Найти в Дзене

Безумная экспедиция в Арктику на воздушном шаре

Когда вы думаете об экспедициях конца XIX века, что приходит на ум? Корабли, собачьи упряжки, длинные переходы по снегу? А как насчёт воздушного шара? Да-да, огромный водородный шар, который должен был пролететь над самой вершиной мира. История, которую я сегодня вспомнила, не только о смелости, но и о дерзости, ошибках и загадках, которые до сих пор не дают покоя. Это история арктической экспедиции Соломона Августа Андрее. В конце XIX века гонка за исследование Арктики была в самом разгаре. Но вот парадокс: несмотря на северное расположение, Швеция оставалась на задворках великих географических открытий. Пока соседи из Норвегии праздновали успехи своих экспедиций, шведы оставались в тени. На фоне этого почти национального комплекса появился Соломон Август Андрее — инженер и мечтатель, который считал, что может изменить ход истории. Андрее родился в 1854 году в небольшом городке Грэнна. Уже в молодости он проявлял интерес ко всему техническому, но его страсть к воздушным шарам проснула
Оглавление

Когда вы думаете об экспедициях конца XIX века, что приходит на ум? Корабли, собачьи упряжки, длинные переходы по снегу? А как насчёт воздушного шара? Да-да, огромный водородный шар, который должен был пролететь над самой вершиной мира. История, которую я сегодня вспомнила, не только о смелости, но и о дерзости, ошибках и загадках, которые до сих пор не дают покоя. Это история арктической экспедиции Соломона Августа Андрее.

Скандинавская гонка за первенство

В конце XIX века гонка за исследование Арктики была в самом разгаре. Но вот парадокс: несмотря на северное расположение, Швеция оставалась на задворках великих географических открытий. Пока соседи из Норвегии праздновали успехи своих экспедиций, шведы оставались в тени. На фоне этого почти национального комплекса появился Соломон Август Андрее — инженер и мечтатель, который считал, что может изменить ход истории.

Андрее родился в 1854 году в небольшом городке Грэнна. Уже в молодости он проявлял интерес ко всему техническому, но его страсть к воздушным шарам проснулась после поездки в США. Именно там он познакомился с пионерами воздухоплавания и впервые задумался о больших возможностях аэростатов.

Мечта о небесном пути

Идея Андрее была проста и революционна: использовать воздушный шар, чтобы пересечь Арктику и достичь Северного полюса. Для этого, по его замыслу, шар должен был воспользоваться ветрами, которые, как он верил, помогут провести экспедицию над неизведанными просторами.

Соломон Август Андрее и его воздушный шар Орел
Соломон Август Андрее и его воздушный шар Орел

Его первый шар, названный "Свеа", стал тренировочным для будущей миссии. Андрее провёл девять полётов, преодолев более 1500 километров. Но были проблемы: управление воздушным шаром оказалось непростым делом. Чтобы решить эту задачу, Андрее придумал уникальные буксировочные канаты, которые должны были замедлять шар и позволять ему немного маневрировать.

Идея, честно говоря, звучала сомнительно, но Андрее удалось убедить Шведскую академию наук в её жизнеспособности. На проект выделили огромную по тем временам сумму — 130 тысяч крон (примерно миллион долларов по современным меркам). Поддержал экспедицию даже король Оскар II, пожертвовавший личные средства.

Воздушный корабль “Орел”

Шар для экспедиции, названный "Орел", был изготовлен во Франции. Его высота составляла почти 30 метров, а диаметр — 21 метр. В корзине находилось всё необходимое: кровати, научное оборудование, припасы. В экипаж вошли сам Андрее, молодой учёный Нильс Стриндберг и метеоролог Нильс Экхольм. Казалось, что всё готово для триумфального полёта.

Однако не всё было так радужно. Тесты показали, что шар сильно пропускал водород, что ставило под сомнение его способность оставаться в воздухе достаточно долго. Экхольм был настолько обеспокоен, что отказался участвовать в повторной попытке, если Андрее не заменит шар. Андрее, однако, предпочёл игнорировать предупреждения.

-3

Первая попытка и фиаско

Летом 1896 года команда отправилась на Шпицберген для запуска. Но природа была против: ветры дули в неправильном направлении. После шести недель ожидания запуск так и не состоялся. Этот провал серьёзно подорвал репутацию Андрее, а сам он оказался в эпицентре критики. Но он не сдался.

Весной 1897 года он собрал новую команду. Вместо Экхольма на борт взяли инженера Кнута Френкеля. Финансирование на второй запуск помог найти Альфред Нобель, и в июле экспедиция снова прибыла на Шпицберген.

Последний полёт

11 июля 1897 года, несмотря на сомнительное состояние шара, команда взлетела. Казалось, что ветер наконец-то благоприятен. Но уже через несколько минут после старта стало ясно, что "Орел" перегружен. Корзина едва поднималась над водой, а внезапный порыв ветра отбросил шар дальше в море.

Экипаж был вынужден сбросить более 700 килограммов груза, чтобы не утонуть. Шар набрал высоту, но это привело к усиленной утечке водорода. Через два дня после старта, 13 июля, шар окончательно приземлился на льду. Команда осталась в сотнях километров от помощи.

Остатки шара после падения. Фото сделано Нильсом Стринбергом
Остатки шара после падения. Фото сделано Нильсом Стринбергом

Борьба за выживание

Несмотря на аварийное приземление, команда была жива. У них было оружие, припасы, лодка и даже фотоаппарат. Они решили двигаться на юг, к складам с припасами, но их карты оказались неточными. Преодолевая ледяные трещины, снежные заносы и ледяные ветра, они двигались очень медленно. Из-за тяжёлых саней пришлось сбросить часть припасов, включая еду.

Со временем они начали охотиться на моржей, тюленей и белых медведей, чтобы выжить. В сентябре, осознавая, что до ближайшей точки с припасами они не дойдут, команда решила обосноваться на дрейфующем льду, надеясь, что он вынесет их к цивилизации.

Трудный путь команды, фото сделаны Нильсом Стринбергом
Трудный путь команды, фото сделаны Нильсом Стринбергом

Тайна гибели

Дневники и фотографии, найденные спустя десятилетия, показывают, что команда оставалась активной до начала октября. Но 7 октября записи Стриндберга внезапно обрываются, а уже на следующий день свои последние слова оставляет Андрее. Что произошло с командой, остаётся загадкой.

Когда тела и дневники были найдены в 1930 году на острове Белый, стало ясно, что никто из них не пережил зиму. Причины их гибели до сих пор вызывают споры. Кто-то считает, что они могли заразиться трихинеллезом от сырого мяса. Другие винят отравление свинцом из консервов или даже нападение белого медведя. Но точного ответа нет.

Их проводили в последний путь, как героев. Стокгольм, 5 октября 1930 года
Их проводили в последний путь, как героев. Стокгольм, 5 октября 1930 года

Почему эта история вызвала интерес?

Для меня эта история остаётся одной из самых захватывающих загадок эпохи великих открытий. Почему? Она олицетворяет всё, что нас привлекает в подобных экспедициях: смелость, дерзость, человеческие амбиции и, конечно, таинственность. Представьте себе, три человека отправляются в Арктику на воздушном шаре — сама идея звучит как из приключенческого романа.

Мы видим в этой истории отголоски своих собственных стремлений. Каждый из нас когда-то мечтал о чём-то великом, но сталкивался с ограничениями — будь то ресурсы, время или собственные силы. Экспедиция Андрее напоминает нам, что путь к мечте часто оказывается сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Но больше всего в этой истории меня завораживает её открытый финал. Что именно погубило Андрее и его команду? Каково было их последнее утро? Эти вопросы остаются без ответов, оставляя простор для воображения и догадок. Именно в таких историях — загадочных, драматичных и эмоциональных — я нахожу бесконечный источник вдохновения и уроков.

А теперь подумайте: могло ли всё сложиться иначе? Были ли ошибки Андрее неизбежны, или он просто не захотел признать правду? Делитесь своими мыслями в комментариях!

Рекомендую почитать