Вода взламывала гранитные набережные, с лёгкостью обрушивала стены домов. В немыслимой и чудовищной пляске уносила лошадей, людей, кареты, брёвна, будки городовых, деревянные дома. Как в страшном сне, с грохотом, задевая дома, по улицам двигались парусные суда с оборванными парусами, сломанными мачтами и проломленными бортами. Это был, поистине, конец света. Испуганный император Александр Первый наблюдал разгул стихи, которая словно усмехаясь над ним, показывала, кто в городе хозяин, кто сильнее императора. Наводнение 1824 года в Санкт-Петербурге было самым разрушительным. Утонули до шестисот человек, было разрушено свыше четырёхсот домов. Берега Финского залива были усеяны трупами людей и животных.
Священна Болдинская осень. Она подарила миру ряд бессмертных пушкинских произведений. Среди них, отличающаяся своей невообразимой глубиной и многогранностью поэма «Медный всадник». Да и как можно было не вспомнить о ней после прочтения книги о российском императоре Александре Первом и просмотра весьма тусклого сериала о нём. О книге и сериале я писал здесь. В одной поэме Александр Сергеевич Пушкин соединил гимн Санкт-Петербургу, разгул стихии, судьбу маленького человека и его сумасшествие от разрушения жизни, потери всего. Пушкин не был очевидцем того наводнения, но изучал свидетельства (например, записки Ксенофонта Полевого). Гибель «маленьких людей» в стихии стала основой сюжета.
Интересно провести сравнение Санкт-Петербурга у Гоголя и у Пушкина
- ·У Пушкина город — символ петровских реформ, «окно в Европу», но одновременно — место, где человек беззащитен перед стихией и властью («Люблю тебя, Петра творенье…» — и тут же «Плеская шумною волной / В края своей ограды строгой…»).
- ·У Гоголя («Невский проспект», «Шинель», «Записки сумасшедшего») Петербург — иллюзорный мир, где реальность искажается. Невский проспект — «фальшивая витрина» империи, за которой скрываются трагедии.
Интересная деталь. Спросите любого человека про памятник российскому императору Петру Первому и большинство из них затруднится с ответом. Понятно, калининградцы вспомнят о памятнике Петру перед штабом Балтийского флота и во дворе Фридрихсбургских ворот, где расположен филиал музея Мирового океана. Жители Петрозаводска покажут на памятник Петру Первому в своём городе. Однако, если любого жителя нашей, да и не только нашей, страны спросить про медного всадника, он тут же укажет на главный символ Санкт-Петербурга конный памятник российскому императору Петру Великому французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Название пушкинской поэмы стало символом Санкт-Петербурга. Не угас символ и во времена, когда город носил имя Ленина. Поистине великая сила пушкинского слова.
Но обратите внимание, Александр Сергеевич мог создать поэму, как гимн Санкт-Петербургу и только. Нет, он показывает ужасную судьбу маленького человека в этом городе. Пушкин сталкивает мелкого чиновника Евгения и императора Петра. Евгений, потеряв свою возлюбленную Парашу, теряет рассудок. Во всех своих бедах он обвиняет именно Петра, а не стихию. Озираясь на нерушимые, богатые каменные дворцы и видя, как стихия разносит в щепки убогие лачуги бедняков, Евгений кажется, ставит вопрос о цене творения Петрова. Поэт показывает обратную сторону прогресса: город, построенный на болотах, становится ареной борьбы между человеком и природой, а также безжалостной государственной машиной.
Евгений бросает обвинение Медному всаднику. Тот его принимает, оживает и пускается в догон с целью покарать обвинителя. Ибо каждый должен знать своё место. Сие символизирует неизбежность возмездия за попытку посягнуть на незыблемость государственного порядка. Пушкин не даёт однозначной оценки: он одновременно восхищается петровскими реформами и сочувствует жертвам истории.
Так стоит ли идти против власти, против истории? Вечный вопрос между прогрессом и его жертвами. Может ли быть прогресс без жертв? И кто они восставшие жертвы прогресса: герои или предатели. Об этом иногда стоит задуматься, идя против власти. Ибо цена человеческой жизни была, есть и будет около нуля. И перед стихией, и на пути власти. Время быстротечно, память не долгая. Кто будет помнить о маленьких людях, коими мы все являемся? Интерес к фигуре Петра прослеживается у Пушкина давно («Полтава», «Арап Петра Великого»). В «Медном всаднике» он впервые показывает двойственность реформ: величие замысла и цену, заплаченную народом.
Некоторые исследователи видят в конфликте Евгения и Всадника отражение собственных отношений Пушкина с государством: восхищение империей и мучительное чувство несвободы.
Кстати, Пушкин в ранних набросках называл поэму «Наводнение» и планировал сделать акцент на судьбе Петербурга, а не Евгения. Но потом сместил фокус — и получился шедевр! Но меня всегда занимал другой полухулиганский вопрос. Безусловно, строки А.С. Пушкина из поэмы «Медный всадник» являются гимном северной столице. Можно поискать строки восхваляющую Москву. А что с другими городами? Неужели нельзя их воспеть также красиво? Иль поэты перевелись?
Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы!
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал