11 января 2025 года четвёртая номерная часть серии Resident Evil отметила 20-летний юбилей. Оригинальная игра создавалась для консоли GameCube, но вскоре была портирована на PlayStation 2, а после и на ПК. 28 февраля 2014 года вышло HD-переиздание Resident Evil 4, о котором и пойдёт речь в этой статье.
Сразу расставлю все точки над i - с играми серии Resident Evil я был абсолютно не знаком до недавнего времени. Безусловно, я много слышал о них - читал статьи, смотрел обзоры, но сам никогда не играл. Поэтому вы сейчас читаете рецензию от человека, который наконец-то познакомился с великой (как многие говорят) игровой франшизой и спешит поделиться чистыми впечатлениями!
О сюжете
"Леоооон! Хелп!" - писклявый голос Эшли ещё долго звучал у меня в голове после прохождения этой игры...
Леон Скотт Кеннеди - бывший полицейский, чудом выживший в Раккун-сити, теперь работает на правительство США. Его первая миссия - спасение дочки президента, которую похитила загадочная преступная организация.
Расследование приводит Леона в испанскую глухомань, населённую странными агрессивными "реднеками", страстно желающими нанизать главного героя на вилы. Пара местных полицейских, которые должны были оказать посильную помощь в расследовании, быстро "зажмуриваются" усилиями местных жителей, и Леону приходится в одиночку расхлёбывать заварившуюся кашу. Ну, или не совсем в одиночку...
Человек с фамилией "Кеннеди" спасает дочь американского президента... Совпадение? Не думаю! Скорее тонкий стёб японских разработчиков;)
Отправив на тот свет пару десятков аборигенов, Леон сталкивается с первым дружественным персонажем игры - бывшим испанским полицейским Луисом Сера. Тот проводит некие исследования в этой местности, связанные с загадочным паразитом Лас Плагас. На кого работает Луис поначалу непонятно и для того, чтобы в полной мере узнать его роль в этой истории, нужно после прохождения основного сюжета поиграть в дополнение Separate Ways (Разные пути).
Общение с Луисом получается весьма недолгим - его прерывает староста деревни Мендез, который отвешивает обоим парням "звездюлей", но не убивает. Зачем-то им в кровь вводят того самого паразита Лас Плагас, после чего Луис и Леон освобождаются из плена и идут каждый по своим делам. Примерно тогда же мы узнаём, что местные жители являются членами зловещего культа Лос Иллюминадос и заражены ужасным паразитом...
Через некоторое время Леон пересекается с другим культовым персонажем серии Resident Evil - Адой Вонг, выполняющей свою миссию в этом недружелюбном местечке. До самого конца игры непонятно - друг она или враг. Опять же, подробности её миссии раскрываются в вышеупомянутом дополнении, которое открывается после прохождения основной игры.
Наконец, главный герой находит дочку президента и играть становится "веселее". Эшли Грэм - довольно бойкая девчонка, которая очень любит путаться под ногами и попадать в лапы культистов...
Представьте: вот вы с трудом отстреливаетесь от толпы вражин, вертитесь как уж на сковородке и вдруг за спиной раздаётся пронзительно-писклявое "Леоооон! Хееелп!". Это означает, что какой-то проворный культист закинул Эшли на плечо и несёт в своё логово. Если не успеть за короткое время пристрелить его, то наступает Game Over. Через некоторое время это начинает жутко бесить, а девчонку реально хочется пристрелить...
Однако по ходу сюжета главный герой несколько раз будет "терять" Эшли и действовать в одиночку. Так что некоторое время вполне удастся поиграть спокойно.
После деревни персонажи попадают в огромный средневековый замок с ловушками и подземельем, а финальные события происходят на острове с промышленным комплексом, доками и лабораторией. Подробности не буду рассказывать, чтобы те, кто ещё не играл в четвёртого "резика" получили личное удовольствие от сюжета.
Поверьте - на большую часть вопросов, которые возникнут у вас по ходу прохождения, ближе к концу игры будут даны ответы. Окончательно разобраться в перипетиях сюжета поможет дополнение. Если некоторые моменты покажутся абсурдными и нелогичными, то будьте уверены - вам их объяснят.
Тем не менее ответ на вопрос "почему Ада Вонг дефилирует по глухой деревне в вызывающем красном платье и в туфлях на каблуках" вы не получите... Это просто красиво! Милая игровая условность;)
Об игровом процессе
Могу ошибаться, но Resident Evil 4 - это первый чисто японский экшен от третьего лица, в который мне довелось поиграть. К тому же, ещё и портированный с консоли. Соответственно, некоторые геймлейные элементы были для меня в новинку. Например, невозможность передвигаться во время стрельбы. Или отдельная клавиша, отвечающая за разворот героя на 180 градусов.
В остальном же игровой процесс представляет собой типичный экшен с элементами адвенчуры в виде поиска ключевых предметов и решения различных головоломок. Отдельно стоит отметить немалое количество QTE в особо напряжённых моментах.
Игра разбита на пять глав, каждая из которых также поделена на несколько частей. Соответственно, повествование структурировано и воспринимается очень целостным. Постановка роликов на движке - выше всяких похвал. Из них вполне можно сделать отдельный игрофильм (наверное, уже сделали), который интересно будет смотреть не только фанатам серии Resident Evil.
В игре можно сохраняться только в определённых местах и в конце сюжетных глав. Сэйвы записываются с помощью особых печатных машинок, марка которых отсылает нас к египетскому фараону Аменхотепу.
