Найти в Дзене
Деревенский дед

Далеко ли мы уехали на чужом коне, или почему в СССР нельзя было иметь лошадь в частной собственности

В Интернете можно обнаружить немало фотографий советских времён, на которых запряженные в плуг женщины перепахивают свой деревенский участок. Ладно бы, если речь шла о годах этак 1930-ых, но такую странную картину можно было наблюдать даже в брежневские (относительно недалёкие) времена. Невольно возникает вопрос: а почему не лошадь и не трактор выполняет эту нелегкую тягловую функцию? Оказывается, партия всё предусмотрела: просто владеть лошадьми колхозникам в СССР было запрещено. Почему? Причины запрета понятны: лошадь - это средство производства, а при социализме, как известно, они (средства производства) не могли быть в частной собственности. По сути, это являлось бы тогда потенциальным предпринимательством. К тому же (и это главное), личное хозяйство не должно было отвлекать колхозника от работы на государство. Такого положения дел не наблюдалось даже в Российской империи! Вплоть до Октябрьской революции лошади продавались в России свободно и были вполне доступны не только крес

В Интернете можно обнаружить немало фотографий советских времён, на которых запряженные в плуг женщины перепахивают свой деревенский участок. Ладно бы, если речь шла о годах этак 1930-ых, но такую странную картину можно было наблюдать даже в брежневские (относительно недалёкие) времена.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Невольно возникает вопрос: а почему не лошадь и не трактор выполняет эту нелегкую тягловую функцию?

Оказывается, партия всё предусмотрела: просто владеть лошадьми колхозникам в СССР было запрещено. Почему? Причины запрета понятны: лошадь - это средство производства, а при социализме, как известно, они (средства производства) не могли быть в частной собственности. По сути, это являлось бы тогда потенциальным предпринимательством.

К тому же (и это главное), личное хозяйство не должно было отвлекать колхозника от работы на государство.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Такого положения дел не наблюдалось даже в Российской империи! Вплоть до Октябрьской революции лошади продавались в России свободно и были вполне доступны не только крестьянам со средним достатком, но и некоторым беднякам.

Если взять данные переписи 1912 года, то в 47 губерниях европейской России насчитывалось 32,3% крестьянских дворов с одной лошадью, 22,2% - с двумя лошадьми, 7,6% - с тремя, 6,4% - с четырьмя и более. То есть, всего лишь треть хозяйств была безлошадной. Согласитесь, что цифры довольно впечатляющие!

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Любопытный парадокс получается: сначала (на этапе коллективизации) у крестьянин отобрали лошадей (при этом ничего им не заплатив), а потом за использование своей же бывшей лошади стали брать деньги. Вот как этот вопрос регулируется в вышедшем в 1935 году разъяснении Наркомзема СССР «О предоставлении колхозами лошадей колхозникам за плату и бесплатно»:

«Наркомзем СССР разъясняет, что плата за обслуживание личных нужд членов артели колхозными лошадьми взимается в случае предоставления лошади для поездки колхозников на базар, при поездке в гости, а также при использовании лошади для обработки приусадебного участка колхозного двора. В остальных случаях, как например, при поездке в больницу, при поездке в лес за дровами, лошадь предоставляется члену артели бесплатно».

Этот документ прямо перечисляет регионы, в которых колхозникам разрешалось и владеть лошадьми, и заводить себе больше одной коровы. Как вы можете догадаться, центральные области СССР в этот «список привилегированных» не входили. Зато там фигурировали Грузия и Украина, сохранившие гораздо более приятные воспоминания о том советском периоде.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Очередное наступление государства на лошадей единоличных хозяйств произошло в 1938 году, когда власти ввели на них особый налог. Вот как всё это было обставлено:

«Ввиду того, что по свидетельству колхозников лошади в единоличных крестьянских хозяйствах обычно используются не для сельскохозяйственных работ в своём хозяйстве, а в целях спекулятивной наживы вне своего хозяйства, Верховный СССР, идя навстречу пожеланиям колхозников (ну как же без этого!- прим. автора)...».

В итоге - получите!

Ставки государственного налога разнились по отдельным республикам, краям и областям. Если в закавказских и среднеазиатских республиках, а также в отдалённых регионах (Сибирь и Дальний Восток), они составляли от 275 до 350 рублей за лошадь, то на прочих территориях РСФСР, на Украине и в Белоруссии- от 400 до 500 рублей. За каждую последующую лошадь сверх одной головы налог повышался примерно на 75%.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

По сути, тем самым был «забит последний гвоздь в гроб», и частное владение лошадьми в СССР было похоронено.

Ко всему прочему, решением исполкомов местных Советов к любому крестьянину-частнику в те годы могла быть применена незатейливая формулировка для изъятия лошадей, которые чудом оставались в их собственности. Она гласила: «трудоспособным гражданам, не занимающимся общественно-полезным трудом, может быть запрещено содержание скота, в том числе и лошадей». А уж как Советы умели находить поводы для принятия удобного решения - все мы хорошо знаем из истории!

