Найти в Дзене
Православная Жизнь

Из истории православия в Святой земле

Первая христианская община закономерно образовалась после Вознесения Христова и Сошествия на Церковь Святого Духа в Иерусалиме, в середине I века. Всю, тогда еще небольшую Вселенскую Церковь, возглавляли святые апостолы, а конкретно Иерусалимскую – епископ Иаков, брат Господень. В 70-м году император Тит разрушил Иерусалим, а в 135 г. император Адриан построил город Элия Капитолина. После этого епископы Иерусалима утратили свое значение, уступив в иерархии место архипастырям Газы, Ашкелона, Скитополиса, Кесарии и других городов.

В 451 году в Халкидоне состоялся Вселенский Собор, на котором признали особую священную важность Иерусалимского епископского престола. Иерусалимские епископы стали возглавлять Патриархат. Тогда же признали права Патриархата на епархии Палестины и Анатолии, что на реке Иордан.

Арабы, оттоманы, мамлюки, англичане, в разное время завоевывавшие Святую землю, признавали Греко-Православного Иерусалимского Патриарха как хранителя Святых мест и покровителя паломников.

В IV веке в Святую Землю начали паломничать христиане-иберы. Некоторые из них становились монахами и священнослужителями.

-2

В V веке человек из одного царского рода – Ивирас Мурванос – построил в Иерусалиме монастырь в честь Иверской иконы Божьей Матери. Затем он принял монашеский постриг с именем Петр и стал епископом города Майума, что неподалеку от Газы. Известно, что в XI веке иберы населяли монастырь Честного Креста, что в Иерусалиме.

С XIII по XV вв. в Святой земле длилась эпоха мамлюков, и иберы рассеялись по Палестине. Некоторые из них селились в Аделбфотисе, стали покупать там земли и обретать права на богослужения и паломничества, значительная часть которых связана с Голгофой.

В XV в. количество иберов на Святой земле уменьшилось – они накопили много долгов и стали вынуждено продавать монастыри другим христианским общинам.

В XVII в. иберская Иерусалимская община вовсе распалась, так и не оплатив все долги. Оставшиеся иберы присоединились к монашескому братству Греко-Православного Патриархата.

В XIII в. в Святую землю пришли православные сербы. Постепенно и ежегодно количество сербских паломников увеличивалось. Возникла задача по организации для них мест странноприимничества. Сербский царь ее решил – Стефан Урош купил Иерусалимский Архангельский монастырь, в котором сербские монахи организовали для соотечественников паломнический центр.

В 1504 г. сербам стала принадлежать лавра Святого Саввы, которую они преобразовали в киновию. Со временем братия накопила много долгов и была сломлена искушениями, приведшими к раздорам. В 1623 году сербы покинули лавру Святого Саввы и Архангельский монастырь.

Русские Церковь и государство в течение нескольких столетий поддерживали Греко-Православный Патриархат и защищали права паломников.

Паломничать в Святую землю русские начали со времен Крещения Руси. Особенно наши христианские предки любили посещать греческие обители Палестины.

Русские паломники в Иерусалиме, 19 в.
Русские паломники в Иерусалиме, 19 в.

Когда пал Константинополь, русские, став подданными единственного независимого православного государства, взяли на себя почетную роль защитников Палестинской Православной Церкви.

В 1845 г. в Иерусалим с официальном визитом прибыл архимандрит Порфирий Успенский. Пастырь изучил дела Патриархата и поддержал духовенство Святой земли.

В 1854 г. была Крымская война. У России тогда не хватало ресурсов на поддержку палестинских православных.

В 1858 г. в Иерусалим прибыл Мелитопольский митрополит Кирилл. После этого количество паломников стало увеличиваться. Возникла необходимость основания новых монастырей и паломнических центров.

В 1860 г. Россия купила северо-западную часть Иерусалима, в которой находились старые военные базы. Начали строительство новых святых мест.

В 1864 г. освятили кафедральный собор в честь Пресвятой Троицы. В семидесятых годах XIX века на вершине Оливкового холма длилось строительство женского монастыря, который в 1871 г. занял земли Аин-Карен, что западнее Иерусалима. В 1888 году неподалеку от Оливкового холма освятили монастырь в честь святой равноапостольной Марии Магдалины.

-4
Когда грянула Первая Мировая война, вслед за которой последовала революционная смута, Россия была вынуждена прекратить свою помощь православной Палестине.

Румыны начали паломничать в Иерусалим и другие святые места Палестины в XV веке. В XVII и XVIII вв. количество православных румынских паломников в Святой земле заметно увеличилось.

Для Иерусалимской Православной Церкви наступили тяжелые времена, в течение которых румыны оказывали посильную денежную помощь Палестинскому православию.

В начале XX века возникла необходимость создания паломнического центра для румын. В 1914 году начали строительство румынского храма в Иерусалиме. Первая Мировая война несла множество трудностей, но 15 августа 1935 года основание церкви, все-таки, заложили.

Вскоре после этого начали строительство второго румынского храма на западном берегу реки Иордан. Церковь посвятили святому пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну.

-5

В наши дни русская и румынская церковные миссии, возглавляемые Патриархом Иерусалима, являются главными представителями православия Святой земли.