Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ: авианосцы Великобритании (03). Корабли нового поколения

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: 2МВ: авианосцы Великобритании (02). От «Орла» до «Славного»

Авианосец «Ark Royal»

в строю с 16.11.1938 г., погиб 14.11.1941 г.

-2

Водоизмещение стандартное 22.585 т, полное 27.720 т. Размеры 244х28,9х8,46 метров. Мощность трехвальной энергоустановки 102.000 л.с. Скорость 31 узел. Дальность 4.300 миль 16-узловым ходом. Бронирование: пояс 114 мм, переборки до 87 мм, противоторпедная переборка до 37 мм, палуба до 87 мм. Вооружение: 16х114-мм универсальных орудий, 32х40-мм зенитных автомата, 16х12,7-мм пулемета. Экипаж 1.580 человек.

Состав авиагруппы:

Май 1940 г.: 18 истребителей-бомбардировщиков «Скьюа», 5 истребителей «Рок», 21 торпедоносец «Суордфиш» (44 машины).

Май 1941 г.: 24 истребителей «Фулмар», 30 торпедоносцев «Суордфиш» (54 машины).

-3

«Арк Ройял» (Ark Royal англ.: королевский ковчег) стал первенцем нового поколения британских авианосцев. Его особенностями были высокий надводный борт - полетная палуба (220х29 м) возвышалась над ватерлинией на 17 м; она превосходила длину корпуса за счет кормового свеса. Корпус авианосца существенно облегчился благодаря применению сварки; сэкономленный вес пошел на усиление бронирования. В результате оно. несмотря на ограничение стандартного водоизмещения 22 тысячами тонн, оказалось весьма мощным.

-4

Ангар был двухъярусным; три самолетоподъемника располагались в центральной части корабля довольно близко друг к другу, и имели небольшую ширину (чтобы не ослаблять прочность палубы). Поэтому все самолеты могли подаваться наверх и убираться в ангар лишь со сложенными крыльями (это увеличивало суммарное время взлетно-посадочных операций). Каждый самолетоподъемник имел две платформы: одна «курсировала» между полетной палубой и верхним ангаром, вторая — между верхним и нижним ангарами. Полетная палуба оснащалась двумя гидропневматическими катапультами, восемью аэрофинишерами и (впервые в британском флоте) аварийным барьером.

-5

Броневой пояс толщиной 87-114 мм защищал около 45% ватерлинии; противоторпедная защита шириной 4 метра теоретически могла выдержать взрыв подводного заряда массой 380 кг тротила.

Зенитное вооружение по довоенным меркам было весьма мощным, однако возможности ПВО снижало отсутствие радиолокаторов: «Арк Ройял» стал последним крупным кораблем британского флота, не имевшим радара.

Служба

В июле 1938 г. корабль начал службу в составе Флота метрополии. Уже 14 сентября 1939 г. его атаковала немецкая подлодка U-39, но «Арк Ройял» увернулся от торпед, а лодку потопили эсминцы. Спустя двенадцать дней истребитель «Арк Ройяла» сбил неприятельский гидросамолет. Это были первая подводная лодка и первый самолет, уничтоженные британским флотом во Второй мировой войне.

-6

В июле 1940 «Арк Ройял» в Средиземном море принял участие в операции против французского флота в Мерсэль-Кебире; в сентябре он участвовал в неудачной попытке захвата Дакара. Самолеты «Арк Ройяла» неоднократно бомбили итальянские объекты на острове Сардиния, а 27 ноября неудачно атаковали итальянский флот у мыса Спартивенто. За 1941 г. «Арк Ройял» восемь раз (в январе, мае, июле, сентябре) проводил рейды к осажденной противником Мальте, доставляя на остров истребители для местной ПВО.

-7

В мае 1941 авианосец в Атлантике занимался поиском германского линкора «Бисмарк»; 26 мая его самолеты обнаружили и атаковали линкор, добившись двух торпедных попаданий, которые повредили винты и заклинили рули «Бисмарка». Это решило судьбу линкора - 27 мая немецкий рейдер потопили артогнем британские линкоры.

13 ноября 1941 вернувшийся в Средиземное море авианосец совершил очередной поход по доставке истребителей на Мальту. Но при возвращении в Гибралтар он получил в середину правого борта попадание торпеды с германской подлодки U-81. Несмотря на повреждения (затоплено одно котельное отделение) и крен на борт, «Арк Ройял» продолжил поход. Но, хотя все водоотливные насосы работали на полную мощность, через несколько часов крен достиг 20 градусов, и командир приказал эсминцам сопровождения снять экипаж.

-8

Из-за крена спустить катера не удалось и личный состав сходил на палубу миноносца-спасателя по штормтрапам. Небольшая часть команды осталась на аварийном корабле, и еще 12 часов пыталась спасти его. Но на следующий день ввиду бесполезности действий все люди покинули авианосец, и «Арк Ройял» затонул, не дойдя до Гибралтара всего 25 миль.

