Олег Георгиевич Маркеев плотно занимался литературой всего 10 лет, но за это время успел написать целых 15 зажигательных фантастических романов и одно такое же убойное документальное произведение. И ему не хватило совсем чуть-чуть времени, чтобы завершить самый свой главный цикл «Странник» о Максиме Максимове – в 2009 году писатель умер при не совсем выясненных обстоятельствах. Но литературный багаж этого одного из самых видных отечественных создателей боевиков все равно очень весомый и заслуживает тщательного анализа, который сейчас пытаются делать только читатели, а вот профильные специалисты почему-то заниматься этим делом не спешат. В данной публикации я рассмотрю только букинистическую сторону наследия Олега Маркеева, потому что я не литературовед, а всего лишь коллекционер.
Олег Маркеев – писатель совершенно законченный, в том смысле, что он оставил после себя совершенно законченное по всем смыслам наследие. Он написал 15 книг – два цикла, три книги в соавторстве с другим законченным писателем, один документальный труд и два незаконченных романа. И все это буквально за 10 лет – с 1999-го по 2009-й, и в этом же, 2009-м году Олег Маркеев умер. Причина смерти не совсем ясна, скорее всего – просто несчастный случай, но сейчас копаться я в этом не буду, может, позже что-то об этом напишу.
Олег Георгиевич Маркеев (1963-2009 гг.) писал фантастико-приключенческие романы, но скорее не развлекательные, какие сегодня пишет огромное число наших современных фантастов, а боевики с мистическим уклоном и большим смыслом в сторону политики, спецслужб и криминального сообщества. Сам он называл свои произведения «политическими детективами», по крайней мере, романы цикла «Странник», который стал центральным в его недолгой творческой биографии. А фантастику автор вводит в повествование постольку поскольку, чтобы привлечь к своим романам дополнительную аудиторию.
И хотя практически все произведения О. Маркеева пронизаны духом многозначительности, тем не менее, они выписаны так подробно и правдоподобно, что создается полное впечатление того, что всё описанное им, имеет место быть в действительности. Например, выдуманный автором полумистический тайный орден «Полярный орёл», пытающийся бороться с масонами и другими мировыми тайными орденами и сообществами, которые путем всяческих политических, экономических и военных интриг пытаются стереть Россию с карты мира.
И главный герой этого цикла, один их воинов ордена «Полярный орел», который постоянно путает карты всем этим вражеским силам – Максим Максимов, которому как бы судьбой было предначертано заниматься по жизни не тем, чем обычно занимаются люди, а бороться с врагами своей Родины очень интересными, недостижимыми для многих средствами. И он хоть и не обладает какими-то мистическими способностями и будучи обычным, хотя и очень сильным и умным человеком, борется, часто привлекая таких же неординарных союзников.
Ну, вот как-то так. Не очень определенное описание серии, зато, если вдуматься – максимально точное. Есть у России враги (вернее, были во времена О. Маркеева), тайные только персонально, а по сути – совсем не тайные. Любому нормальному политику известно, что в мирное время враги какой-то державы действуют по принципу «тактика тысячи мелких порезов», то есть действуют они «мелкими группами», нарушая не крупные узлы внутренней конструкции государства, а совершая множество мелких действий, как бы к делу не относящихся. Но эти мелкие узлы, будучи таким образом незаметно разрушены, в нужный момент способны послужить причиной обвала даже самого мощного массива.
Вот именно против таких совершенно незаметных, но в перспективе разрушительных действий против России, и борется главный герой Максим Максимов, член тайного ордена «Полярного Орла», руководство которого старается следить за всеми действиями своих противников.
И каждый роман Олега Маркеева из цикла «Странник» как раз и рассказывает о какой-то одной из таких операций, и в каждом случае Максим Максимов выходит из схватки победителем. Ну, это и понятно, иначе не стоило бы и романы об этом писать.
Всего цикл «Странник» состоит их девяти романов:
1). Угроза вторжения (1999 г.);
2). Чёрная луна (2000 г.);
3). Оружие возмездия (2001 г.);
4). Тотальная война (2002 г.);
5). Серый Ангел (2003 г.);
6). Цена посвящения (2004 г.);
7). Неучтённый фактор (2008 г.);
8). Переворот.ru (2007 г.);
9). Летальный исход (2009 г.).
Вообще-то первая книга из этой серии была реализована в виде романа «Особый период», изданного в 1996 году в популярной тогда серии «Русский проект» издательства «Олма-пресс». Но, во-первых, это произведение Маркеев издал под псевдонимом Олег Фомин, а, во-вторых, это были только своеобразные наброски к серии, тогда еще задумывающейся автором. Впоследствии Маркеев этот роман переписал с дополнениями, и в 2008 он вышел под названием «Неучтённый фактор» и под настоящим именем автора.
И тут наблюдается довольно интересный момент. Хотя все романы Олега Маркеевв, и не только из цикла «Странник», имеют одинаковое качество и одинаковый читательский интерес, его книги начинают издаваться все реже и реже, а в 2004-м в издательстве «Олма-пресс» вышел последний, шестой роман цикла – «Цена Посвящения». Причем если первые три романа переиздавались неоднократно, то последние три были изданы только по разу, и всё.