Оружие нельзя крафтить и визуально модифицировать (максимум - установить прицел или тепловизор). Однако у торговца можно улучшать базовые характеристики стволов за немалую плату. На внешний вид это никак не влияет, а вот урон, скорость перезарядки и ёмкость магазина повышаются. Из трёх видов трав можно делать лекарства не только восстанавливающие, но и повышающие шкалу здоровья.
Кстати, торговец - это отдельный весьма загадочный персонаж, который появляется в самых неожиданных местах. Ему можно сбагрить всякий хлам и драгоценности, попадающиеся по мере прохождения. Выбор товаров у него ограничен несколькими видами оружия, лекарствами, дипломатами повышенной вместимости и парочкой улучшенных прицелов. Также в начале каждой новой локации у торговца можно приобрести карту сокровищ. Патроны этот барыга не продаёт!
Инвентарь Леона ограничен - каждая вещь, кроме ключей и драгоценностей, занимает определённое количество слотов. Так что таскать с собой гигантский арсенал, тонну боеприпасов и лекарств не получится. Хотя, честно говоря, за всё прохождение я ни разу не забил дипломат под завязку. Не так уж и много лута встречается по пути, а лекарства и патроны практически всегда в дефиците.
Интересно, что в интерфейсе нет классического перечня целей и задач миссии. Есть карта с соответствующими маркерами и раздел с записками, раскрывающими детали сюжета. Однако вы всегда чётко знаете куда и зачем идёте, а также кого надо спасать, а кого убить. Погружение в сюжет стопроцентное!
Геймплей Resident Evil 4 с одной стороны простой как три копейки одной бумажкой, а с другой - довольно разнообразный. По сути в каждой главе надо дойти из точки А в точку Б, попутно отстреливая врагов и изредка решая головоломки. Однако калейдоскоп уникальных игровых ситуаций поражает воображение - у этой игры всегда найдётся "туз в рукаве", способный вас удивить или вызвать приток адреналина!
Что понравилось?
- Сюжет. Многогранный и захватывающий с неплохо прописанными персонажами. Раскрывается неспешно и ответы на многие вопросы мы узнаём только ближе к концу основной сюжетной линии или в дополнении "Разные пути".
- Боссы. Каждый запоминается и способен доставить вам несколько адреналиновых мгновений!
- Локации. Очень атмосферные и разнообразные! У каждой локации своё настроение и визуальный стиль. После серой, грязной и пугающей деревни вы попадаете в величественный, красивый замок, в котором всё и вся хочет вас убить. Ну, и классическая подземная лаборатория с результатами жутких экспериментов - куда ж без неё;)
- Разнообразие игровых ситуаций. Скучно точно не будет! То внезапный босс, которого просто так не убьёшь, на голову свалится, то на вагонетке заставят кататься, то пространственную задачку решить, то от огромной статуи карлика убегать (звучит странно, но есть такой момент).
- Эпизод за Эшли. Ох, уж эти рыцари... Эталонный хоррор-уровень получился!
- Геймплей за Аду Вонг . Чисто субъективно мне показалось, что в дополнении "Разные пути" управление сделали более отзывчивым, а бои стали динамичнее. Ну и просто приятно было управлять симпатяжкой в красном облегающем платье!
Что огорчило?
- Неудобное управление! По идее - игра "заточена" под консольное управление, но я играл с клавиатуры и мышки ибо не привык к геймпаду. Приспосабливаться к нюансам прицеливания и перемещения пришлось долго и это замедляло прохождение.
- Грёбаные QTE! Если у вас стоит русская раскладка клавиатуры, то во время QTE вы просто не поймёте какие кнопки нужно нажимать. Из-за этого многие такие моменты проходил только с 5-10 раза! А момент с крушением вагонетки так и вовсе - раза с 20-го прошёл, когда подключил геймпад. О том, что перед запуском игры надо переключать раскладку клавиатуры я узнал уже под конец прохождения...
- Головоломка "Пятнашки" в уровне за Эшли. Ненавижу подобный тип головоломок! Единственный момент в игре, когда пришлось посмотреть гайд по игре.
Вместо заключения
Resident Evil 4 в своё время определила вектор развития жанра экшенов от третьего лица. Это одна из самых влиятельных игр за всю историю индустрии! Именно она задала тренд на камеру из-за плеча и "точное прицеливание". Наследниками четвёртого "резика" в этом плане стали такие культовые проекты как Dead Space, Gears of War, Batman: Arkham Asylum и многие другие.
Если же говорить о моих личных впечатлениях от прохождения Resident Evil 4, то я безумно рад, что наконец-то смог прикоснуться к этой культовой игре. Да, я долго привыкал к управлению. Да, для меня были в новинку некоторые геймплейные элементы и условности.
Но все шероховатости с лихвой перекрыл захватывающий сюжет, разнообразие игровых ситуаций, адреналиновые схватки с противниками и непередаваемое чувство удовлетворения от прохождения особо сложных моментов!
В Resident Evil 4 мне ни минуты не было скучно! А не это ли наивысшая похвала для видеоигры?
P.S. Решил для себя каждый месяц проходить по одной игре из этой серии. В феврале на очереди Resident Evil 5 и далее по порядку, вплоть до ремейка "четвёрки". Впечатлениями, естественно, буду делиться на этом канале.
С нетерпением жду комментариев с вашим личным мнением об этой прекрасной игре. Пишите в каком году и на какой платформе вы впервые поиграли в Resident Evil 4 и часто ли в неё возвращаетесь. Ну, и конечно же, делитесь секретами, которые находили там. Будет очень интересно пообщаться!
Это тоже интересно почитать!
Страшные истории на ночь! 5 хоррор-антологий, которые я настоятельно рекомендую к просмотру
«Веревка», или как я познакомился с Альфредом Хичкоком