Сегодня ровно 2 месяца, как можно читать Дзен канал «КнигоЁж». До него в моей жизни был «Бешеный краб», виртуальный литбар успешно работал в 2019-2020 гг. В прошлое ушёл неудачный псевдоним, Ломаный Грош. Долгие годы без писательства и критики, но в обнимку с литературой. Мне удалось прочитать много книг (две-три сотни). Осталась привычка: пока читаю, записываю свои мысли.
И вот, в ноябре 2024 года мне подумалось: почему бы не вернуться в малую литературу и большую критику? Уже не помню, чем был вызван ревайв. Погуглив, остановился на Дзене. Мне почему-то показалось, что на этой площадке легко найти аудиторию. А ещё – разжиться лишними деньгами, на которые можно поддержать любимых писателей. Ошибка на ошибке. Впрочем, обо всём по порядку.
Итак, что может дать Дзен писателю? А критику? Легко ли включить монетизацию? Готовы ли гранды поддержать новичков? Дальше вас ждёт лонгрид.
Что на Дзене публиковать писателю и критику?
Мне так и не удалось понять, что за аудитория кучкуется на бывшем Яндексе. Одну могу сказать однозначно: публиковать романы – не вариант. Навигация Дзен каналов отвратительная, каждый клик ведёт в новое окно. Приложение писали люди, которые почему-то не захотели поставить себя на место читателя. Да и работает оно с ошибками.
Что публиковать?
- Короткие рассказы;
- Обзоры;
- Отзывы;
- Подборки.
Выставлять тут на обзор романы – не вариант. Есть у меня коллега – Самара Мо. Автор замечательных книг и сценариев. Так вот, у неё на канале (пока) 16 подписчиков. Зато блоги с «жёлтыми» рассказами собирают сотни тысяч просмотров.
Как писать, чтобы дочитывали?
А теперь то, ради чего задумывался мой антикейс. Обзоры, написанные левой ногой за 30-40 минут, собирают сотни просмотров. Они двигались, когда тут было 10 подписчиков. И продолжают, когда число фолловеров приблизилось к двум сотням. Вот они, порождения алчности и лени:
- Поверхностный взгляд на 4 часть «Колдуна Российской империи» собрал 700 дочитываний. А подробный разбор начала серии (7 по счёту ЛитЛинч) – всего 20. Тут и мемы, и цитаты, и критика, одна лишь подготовка отняла 3 часа времени.
- Два слова про «Дизайнера Жорку» Дины Рубиной, книги, которая меня впечатлила – почти 1000 дочитываний. В комментариях многие упрекнули в поверхностном взгляде, и с ними трудно не согласиться. Куда более вдумчивый взгляд на роман Бертон «Рождество в книжном магазине» - 60 дочитываний.
- Статейка ради хайпа про «Трансферинг себя» Вадима Зеланда – 675 дочитываний. Основательное мнение о том, почему техника может не сработать – в 15 раз меньше.
Резюме: я не понимаю, как Дзен ищет читателей. Или он живёт по принципу, чем хуже - тем лучше. Хочу обратить внимание на статьи, которые незаслуженно провалились в подвал блога:
- Печаль по утерянному фильму «Мы» (спасибо тем, кто её нашёл);
- Обзор другого Вячеслава Соколова («Не сердите толстяка») и ЛитЛинч по его фэнтези «Фаэтон: Планета аномалий» (очень крутой автор с аудиторией);
- Рассказ «Зона теней» (фантазия на тему Сталкера и одноимённой песни дарк-вейв группы).
Я не знаю, как писать, чтобы дочитывали.
Монетизация. Копеизация
Если вы надеетесь, что алгоритм будет благосклонен и позволит почти сразу включить заработок, вы ошибаетесь. Ну или я ошибаюсь, кому как больше нравится. Итак, для открытия монетизации нужно 30 часов дочитываний от подписчиков в месяц. У «КнигоЕжа» такого показателя и близко нет. То, что статьи читают, видно из цифр.
За декабрь было 1880 дочитываний, за январь уже больше 2000. Если в часах – около 50 часов в месяц. Хотя тут уже начинаются странности: свыше половины прочтений дали те самые 3 статьи, не самые интересные:
Лично мне очень интересен формат интервью. Нашу беседу с Марком Качимом прочитали 160 раз (примерно на 3 часа), а разговор с Максом Глебовым – всего 20 раз. Достаточно ли это, чтобы открыть монетизацию? Увы, нет.
Даже если очень стараться, набежит за месяц 5-6 часов. Последние дни я просил всех друзей-товарищей, которые подписались, почитать по несколько статей. Как видно, 17 января они меня обманули =) Но даже если прямо очень-очень сильно просить, на монетизацию всё равно не набежит, пока в канале не будет 2-3 тысячи активных подписчиков. А это - месяцы.
Так есть ли в этом смысл?
Дзен – очень хороший инструмент для понимания своей аудитории. Тут на каждую статью, на каждый рассказ – подробнейший социально-культурный срез. Например, все статьи в «КнигоЕже» оптимизированы. Как результат – около половины трафика приходит из поисковиков. Ещё 30% - это переходы по ссылкам из групп авторов, которые либо дали интервью, либо были довольны обзором и сделали рекламу.
Тут тебе и возраст, и гендер, и даже место проживания. На самом деле, авторам подобное полезно. Оказывается, «КнигоЁж» в основном читают люди постарше (до 25 лет аудитории нет), женщины (63%), с мобильного телефона (76%), москвичи и петербуржцы (больше трети). Этот текст им будет очень трудно просмотреть, да и неинтересно.
У меня снова появились друзья-товарищи, с которыми можно обсудить литературу. И этого действительно не хватало. Кстати, критикам и авторам гранды отвечают без проблем. Со мной поговорили Макс Глебов, Алексей Пехов, Алиса Ардова, Вадим Фарг, Вячеслав Соколов.
Многие писатели и вовсе предложили свои романы для разбора, подарили промики. Вряд ли они читают этот лонгрид, но за открытость и помощь всем - огромное спасибо.
А что дальше?
Хотя паблик в Дзене – это больше баловство и отдых, пока что не собираюсь сдаваться. У меня появилась небольшая команда, а очередь авторов, которым нужна рецензия, уже перевалила за март. Если хотите меня поддержать, то почитайте новый роман Вечное небо для конкурса «Стражи легенд».
После 4 лет молчания мне есть, что сказать. А ещё – подпишитесь на блог и оставьте комментарий. Надеюсь, мой опыт будет кому-нибудь полезен.