Вы знаете, чем можно было всегда оправдать любой недоступный обычному пониманию «бред», повсеместно происходивший в деревне почти до середины прошлого века? Общественным мнением и осуждением, по-особенному развитыми лишь у деревенских. На любые попытки получить вразумительный ответ на вопрос типа «А почему надо делать именно так, а не этак?» звучало неизменно-лаконичное: «Люди осудят!»...
Уверен, что для многих городских жителей такие понятия, как клевета, наговор, поклёп, незнакомы, а вот в деревенской жизни с ними сталкивались сплошь и рядом. Такая уж эта штука - фантазия, которая зачастую дорисовывает всё что можно и нельзя! Не зря говорят: на одном краю деревни сказали, а на другом продолжили. Безусловно, есть очевидные вещи, которые заслуживают общественного порицания, но насколько порой тонка грань, позволяющая осудить и оклеветать человека понапрасну!
Давайте попробуем разобраться с наиболее распространёнными деревенскими осуждениями. По крайней мере, какими они представляются для меня...
Поскольку работа у деревенских всегда была смыслом всей их жизни, они испокон веков осуждали праздное времяпровождение, нерасторопность и лень.
Особенно наглядно это подтверждалось в период посадки-уборки на приусадебном огороде и сенокоса, где главным было - не отстать от других, иначе сразу же обзовут лодырями и лежебоками. Вспоминаю забавный эпизод из своей деревенской жизни, когда мы всей семьёй в снег и слякоть сажали картошку в раскисшую землю. И только лишь потому, что «срок подошёл» и такие же безбашенные соседи уже «отстрелялись». Осенью же (а порой и в августе) чутко следили друг за другом: как только кто-то первым выходит с лопатой - тут же вся деревня в полном составе высыпает на огороды. Ничего не поделаешь - иначе осудят!
До революции в деревнях всегда щепетильно-строго относились к соблюдению религиозных канонов и крайне негативно воспринимали все случаи отступления от них отдельными членами общины. В церквях вёлся письменный учёт всех семейно-подворовых посещений, поэтому любой их пропуск тут же становился достоянием деревенского мнения и предметом его осуждения. Это же касалось соблюдения многочисленных православных постов, обязательной молитвы перед едой, крещения родившихся детей…
На похоронах близким родственникам подле гроба обязательно надо убиваться и рыдать от горя. Причитания должны быть традиционными: «На кого ты нас оставляешь…», «Что мы без тебя делать будем...». Отчасти при этом необходимо было «играть на публику» и своё горе выражать громко. И совсем неважно, что покойному давно уже за сто, он порядком надоел окружающим и те втайне (а зачастую и открыто) мечтали о его уходе…
Свадьба в деревнях всегда была особым событием, где собиралось всё население и молва о ней незамедлительно расходилась по ближайшей округе. А потому должна быть дорогой и богатой, а иначе потом будут говорить, что бедные или (что хуже того!) жадные. Вот и старались деревенские перещеголять друг друга, будь то одеяния молодых, свадебный экскорт или застолье. Под это событие порой пускали под нож половину домашней скотины: а как же иначе накормить многочисленную родню и всех деревенских, ведь гулять-то предстояло не менее трёх дней! Никого не смущало при этом, что почти половина стола впоследствии шла на корм оставшейся в живых скотине.
По давней деревенской традиции осуждали гулящих и потерявших девственность девушек, как правило, избегали женитьбу на них. Родители старались строго следить за тем, чтобы те до срока «не забаловались» и «не принесли в подоле», поскольку силу общественного мнения нельзя было не учитывать.
Прозрачность же деревенских отношений (сразу приходит на ум «От людей на деревне не спрятаться…») позволяла оперативно и жёстко реагировать на все случаи аморального поведения будущих невест: подруги считали за большой срам водиться с ними, парни насмехались, старики называли распутницами и блудницами, осрамившими всю деревню. Хотя последние, видимо, подзабыли, как сами гуляли! Вот уж верно говорят, что в чужом глазу соринку ищут, а в своём бревна не замечают! А ведь у многих из этих стариков-старушек молодость была настолько бурной, что брёвен там отыщется целый вагон!
Справедливости ради замечу, что с годами актуальность этого осуждения постепенно сошла на нет, да и осуждающих уже не осталось...
Накопаем, девки, глины
И замажем бабам рот,
Чтобы бабы не судили
Про молоденький народ...
Всегда предосудительным считалось воровство у своих же, деревенских. Крестьянский люд всегда жил в тяжёлых условиях и понимал, как это - тянуть лямку на «двух фронтах» (на колхозном поле и в своём хозяйстве). И в такой ситуации что-то своровать друг у друга по-крупному для них было запредельным - совесть не позволяла! Потому и редко можно было увидеть на двери дома висящий замок - её привыкли подпирать палкой, и никто из посторонних не заходил!
Любой случай воровства для деревни становится делом чрезвычайным, подлежащим безусловному осуждению её жителей. Особо несладко приходилось конокрадам и посягавшим на прочую домашнюю скотину. Беспощадность крестьянской общины объяснялась высокой ценностью лошади и коровы в хозяйстве - лишиться животных для многих означало разорение и гибель семьи.
В подавляющем большинстве случаев на Руси конокрада ждала смерть, иногда - пытки калёным железом, оскопление, забивание гвоздей в голову. Позднее таких основательно избивали, но могли и жизни лишить (забить камнями или кнутом, бросить связанного в воду с камнем на шее). При этом сельский мир в таких историях извечно прикрывался неписаным (но железным) законом абсолютной круговой поруки.
А вот унести-увезти что-нибудь (мешок зерна, пару вёдер картошки, воз соломы) с колхозных полей не считалось тяжким грехом, даже наоборот - таких людей считали предприимчивыми и хозяйственными. Разумеется, подобное не осуждалось.
Деревенская община побаивалась и осуждала пьяниц, дебоширов, да и просто легкомысленных людей. Те не только подвергали односельчан физической опасности, регулярно устраивая мордобои в семье и на деревенских праздниках, но и становясь источником чрезвычайных ситуаций, например, пожаров. На моей памяти один такой чуть не зарезал свою жену, а второй воткнул нож в него самого; было немало случаев, когда по вине таких сгорело несколько домов.
В деревнях люди более просты, наивны и доверчивы, а потому с опаской воспринимают всё непонятное и сверхъестественное. С давних времён не в чести у них были всякого рода ворожеи, знахарки, подозреваемые в колдовстве и наведении порчи. С такими предпочитали не иметь дело, обходя их дома стороной. Хотя время от времени обращались к ним в безвыходных ситуациях.
Неоднозначное отношение у деревенских было к представителям ещё двух любопытных категорий местных жителей - ведущим замкнутый, отшельнический образ жизни (таких называли бирюками) и мужикам-холостякам (их именовали бобылями). В русской деревне семья считалась основой общества, поэтому мужчина без жены часто становился отщепенцем, таких неполноценных народная молва осуждала и презирала.
Надо учитывать, что свойство обсуждать и осуждать было присуще, преимущественно, бабулькам и женщинам старшего возраста, не обременённым колхозным трудом и имеющим больше свободного времени для времяпровождения на лавочке. Молодёжь и мужики от этого были далеки - у них были иные интересы...
И да, у меня столько недостатков! Так что, простите меня, идеальные люди, и внемлете словам Булата Окуджавы:
Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному...
А я жду ваших дополнений, поскольку список перечисленных мною деревенских осуждений этим явно не ограничивается и в каждой местности имеет свои национальные особенности.
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!