Авианосцы типа «Illustrious»

-9

Первая серия:

«Illustrious» — в строю с 25.05.1940 г., списан 3.11.1956 г.

«Formidable» — в строю с 24.11.1940 г., списан в 11.1953 г.

«Victorious» — в строю с 15.05.1941 г., списан в 1969 г.

Вторая серия:

«Indomitable» — в строю с 10.10.1941 г.. списан в 1955 г.

Третья серия:

«Indefatigable»— в строю с 3.05.1944 г., списан в 1956 г.

«Implacable» — в строю с 28.08.1944 г., списан в 1955 г.

ТТХ первой серии:

Водоизмещение стандартное 23.000 т, полное 28.210 т. Размеры 225,5х32,5х8.8 метров. Мощность трехвальной энергоустановки 111.000 л.с. Скорость 30,5 узлов. Дальность 10.700 миль 10-узловым ходом. Бронирование: пояс и борт ангара 114 мм, траверзы 114—64 мм, полетная палуба 76 мм, нижняя палуба 76—25 мм. Вооружение: 16х114-мм универсальных орудий, 48х40-мм автоматов. Экипаж 1.229 человек.

Третья серия отличалась увеличенным водоизмещением (стандартное 23.450 т, полное 32.100 т), четырехвальной энергоустановкой на 148.000 л.с., и скоростью 31,5 узлов. Вооружение: 16х114-мм орудий, 44х40-мм, 40х20-мм автоматов. Экипаж 1.585 человек.

-10

Авиагруппы (первой серии):

1940 г. («Илластриес»): 24 торпедоносца «Суордфиш», 12 истребителей «Фулмар», 2 истребителя «Си Гладиатор»

1941 г. («Формидейбл»): 10 торпедоносцев «Албакор», 4 торпедоносца «Суордфиш», 13 истребителей «Фулмар»;

1944 г. («Викторьес»): 21 торпедоносец «Барракуда», 28 истребителей «Корсар»

Авиагруппа «Indomitable» (вторая серия):

1942 г.: 24 торпедоносца «Албакор», 24 истребителя «Си Харрикейн», 6 истребителей «Мартлет II»;

1945 г.: 15 торпедоносцев «Эвенджер», 33 истребителя «Хэллкет»;

Авиагруппа «Индефатигейбл» (третья серия):

1945 г.: 21 торпедоносец «Эвенджер», 12 истребителей-бомбардировщиков «Файерфлай», 40 истребителей «Сифайр».

«Илластриес» обладал многими передовыми инженерными решениями. Главным его достоинством было принципиальное новшество — бронированная полетная палуба, существенно повысившая защищенность британских авианосцев от воздушных атак (76-мм броня прикрывала 62% площади полетной палубы). Противоторпедная защита в целом повторяла систему «Арк Ройяла»; по расчетам она могла выдержать подводный взрыв 340 кг тротила.

-11

Строившиеся по одному проекту, «Илластриес» и пять его «братьев» тем не менее, имели заметные конструктивные различия. Первые три корабля – с одноярусным ангаром и трехвальной энергоустановкой. Четвертый - «Индомитейбл» - отличался двухъярусным ангаром с более тонкой броней его стен. А последние два корабля были несколько крупнее первых четырех, имели двухъярусный ангар и четырехвальную силовую установку. Перепланировка трех последних кораблей была связана с тем, что при проектировании головного «Илластриеса» ради мощного бронирования полетной палубы при сохранении стандарта водоизмещения авианосца не более 23.000 тонн, пришлось сократить численность бортовой авиагруппы. И по проекту «Илластриес» имел только 36 самолетов – почти в два раза меньше, чем «Арк Ройял». Но боевой опыт начавшейся войны заставил увеличить численность бортовой авиации; поэтому на последних трех кораблях серии для выигрыша веса ослабили бронирование ангара, перепланировали внутренние помещения, и сделали ангар двухярусным (правда, с уменьшением их высоты). Это позволило увеличить численность авиагрупп: на «Индомитейбле» до 48, а на «Имплекейбле» до 54. Однако малая высота ангаров существенно снижала возможности трех последних авианосцев: на них не помещались самолеты новых типов, в частности, американские истребители «Корсар».

-12

В отличие от «Арк Ройял». имевшего три самолетоподъемника, расположенных друг за другом, «Илластриес» был оборудован только двумя лифтами грузоподъемностью 6,4 т (13,7х6,7 м), разнесенными далеко в оконечности корабля — за пределы бронированного ангара и бронированной палубы. Полный цикл подъема самолета на полетную палубу занимал 30 секунд. Палуба была оборудована гидропневматической катапультой, 6 тросовыми аэрофинишерами и 2 аварийными барьерами. Катапульта обеспечивала взлет 50 самолетов за 20-25 минут.