К тому времени Олег Маркеев переключился на другие циклы. Так, в 2004-2005-м он в соавторстве с Андреем Николаевым написал три романа из цикла «Золотые врата» («трилогия об Игоре Корсакове» - «Золотые врата», «Врата Атлантиды» и «Чёрное Таро»), а в 2005-м написал свое, пожалуй, главное произведение – «Дигитал», для которого он задумывал продолжение «Дигитал-2» с планомерным оформлением нового цикла. Однако контракт с «Олма-пресс» по какой-то причине был аннулирован, и эти книги вышли совсем в других издательствах.
В 2006 году в творческой биографии Олега Маркеева наступил перерыв, кто-то связывает с внезапной и не совсем объясненной смертью в феврале этого года его соавтора А. Николаева. Но уже в 2007-м он приступает к седьмому роману серии «Странник» - «Переворот.ru». Однако, хотя роман был закончен, издан тогда он так и не был, а после смерти автора долгое время считался утерянным. Но в 2022 году это произведение все же отыскали, и в 2023-м оно было опубликовано сразу в нескольких самиздатовских структурах в виде полноценных книг, хотя и мизерными тиражами.
Считаю нужным привести короткую аннотацию к роману одного из читателей, который охарактеризовал роман такими словами:
«Переворот.ру» - самая суровая из написанных книг из цикла о «Страннике» и мне понятно, почему издательство получив книгу не издало её. На тот момент это было весьма чревато, да и сейчас такую «жесть» не каждый рискнёт написать».
Ну, не думаю, что новые романы Маркеева из цикла «Странник» перестали издавать из-за какой-то «жести», потому что не только он писал так круто, но у многих его коллег «по цеху», тоже писавших «круто», никаких проблем с издательствами по поводу «жести» не было, взять тех же А. Бушкова или С. Алексеева. Но, вполне возможно, что просто роль сыграли другие, более личные обстоятельства, о которых никто не знает, а кто знает – предпочитает их замалчивать.
Об этом говорит тот факт, что Олег Маркеев продолжал разрабатывать своего «Странника» и даже ждал переиздания всего цикла.
Так, в 2007-м он принялся за переделку своего первого романа – «Особый период» (1996 г.), и в начале 2008-го книга вышла в виде романа «Неучтенный фактор» в московским издательстве «Оникс», которое, что интересно, всегда занималось только детской литературой, в основном сказками, как отечественными, так и зарубежными. И это была последняя книга, изданная при жизни автора.
В 2008-м году Олег Маркеев принялся за девятый роман цикла «Странник» - «Летальный исход» с подзаголовком «Политический триллер». Впрочем это было рабочее название, а роман предполагалось назвать «Красная Африка». Вот что писал о нем своим друзьям сам Олег Маркеев:
«Надеюсь, до осени начнется переиздание «Странника». Осталось только написать «Красную Африку» (или, как вариант – «Летальный исход»), и серия романов будет закончена. От Эфиопии 1989-го и развала СССР до 2015 года. Нормальная такая эпопея».
Но «рукопись» этой книги тоже исчезла вместе с ноутбуком Маркеева с его смертью. Осталась только первая часть, которая завалялась у одного из консультантов, помогавших тогда Маркееву. Полный текст до сих пор не найден, но это не значит, что его не найдут. Ведь нашли же «Переворот.ru», точно также может отыскаться и «Летальный исход».
Но, еще не дожидаясь появления полной версии романа, питерские самиздатовцы решили все же опубликовать первую часть на 62 страницы, поместив ее в двухтомник сочинений О. Маркеева, вышедший в 2003 году, хоть и мизерным тиражом, но все же.
Таким образом мы имеем девять романов из завершенного цикла «Странник». Ясно, что последний роман как бы не завершен, но он есть, и из тех 62 страниц, которые сегодня можно прочитать, задумка романа в целом вполне ясна. Правда, интересно, чем же именно он закончился, потому что концовка этого произведения – это и концовка серии, но для коллекционера-букиниста это не очень важно, главное, что роман был издан в бумажном варианте, хоть и является фактической редкостью из-за очень малого тиража.
Также следует учитывать и первый роман – «Особый период» 1996 года, хотя знакомство с ним обычному читателю почти ничего не даст, но для коллекционера – это закономерное начало цикла.
И вот, что же мы видим. А видим мы, что популярность цикла «Странник» у издателя почему-то постепенно снижалась. Давайте рассмотрим статистику.
1). Угроза вторжения, «Олма-Пресс» (Москва), «Нева» (Спб), 1999 г. Тираж – 16 тысяч, серия – «Красная стрела». Обложку нарисовал А.Шувалов, на остальных изданиях художники не указаны.
Второе издание – только «Олма Пресс», 2000 год, тираж 7000 экз. Рисунок на обложке был изменен, на заднем фоне изображен Б. Ельцин, тогда еще живой, серия – «Армагеддон».
