этого продолжения так и не появилось.
А жаль, конечно. Сергей Алексеев, как говорится, закусил удила, и даже можно применить к его творчеству этого периода классическую фразу «и тут Остапа понесло» - в хорошем, конечно, смысле.
Дальше – больше. В 1998 году появился новый роман – «Утоли моя печали», совсем не крутейший боевик, подобный «Валькирии» и «Пришельцам», тем не менее уровень автора очень сильно возрос. Причем не писательский уровень – с этим у Сергея Алексеева было все хорошо и в дремучие советские времена, а повысился уровень идейно-творческий, потому что «Утоли мои печали» поднимал очень серьезную и даже актуальную для России 90-х годов политическую тему, хотя и густо замешанную на мистике. Впрочем, этот мистический замес получился таким искусным, что совершенно не портит впечатление даже у тех читателей, которые мистику не переносят на дух.
Вкратце сюжет этого романа таков.
Начинается повествование с того, что следователь по особо важным делам от Генеральной прокуратуры РФ Сергей Бурцев отправлен куда-то на Валдай (в Страну Дураков) в поисках нового места захоронения останков царской семьи, расстрелянной в 1918 году за тысячу километров от этого места на Урале. Дело в том, что в прокуратуру поступило сообщение от одного из вызывающих доверие информатора, которое игнорировать было нельзя. Дело было в 1995 году, когда, как кажется, вся шумиха вокруг этих останков давно стихла.
И вот, не успел еще следователь собрать вещи, как вокруг него началось движение какой-то очень опасной спецслужбы, которая была неподвластна даже Генеральной прокуратуре. И начинает развиваться самый настоящий детектив, переросший в боевик, усиленный еще двумя параллельными сюжетными линиями.
В одной из них фигурирует бывший советский подводник капитан первого ранга Губский, с которым наладила связь некая Небесная Покровительница, взявшая его судьбу в свои руки. Мистика, конечно, но вполне закономерная.
В другой сюжетной линии появляется смотритель заповедника на Валдае по имени Ярослав, довольно романтичный и одновременно нелюдимый молодой человек.
И все трое – Бурцев, Губский и Ярослав, - в итоге попадают в одну и ту же тему, правда, каждый разными путями, совсем не короткими, ну, об этом, собственно, и роман.
Вот краткая аннотация к роману, появившаяся на первом издании в 1998 году, но позже сократившаяся до одной короткой строчки:
«…В годы распада советской империи спецслужбы пытаются найти законную наследницу новой российской царской династии. Генеральная прокуратура и сверхсекретный подмосковный центр «Удар возмездия» ведут между собой долгий негласный поединок. Острой криминальной интриге в романе «Утоли моя печали» сопутствуют драматические любовные коллизии, имеющие мистическую подоплеку»…
А вот я нашел один отзыв на книгу, и думаю, что его тоже нужно привести обязательно:
«…Читал это произведение еще в 1998 или 1999-м году, но до сих пор помню впечатления. Книга интересная и самобытная. Автор был одним из первых в постсоветском пространстве, затронувшим такую тематику. В романе тесно переплетены история и альтернативная история, мистика, фантастика, драма и романтика. Обилие героев и событий, на мой взгляд, нисколько не портят, а только дополняют положительные впечатления и держат в напряжении до последней страницы. А прочитанные после этого произведения только подтвердили, что Сергей Трофимович Алексеев - яркий, сложившийся и самобытный автор. К тому же любящий свою Родину, настоящий патриот, болеющий за Россию! Честь и хвала ему!»...
В общем, своими словами я больше ничего добавлять не стану, чтобы не раскрыть потенциальным читателям романа завязку и развязку. Впоследствии теме новой российской царской династии, скрывавшейся 300 лет в уральской тайге (тема раскольников-старообрядцев) С. Алексеев посвятил свой самый, пожалуй, серьезный, но не менее интересный, а может даже и самый лучший роман – «Покаяние пророков» (2002 г.). И хоть в том романе нет практически никакой ни мистики, ни фантастики, но в нем есть такая мощная фантазия автора, что после него он, пожалуй, не написал ничего такого же выдающегося.
А пока что предлагаю прочитать «Утоли моя печали» и не принимать во внимание такой мало о чем говорящий заголовок. Это настоящий бестселлер, и драйвовый, и глубокий, и вообще книга не для одноразового прочтения, а для ежегодного перечитывания.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ: