Найти в Дзене
Деревенский дед

Не судите врага своего и соседа по шару земному… Ну, а как обойтись без деревенских осуждений?

Вы знаете, чем можно было всегда оправдать любой недоступный обычному пониманию «бред», повсеместно происходивший в деревне почти до середины прошлого века? Общественным мнением и осуждением, по-особенному развитыми лишь у деревенских. На любые попытки получить вразумительный ответ на вопрос типа «А почему надо делать именно так, а не этак?» звучало неизменно-лаконичное: «Люди осудят!»...

Самое страшное в деревне - осуждение местных старушек. Фото из личного архива автора. Интернете
Самое страшное в деревне - осуждение местных старушек. Фото из личного архива автора. Интернете

Уверен, что для многих городских жителей такие понятия, как клевета, наговор, поклёп, незнакомы, а вот в деревенской жизни с ними сталкивались сплошь и рядом. Такая уж эта штука - фантазия, которая зачастую дорисовывает всё что можно и нельзя! Не зря говорят: на одном краю деревни сказали, а на другом продолжили. Безусловно, есть очевидные вещи, которые заслуживают общественного порицания, но насколько порой тонка грань, позволяющая осудить и оклеветать человека понапрасну!

Давайте попробуем разобраться с наиболее распространёнными деревенскими осуждениями. По крайней мере, какими они представляются для меня...

Мои родители всю жизнь пребывали в труде. Фото из личного архива автора.
Мои родители всю жизнь пребывали в труде. Фото из личного архива автора.

Поскольку работа у деревенских всегда была смыслом всей их жизни, они испокон веков осуждали праздное времяпровождение, нерасторопность и лень.

Особенно наглядно это подтверждалось в период посадки-уборки на приусадебном огороде и сенокоса, где главным было - не отстать от других, иначе сразу же обзовут лодырями и лежебоками. Вспоминаю забавный эпизод из своей деревенской жизни, когда мы всей семьёй в снег и слякоть сажали картошку в раскисшую землю. И только лишь потому, что «срок подошёл» и такие же безбашенные соседи уже «отстрелялись». Осенью же (а порой и в августе) чутко следили друг за другом: как только кто-то первым выходит с лопатой - тут же вся деревня в полном составе высыпает на огороды. Ничего не поделаешь - иначе осудят!

Посещение службы в церкви являлось обязательным для всех деревенских жителей. Фото из открытых источников.
Посещение службы в церкви являлось обязательным для всех деревенских жителей. Фото из открытых источников.

До революции в деревнях всегда щепетильно-строго относились к соблюдению религиозных канонов и крайне негативно воспринимали все случаи отступления от них отдельными членами общины. В церквях вёлся письменный учёт всех семейно-подворовых посещений, поэтому любой их пропуск тут же становился достоянием деревенского мнения и предметом его осуждения. Это же касалось соблюдения многочисленных православных постов, обязательной молитвы перед едой, крещения родившихся детей…

На деревенских похоронах старались строго соблюдать традиции и ритуалы. Фото из личного архива автора.
На деревенских похоронах старались строго соблюдать традиции и ритуалы. Фото из личного архива автора.

На похоронах близким родственникам подле гроба обязательно надо убиваться и рыдать от горя. Причитания должны быть традиционными: «На кого ты нас оставляешь…», «Что мы без тебя делать будем...». Отчасти при этом необходимо было «играть на публику» и своё горе выражать громко. И совсем неважно, что покойному давно уже за сто, он порядком надоел окружающим и те втайне (а зачастую и открыто) мечтали о его уходе…

Моя деревенская свадьба обошлась без пересудов и осуждений. Фото 1984 года из личного архива автора.
Моя деревенская свадьба обошлась без пересудов и осуждений. Фото 1984 года из личного архива автора.

Свадьба в деревнях всегда была особым событием, где собиралось всё население и молва о ней незамедлительно расходилась по ближайшей округе. А потому должна быть дорогой и богатой, а иначе потом будут говорить, что бедные или (что хуже того!) жадные. Вот и старались деревенские перещеголять друг друга, будь то одеяния молодых, свадебный экскорт или застолье. Под это событие порой пускали под нож половину домашней скотины: а как же иначе накормить многочисленную родню и всех деревенских, ведь гулять-то предстояло не менее трёх дней! Никого не смущало при этом, что почти половина стола впоследствии шла на корм оставшейся в живых скотине.

К таким парочкам в деревне всегда было пристальное внимание. Фото из открытых источников.
К таким парочкам в деревне всегда было пристальное внимание. Фото из открытых источников.

По давней деревенской традиции осуждали гулящих и потерявших девственность девушек, как правило, избегали женитьбу на них. Родители старались строго следить за тем, чтобы те до срока «не забаловались» и «не принесли в подоле», поскольку силу общественного мнения нельзя было не учитывать.