Вот как право на живность в крестьянских хозяйствах было закреплено в Примерном уставе колхоза 1969 года:

«Семья колхозника (колхозный двор) может иметь 1 корову с приплодом до 1 года и 1 голову молодняка крупного рогатого скота до 2-летнего возраста, 1 свиноматку с приплодом до 3-месячного возраста или 2 свиней на откорме, до 10 овец и коз вместе, пчелосемьи, птицу и кроликов.

Увеличение норм содержания скота в личной собственности семьи колхозника (колхозного двора), замена одних видов скота другими в отдельных районах с учётом национальных особенностей и местных условий допускаются по решению Совета Министров союзной республики.

Количество и виды скота, которые может иметь семья колхозников (колхозный двор), в пределах установленных норм определяются Уставом колхоза. Содержание скота сверх установленных Уставом норм запрещается».

Как видите, лошадей в этом списке нет.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Вот и получилось, что вплоть до 1960-ых в крестьянских хозяйствах иной альтернативы лошади не было: вся техника находилась в ведении МТС, в колхоз она наезжала только для проведения сельхозработ на колхозных полях. Приходилось идти на поклон к председателю колхоза, чтобы тот выделил на час-другой лошадку огород вспахать, дров из леса или сено с соломой привезти. А это был неслабый рычажок управления людьми - чтобы колхозники не отбивались от рук…

Заметим, что большинству деревенских жителей «затратная» лошадка на постоянной основе была просто не нужна, так как требовалась всего пару раз в году.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Помню, что именно о лошадях больше всего горевали в далекие 1960-ые в своём стариковском кругу наши древние деревенские старики, вспоминая дореволюционное время.

Рассуждая о тогдашнем житье-бытье, они непременно сокрушались: «При царе-батюшке нам жилось хорошо: запряжёшь лошадку и поедешь куда хочешь! Сейчас же - иди к председателю проси. А на чужом коне далеко не уедешь!».

До чего же эти их воспоминания не соотносились с тем, о чём нам талдычили в школе: как голодали и мучились при царизме...

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Конечно, и в те годы имелись отдельные послабления в части владения лошадью, но это так или иначе было связано с профессиональной деятельностью - сельского участкового, почтальона, охотника, егеря и т.д.

Да и после появления собственной техники в колхозах-совхозах нанять трактор было не так-то просто: либо те были постоянно заняты, либо тракторист был в плохих отношениях с той или иной семьёй, а иногда скромные размеры участка не позволяли трактору на нём развернуться.

Конституция СССР 1977 года закрепила за всеми гражданами право на ведение личного подсобного хозяйства, включая содержание скота (в т.ч. лошадей) и птицы. Однако в реальности право иметь лошадей давалось только сельским жителям. Но и тех поделили на категории - колхозники и не колхозники. И по большей части всё это касалось малых народов страны, когда в разрешении фигурировала следующая формулировка: «с учётом местных условий и национальных особенностей, содержать в личной собственности одну голову рабочего скота (лошади, мула, осла, верблюда, вола, буйвола)».

Таким правом активно стали пользоваться в районах отгонного животноводства среднеазиатских республик и Казахстана, республиках Закавказья и в отдельных автономных республиках РСФСР - в Якутии, Бурятии, Туве, на Алтае. Но, тем не менее, массового характера это не имело. Хотя и привело к росту удельного веса лошадей личного пользования в общей структуре конского поголовья страны: так, за пять лет (1981-1986) количество лошадей в собственности граждан возросло на 11 %, в то время как во всех секторах народного хозяйства- на 6,1 %.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Лишь в 1988 году в примерном Уставе колхоза появилось важное новшество:

«Колхоз может продавать членам колхоза и другим гражданам рабочий скот, малогабаритную сельскохозяйственную технику с правом их использования на работах в личном подсобном хозяйстве и при выполнении работ по договору».

До этого лишь небольшие поправки закона и местные разрешительные акты позволяли отдельным единицам иметь свою лошадь. В 1991 году с распадом СССР и автоматической отменой ряда запретов личная лошадь стала доступна абсолютно всем категориям граждан.

Теперь эти советские законы, которые вообще не предполагали такое понятие, как «частная лошадь», воспринимаются как нечто неестественное. И сегодня любой желающий может свободно купить себе лошадь. Вот только это уже не имеет особого смысла...

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Как водится, напоследок юморнём:

Председатель: «Колхоз - это место, где вы можете жить свободно и счастливо!»
Колхозник: «А почему тогда лошадь не даёте?»
Председатель: «Ишь, какой хитрый! Чтобы ты сразу отсюда ускакал?»

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!