Третье издание – тоже только «Олма Пресс», 2000 год, тираж 15 тысяч. Рисунок на обложке – тот же, что и на предыдущем издании, серия – «Русский проект».
Четвертое издание - «Олма-Пресс» (Москва), «Нева» (Спб), 2002 г., мягкая обложка и уменьшенный «карманный» формат, тираж – по 7 тысяч каждой из двух частей, серия – «Русский проект». Обложки для обоих частей почти одинаковы, только на второй книге, которая была подписана в печать на полгода похже первой, Ельцин таинственно исчез.
Впоследствии, начиная с 2016 года, начали появляться самиздатовские книги, самая тиражная из которых была минского самиздата – 2000 экземпляров. Остальные – чисто как «подарочные» наборы, издавались в Киеве, Смоленские и даже Сухуми (Абхазия).
2). Чёрная луна, «Олма-Пресс», 2000 г., серия «Армагеддон», тираж - 9000 экз.
Второе издание – 2001 год, тираж 15000 экз., серия – «Русский проект», рисунок на обложке не изменялся, изменялось только размещение надписей.
Третье издание - «Олма-Пресс» (Москва), «Нева» (Спб), 2002 г., мягкая обложка и уменьшенный «карманный» формат, тираж – по 7 тысяч каждой из двух частей, серия – «Русский проект». Обложки для обоих частей одинаковы.
Четвертое издание - «Олма Медиа Групп» (Москва), 2007 г., тираж – 5000 экз., серия – «Супер-фэнтези», обложка твёрдая + суперобложка, рисунок на обложке рисовал В. Люлько.
Начиная с 2016-го этот роман также появлялся в мелкотиражных книгах – сборниках О. Маркеева и собраниях его сочинений.
3). Оружие возмездия, «Олма-Пресс», 2001 г., серия «Армагеддон», тираж - 10000 экз.
Второе издание – 2001 год, тираж 35000 экз., серия – «Русский проект», рисунок на обложке не изменялся, изменялось только размещение надписей.
Третье издание - «Олма-Пресс» (Москва), «Нева» (Спб), 2002 г., мягкая обложка и уменьшенный «карманный» формат, тираж – по 10000 экз., но роман вы этом варианте вышел в одной книжке, а не в двух, как предыдущие, серия – «Русский проект». Обложка практически аналогична предыдущим изданиям.
4). Тотальная война, «Олма-Пресс», 2002 г., серия «Русский проект», тираж - 30000 экз.
Все остальные издания романа – после 2016 года, мелкотиражные.
5). Серый Ангел, «Олма-Пресс», 2003 г., серия «Специальный русский проект», тираж - 25000 экз.
Все остальные издания романа – после 2016 года, мелкотиражные.
6). Цена посвящения, «Олма-Пресс», 2004 г., серия «Русский проект», тираж - 15000 экз.
Все остальные издания романа – после 2016 года, мелкотиражные – 10 экземпляров и около этого.
7). Неучтённый фактор, «Оникс» (г. Москва), 2008 г., тираж - 5000 экз., оформление обложки - С. Меркулов. Это последняя книга Олега Маркеева, появившаяся в печали при его жизни
Все остальные издания романа – после 2016 года, мелкотиражные – 10 экземпляров и около этого.
8). Переворот.ru, впервые появился в первом томе собрания сочинений О. Маркеева «Переворот.ru», изданного в Питере без указания издательства, ясно, что на уровне самиздата. В том же году роман вышел в самиздатовском «издательстве» «Апсны», Сухуми, Абхазия, в рамках полного собрания сочинений О. Маркеева. И тогда же появилось еще одно издание московского клуба «КЛФ» (фото выше).
9). Летальный исход, впервые первая часть появилась в первом томе собрания сочинений О. Маркеева «Переворот.ru», изданного в Питере без указания издательства. Может, где еще это произведение было издано на бумаге, но мне это неизвестно. В Интернете текст этих 62 страниц есть, можно прочитать. А пока ждем, когда найдут полную версию романа, естественно, при условии, если он Олегом Маркеевым был все же дописан.
Также я приведу список остальных книг О. Маркеева вне серии «Странник».
В соавторстве с А. Николаевым:
1). Золотые врата (2004 г.);
2). Врата Атлантиды (2005 г.);
3). Чёрное Таро («Таро Бафомета», «Таро Люцифера») (2005 г.).
Внесерийные романы:
4). Дигитал (2005 г.);
5). Дочь Вавилона (2009 г., не закончено).
Документальное произведение:
6). Демон Власти (2007 г.).
Также перу О. Маркеева принадлежат и 6 рассказов, которые тоже вошли в сборник «Переворот.ru» питерского происхождения.
Вот и всё. О других произведениях Олега Маркеева, которые не имеют отношение к циклу «Странник» я напишу в других публикациях.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Олег Маркеев – автор лучших российских полумистических мега-боевиков постсоветской эпохи
«Алые крылья огня» Алексея Бессонова – отличный образец постсоветской авантюрной фантастики
Александр Бирюк «НЛО – секретный удар» - политический детектив с фантастической канвой
«Сокровища Валькирии» Сергея Алексеева – лучший его проект из всего им написанного