Прозрачность же деревенских отношений (сразу приходит на ум «От людей на деревне не спрятаться…») позволяла оперативно и жёстко реагировать на все случаи аморального поведения будущих невест: подруги считали за большой срам водиться с ними, парни насмехались, старики называли распутницами и блудницами, осрамившими всю деревню. Хотя последние, видимо, подзабыли, как сами гуляли! Вот уж верно говорят, что в чужом глазу соринку ищут, а в своём бревна не замечают! А ведь у многих из этих стариков-старушек молодость была настолько бурной, что брёвен там отыщется целый вагон!

Справедливости ради замечу, что с годами актуальность этого осуждения постепенно сошла на нет, да и осуждающих уже не осталось...

Накопаем, девки, глины
И замажем бабам рот,
Чтобы бабы не судили
Про молоденький народ...
Без обсуждений (и осуждений) не обходилось ни одно застолье. Уверен, что совхозные доярки многим перемоют косточки. Фото из личного архива автора.
Без обсуждений (и осуждений) не обходилось ни одно застолье. Уверен, что совхозные доярки многим перемоют косточки. Фото из личного архива автора.

Всегда предосудительным считалось воровство у своих же, деревенских. Крестьянский люд всегда жил в тяжёлых условиях и понимал, как это - тянуть лямку на «двух фронтах» (на колхозном поле и в своём хозяйстве). И в такой ситуации что-то своровать друг у друга по-крупному для них было запредельным - совесть не позволяла! Потому и редко можно было увидеть на двери дома висящий замок - её привыкли подпирать палкой, и никто из посторонних не заходил!

И никаких замков! Фото из открытых источников.
И никаких замков! Фото из открытых источников.

Любой случай воровства для деревни становится делом чрезвычайным, подлежащим безусловному осуждению её жителей. Особо несладко приходилось конокрадам и посягавшим на прочую домашнюю скотину. Беспощадность крестьянской общины объяснялась высокой ценностью лошади и коровы в хозяйстве - лишиться животных для многих означало разорение и гибель семьи.

В подавляющем большинстве случаев на Руси конокрада ждала смерть, иногда - пытки калёным железом, оскопление, забивание гвоздей в голову. Позднее таких основательно избивали, но могли и жизни лишить (забить камнями или кнутом, бросить связанного в воду с камнем на шее). При этом сельский мир в таких историях извечно прикрывался неписаным (но железным) законом абсолютной круговой поруки.

Несущего в дом никто не осуждал... Фото из открытых источников.
Несущего в дом никто не осуждал... Фото из открытых источников.

А вот унести-увезти что-нибудь (мешок зерна, пару вёдер картошки, воз соломы) с колхозных полей не считалось тяжким грехом, даже наоборот - таких людей считали предприимчивыми и хозяйственными. Разумеется, подобное не осуждалось.

Что ожидать от таких после обильного возлияния? Фото из открытых источников.
Что ожидать от таких после обильного возлияния? Фото из открытых источников.

Деревенская община побаивалась и осуждала пьяниц, дебоширов, да и просто легкомысленных людей. Те не только подвергали односельчан физической опасности, регулярно устраивая мордобои в семье и на деревенских праздниках, но и становясь источником чрезвычайных ситуаций, например, пожаров. На моей памяти один такой чуть не зарезал свою жену, а второй воткнул нож в него самого; было немало случаев, когда по вине таких сгорело несколько домов.

Деревенская колдунья. Фото из открытых источников.
Деревенская колдунья. Фото из открытых источников.

В деревнях люди более просты, наивны и доверчивы, а потому с опаской воспринимают всё непонятное и сверхъестественное. С давних времён не в чести у них были всякого рода ворожеи, знахарки, подозреваемые в колдовстве и наведении порчи. С такими предпочитали не иметь дело, обходя их дома стороной. Хотя время от времени обращались к ним в безвыходных ситуациях.

Наш деревенский Мишка прожил бобылём, оборвав тем самым свой род... Фото из личного архива автора.
Наш деревенский Мишка прожил бобылём, оборвав тем самым свой род... Фото из личного архива автора.

Неоднозначное отношение у деревенских было к представителям ещё двух любопытных категорий местных жителей - ведущим замкнутый, отшельнический образ жизни (таких называли бирюками) и мужикам-холостякам (их именовали бобылями). В русской деревне семья считалась основой общества, поэтому мужчина без жены часто становился отщепенцем, таких неполноценных народная молва осуждала и презирала.

Надо учитывать, что свойство обсуждать и осуждать было присуще, преимущественно, бабулькам и женщинам старшего возраста, не обременённым колхозным трудом и имеющим больше свободного времени для времяпровождения на лавочке. Молодёжь и мужики от этого были далеки - у них были иные интересы...

В поле зрения вот этих древних старушек деревенские предпочитали не попадать! Фото из личного архива автора.
В поле зрения вот этих древних старушек деревенские предпочитали не попадать! Фото из личного архива автора.

И да, у меня столько недостатков! Так что, простите меня, идеальные люди, и внемлете словам Булата Окуджавы:

Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному...

А я жду ваших дополнений, поскольку список перечисленных мною деревенских осуждений этим явно не ограничивается и в каждой местности имеет свои национальные особенности.

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!