Як-130 — российский учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ им. А.С. Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi. Як-130 предназначен для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов L-39 и способен выполнять манёвры, характерные для истребителей четвёртого и пятого поколений.
Подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!
В конце 1980-х годов в СССР был объявлен конкурс на разработку нового учебно-боевого самолёта (УБС) для замены устаревших L-39. Новая машина должна обеспечивать весь цикл подготовки лётчиков — от начального обучения до отработки боевых навыков, включая сложные манёвры, действия на предельных режимах и стрельбу. В конкурсе участвовали проекты Як-130 и МиГ-АТ, разработанные с участием итальянских и французских компаний. Победивший в конкурсе Як-130 был создан совместно с Alenia Aermacchi, но на финальном этапе партнёры разделили проект: итальянцы выпустили M-346, а Россия — Як-130. Считается, что Як-130 проигрывает М-346 по скорости и манёвренности из-за более высоких характеристик двигателей Honeywell F124-GA-200.
Первый опытный Як-130Д (демонстратор) с винглетами на законцовках крыла был собран к концу 1994 года.
Ещё до первого полёта, в июне и августе 1995 года он выставлялся на авиасалоне в Ле-Бурже и на МАКСе в Жуковском. На киле были нанесены обозначения «Як» и Aermacchi.
Первый полёт самолёт совершил 25 апреля 1996 года под управлением лётчика-испытателя Андрея Синицына.
Первые испытательные полёты Як-130Д можно увидеть в этом видео:
В 1997 году самолёт снова был представлен в Ле-Бурже и Жуковском. Он получил регистрацию RA-43130 и выставочный номер 339.
В 1999 году самолёт через Братиславу вновь летал в Париж, а в августе — снова был на МАКСе. На киле появились флаги России и Италии, а также эмблема нижегородского авиастроительного завода «Сокол», где планировалось начать серийное производство.
В том же году на базе ГЛИЦ в Ахтубинске Як-130Д опробовали военные летчики, и вскоре самолёт был «призван по повестке». Окраска сменилась на камуфляж. На законцовке киля остался только флаг России.
Под крылом появились пилоны для широкой номенклатуры вооружения. Бомбы, ракеты, пушечные контейнеры, блоки НАР — как истинный УБС, Як-130 годился для всего.
Всего же в ходе испытаний на Як-130Д выполнили около 450 полетов. Основной объем испытаний Як-130Д был завершен в 2002 году. В мае самолёт выставлялся в Шёнефельде, а в сентябре прилетал в Киев.
В середине 2004 года самолёт-демонстратор Як-130Д законсервировали, так как он полностью выполнил свою задачу. В 2005 и 2007 годах он выставлялся лишь в статической экспозиции МАКСа.
Серийное производство Як-130 было начато на заводах «Сокол» в Нижнем Новгороде (для ВВС России) и Иркутском авиазаводе (для экспорта). Первый серийный Як-130 совершил полёт в 2009 году, но это уже был самолёт, достаточно сильно отличающийся от первого прототипа. Самое яркое отличие — форма носовой части стала конусообразной. К тому времени
К тому времени Aermacchi вышли из проекта, получив конструкторско-техническую документацию на планер, на основе которой создали свой вариант под названием M-346
Потребность ВВС России в Як-130 составляет около 250 самолётов, а мирового рынка — 2500. На 2024 год общее количество поставленных машин достигло 112. С 2015 года локализовано производство двигателей АИ-222-25, а в будущем планируется замена их на СМ-100 с тягой до 3000 кг.
Сегодня Як-130 находится на вооружении Алжира, Бангладеш, Беларуси, Вьетнама, Ирана, Лаоса и Мьянмы.
Як-130 — двухдвигательный моноплан с высокомеханизированным крылом, боковыми воздухозаборниками и цельноповоротным горизонтальным оперением. Кабина с тандемным расположением сидений оснащена тремя многофункциональными индикаторами и индикатором на лобовом стекле. Самолёт оборудован цифровой системой управления КСУ-130, которая позволяет имитировать характеристики других самолётов и готовить пилотов для машин 4 и 5 поколений. Катапультные кресла класса «0-0» обеспечивают безопасное катапультирование даже на нулевой скорости и высоте. Все элементы планера выполнены из алюминиево-магниевых сплавов, что увеличивает ремонтопригодность. Як-130 способен взлетать с грунтовых аэродромов и отличается низким расходом топлива — менее 7,5 тонн при перелёте от Иркутска до Армавира. Самолёт оснащён системой имитации боевого применения и девятью точками подвески для оружия и топливных баков. Он также может использоваться как лёгкий штурмовик.
А что же первый прототип, уникальный Як-130Д? Он стал не нужен, и просто хранился на базе ОКБ им. А.С. Яковлева в ЛИИ.
