Найти в Дзене

Неожиданная история крайней плоти Иисуса Христа

Оглавление

Посмотрите на икону ниже. На ней изображена католическая святая Екатерина Сиенская. Ей явился Иисус Христос в окружении новозаветных святых и ангелов. Екатерина протянула руку, чтобы Иисус надел на ее палец кольцо. Но кольцо не простое. Это крайняя плоть Иисуса. Как такое возможно?

Джованни ди Паоло, "Мистический брак святой Екатерины Сиенской", 1460 г.
Джованни ди Паоло, "Мистический брак святой Екатерины Сиенской", 1460 г.

Такой сюжет стал возможен из-за возникшего в Средневековье культа крайней плоти Иисуса. Согласно Евангелию от Луки, Иисуса обрезали, как и любого другого еврейского мальчика на восьмой день. Древние церкви в честь этого отмечают праздник - Обрезание Господне. Вера в крайнюю плоть связана с учением, что Иисус целиком вознесся на небеса, поэтому от него ничего не осталось, за исключением ногтей, волос и... крайней плоти.

Испанская миниатюра Мартина Арагонского, 15 век. Иисусу делают обрезание на алтаре.
Испанская миниатюра Мартина Арагонского, 15 век. Иисусу делают обрезание на алтаре.

В Средние века вещи, связанные с Иисусом и новозаветной историей, стали культивировать - плащаница, терновый венец, крест и гвозди распятия. Всех реликвий свыше десятков тысяч. Особое место среди них занимает крайняя плоть, ведь она является частью Богочеловека. С другой стороны, крайняя плоть - не совсем благолепный предмет для почитания, ведь он связан с местом, которое принято скрывать в христианской культуре.

Обрезание Иисуса Христа
Обрезание Иисуса Христа

Неоднозначный препуций

В эпоху позднего Средневековья более двадцати церквей заявляли, что обладают крайней плотью Иисуса Христа. Наиболее документально подтвержденная крайняя плоть принадлежала аббатству Шарру во Франции. Король Карл Великий якобы подарил реликвию монахам в конце восьмого века. Но затем она исчезла.

Отношение к крайней плоти было неоднозначным среди католических теологов. Французский монах Гиберт Ножанский (1055-1124 гг.) отмечал, что парижские монахи Сен-Медара хранили молочные зубы Иисуса Христа. Затем он дополняет, что другие говорят, будто монахи хранят пуповину Иисуса, или крайнюю плоть.

Французский теолог Симон Турнейский (1130-1201 гг.) критиковал монастыри за хранение земных мощей Иисуса, поскольку это противоречит идее воскресения. Симон считал, если Иисус воскрес, то воскрешение было в целости и сохранности. Эта точка зрения также восходит к святому Анастасию Синаиту, игумену Синайского монастыря в 7 веке. Следовательно, на земле не могло остаться ни зубов, ни крайней плоти.

Вознесение Иисуса
Вознесение Иисуса

Таким образом, присутствие крайней плоти в монастырях приводило к теологических противоречиям. Однако это не останавливало католиков чтить реликвии, разбросанные по всей Европе.

Происхождение крайней плоти Иисуса

Латинская традиция связывает появление крайней плоти Иисуса Христа с временем правления Карла Великого. Согласно легенде, Дева Мария сохранила крайнюю плоть Иисуса и передала ее одному из апостолов. Позже апостол либо спрятал крайнюю плоть, либо передавал ее другим последователям.

Карл Великий
Карл Великий

Когда Карл Великий якобы посетил Иерусалим в девятом веке, ему явился ангел, который передал реликвию. Король привез ее в Европу, затем отдал одной из франкских церквей. Монахи из аббатства Конк свидетельствовали, что король подарил препуций им. То же самое утверждали монахи из других монастырей, в том числе монахи из Шарру.

В случае с аббатством Шарру явление препуция Карлу Великому произошло не через ангела, а после молитвы короля в Храме Гроба Господня. Там ему явился мальчик и сказал: "О, благороднейший принц, прими этот кусочек моей истинной плоти и крови".

Екатерина Сиенская с кольцом крайней плоти

Екатерина Сиенская (1347-1380 гг.) с детства посвятила себя служению Иисусу Христу. Она присоединилась к доминиканским монахиням и долгое время служила послушницей. Когда Екатерине было 27 лет, ее духовником стал будущий блаженный Раймонд Капуанский. Именно он оставил подробное житие о святой.

Амброджо Бергоньоне "Мистический брак святой Екатерины Сиенской", 1490 г.
Амброджо Бергоньоне "Мистический брак святой Екатерины Сиенской", 1490 г.

Раймонд пишет, что Екатерина пережила мистический брак со Христом в начале 1370 годов. Символом их брака стало кольцо Иисуса. Согласно Раймонду, золотое кольцо украшали четыре жемчужины и бриллиант. Иисус возложил кольцо на безымянный палец правой руки Екатерины, сказав: "Вот, я присоединяю тебя к себе, твоему Создателю и Спасителю". Однако Екатерина Сиенская в своих письмах декларирует, что кольцо было из крайней плоти Иисуса. Тем самым она показывала физический и духовный брак со Христом.

В разделе Премиум опубликованы эксклюзивные статьи, а также есть возможность задать вопросы автору.