В 2012 году монинские волонтёры попросили отдать самолёт в Центральный музей ВВС и АО «ОКБ им. А.С. Яковлева» согласилось, но с условием, что волонтёры сами займутся перевозкой экспоната. Волонтёры собрали в интернете необходимую сумму, заказали трал, согласовали маршрут и 10 декабря приехали в Жуковский. Представителем музея был Александр Васильевич Санников. Авиационный фотограф Сергей Рябцев подробно задукоментировал весь процесс в своём репортаже.
Сначала самолёт очистили от снега и сняли истлевший чехол.
Затем волонтёры Евгений Овсянников с Владимиром Сидорчуком открутили створки шасси, чтобы немного уменьшить габаритную ширину.
Самолёт прицепили к АПА-50 и отбуксировали на рулёжку для погрузки.
С помощью крана погрузили Як-130Д на трал.
Зафиксировали самолёт на трале.
На второй трал погрузили элементы оперения, размещённые в специальных ложементах.
И внешние подвески и детали вооружения
В Монино прибыли уже затемно.
Разгрузились на площадке у ангара № 8.
Затем с помощью автомобиля отбуксировали самолёт в ангар № 7.
Уже в ангаре занялись сборкой.
А 24 января 2013 года «Пилот-ТВ» сделали репортаж о новом экспонате музея.
15 июня 2013 года самолёт выкатили из ангара. Як-130Д пришло время занять место на открытой стоянке.
Открыли и проветрили кабину.
А 22 июня выкатили из ангара консоли в ложементах.
И, используя специальную тележку для подвески вооружения, установили их на самолёт.
Руководил работами волонтёр Павел Проскурня. Остальные ассистировали или фотографировали.
В одной из ниш обнаружились большие осиные гнёзда, построенные насекомыми ещё в Жуковском.
Сборку закончили уже в июле установкой пилонов для вооружения.
Юрий Бердников, Павел Шулятьев, Александр Постников и Евгений Сологубов за сборкой.
10 августа 2013 года полностью собранный Як-130 трактором Т-40 укатили на место экспонирования.
Самолёт установили между М-17 «Стратосфера» и хвостом Бе-12.
А с противоположной стороны от М-17 поставили другой реактивный учебный самолёт ОКБ Яковлева — Як-30, которому повезло в жизни гораздо меньше, чем Як-130 — вместо него в серию пошёл L-29.
Так как Як-130Д предстояло храниться на улице, его загерметизировали при помощи металлической клейкой ленты.
Первая зимовка в музее.
В 2014 году в музее была организована выставка учебно-тренировочных самолётов ОКБ Яковлева, от Як-18 до Як-130. Для участия в выставке Як-130Д перекатили на новое место — справа от носа Т-4. Левее поставили Як-30.
За время временной стоянки у Т-4 самолёт Як-130 соскочил с «американки» и начал увязать в грунте правой ногой шасси, сильно кренясь на борт. 15 августа 2015 года волонтёры подняли самолёт и установили шасси на прочное основание. Заодно удалили влагу, скопившуюся во внутренних отсеках.
На зиму пришлось укрыть кабину брезентом, чтобы внутрь не попадала вода.
30 апреля 2016 года самолёту нашли новое, постоянное место — во главе «аллеи Яковлева», где до 2009 года стоял Як-17, отправившийся на реставрацию и не вернувшийся на старое место, поскольку «поселился» в ангаре № 8. С помощью «шишиги» волонтёры переставили Як-130Д на пустовавшие бетонные плиты.
Дальше работ на Як-130Д не проводилось, не считая очистки от снега зимой.
В 2019 году самолёту Як-130Д был присвоен статус «Памятник науки и техники России».
11 ноября 2019 года волонтёры заметили, что кто-то вскрывал кабину Як-130, сдвинул ткань, укрывающую кресло и приборные панели от солнца, но не задвинул фонарь до конца. Пришлось бросить все дела и закрыть кабину, да ещё и заклеить её металлической лентой для герметизации.
21 августа 2022 года волонтёры открыли для посетителей Як-130Д в первый и последний (на сегодняшний день) раз. Предварительно бригада Кирилла Гнусарёва прибралась в кабине.
На следующий год были запланированы большие работы по доукомплектованию кабины рукоятками управления РУС и РУД, макетом индикатора на лобовом стекле ИЛС-31 и несколькими приборами.
Однако, после того, как в 2023 году волонтёрам запретили работать на прежних условиях, о Як-130Д в музее больше никто не заботится. Герметизация давно нарушена, защитная ткань из кабины убрана. Уникальный самолёт постепенно приходит в то же состояние, что и другие машины на открытой стоянке. Скоро в ангаре № 7 должна открыться экспозиция «Учебные и спортивные самолёты». Як-130Д идеально «вписался» бы туда, но неизвестно, входит ли это в планы руководства музея.
Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
Также подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!