Зенитное вооружение являлось очень сильным, а в ходе войны число зенитных автоматов продолжало увеличиваться, к 1945 г дойдя до 100 зениток на борту каждого авианосца. Все авианосцы оснащались радиомаяками и радиолокаторами обнаружения воздушных целей, а также управления артогнем; к концу войны на кораблях появилась аппаратура опознавания.

Боевая служба

«Illustrious»

-13

В сентябре 1940 г. вошел в состав Средиземноморского флота. В ночь 11/12 ноября торпедоносцы «Илластриеса» вывели из строя 3 итальянских линкора в Таранто; 21 декабря его самолеты потопили близ островов Керкена 2 итальянских транспорта,

10 января 1941 г. при сопровождении конвоя «Илластриес» атаковали 45 немецких пикировщиков Ju.87, поразившие авианосец прямыми попаданиями семи 500-кг и 250-кг авиабомб. Три бомбы не пробили полетную палубу, остальные попали в кормовой лифт. Пожар продолжался почти сутки; на 3 часа корабль лишился управления. Авианосец с креном в 5 градусов на правый борт сумел дойти до Ла-Валетты. Во время аварийного ремонта «Илластриес» получил еще три бомбовых попадания, повредивших полетную палубу и энергоустановку левого борта. В марте корабль ушел на капитальный ремонт в США; в ноябре 1941-го возвращаясь в метрополию, «Илластриес» столкнулся с авианосцем «Формидейбл», и последовал новый ремонт - уже в Англии.

-14

В апреле 1942 «Илластриес» перешел в Индийский океан; в мае-июне поддерживал высадку десанта на острове Мадагаскар, при этом его самолеты потопили 2 французские подлодки, шлюп «Д'Антрекасто» и вспомогательный крейсер «Бугенвиль». В январе 1943 «Илластриес» вернулся в Англию для ремонта и модернизации. В августе 1943 авианосец перешел в Средиземное море, где прикрывал высадку десанта в Салерно. С января 1944 г. «Илластриес» действовал в составе британского Восточного флота. В январе 1945 при обстреле японских нефтеперерабатывающих заводов случайно получил попадания двух снарядов с линкора «Король Георг V». В феврале-марте прошел ремонт в Сиднее и был включен в состав британского Тихоокеанского флота. Но 6 апреля 1945 г. самолет-камикадзе с 500-кг бомбой взорвался возле борта авианосца, нанеся серьезные повреждения, и «Илластриесу» пришлось вернуться в Англию для ремонта. После войны использовался как учебный авианосец.

«Formidable»

-15

В феврале 1941 участвовал в блокаде итальянского Сомали. В марте перешел в Средиземное море, там прикрывал конвои на Мальту; кроме того самолеты авианосца бомбили Триполи. 28 марта у мыса Матапан торпедоносцы «Формидейбла» ценой потери всего одного самолета нанесли повреждения итальянскому линкору «Витторио Венето» и тяжелому крейсеру «Пола». «Пола» на следующий день был добит британскими кораблями, а линкор «Витторио Венето» вышел из строя на несколько месяцев.

-16

26 мая 1941 г. при прикрытии эвакуации англичан с острова Крит авианосец получил две 500-кг бомбы с пикировщиков Ju.87, попавшие в небронированные участки палубы вблизи носового и кормового лифтов. Их взрывы внутри корабля затопили несколько отсеков. Для ремонта «Формидейбл» до ноября 1941 находился в США.

С начала 1942 г. «Формидейбл» действовал в Индийском океане; с ноября - в Средиземном море. Во время высадки союзников в Северной Африке его самолеты потопили германскую подлодку U-331. В 1943 «Формидейбл» обеспечивал десанты на Сицилию и в Салерно. С ноября 1943 по май 1944 находился на капитальном ремонте, а в июле-августе 1944 принимал участие в бомбардировках линкора «Тирпиц».

-17

В начале 1945 года «Формидейбл» вошел в состав британского Тихоокеанского флота. В апреле-мае наносил удары по японским аэродромам на островах Сикисима. 4 и 9 мая авианосец дважды подвергся атакам камикадзе; они вызвали пожары, повредившие радарное оборудование и уничтожившие в общей сложности 22 истребителя «Корсар» и 4 торпедоносца «Эвенджер». А неделю спустя случайный пожар в ангаре вывел из строя еще 30 самолетов. Ввиду серьезных повреждений и потери почти всех машин «Формидейбл» ремонтировался в Сиднее, а уже в июле-августе авианосец участвовал в бомбардировке территории Японии. Корабль выведен в резерв в ноябре 1946 г.

«Victorious»

-18

В мае 1941 участвовал в охоте на линкор «Бисмарк» (впрочем, без особого успеха). В 1942-м принимал участие в неудачных попытках перехвата крейсера «Лютцов» и линкора «Тирпиц», сопровождал атлантические и «северные» конвои, доставлял истребители на Мальту. В ноябре 1942 самолеты авианосца потопили в Атлантике подводную лодку U-517.

-19

В декабре 1942 г. корабль отправили на Тихий океан для действий в составе американского флота. Правда, полностью перевооружить авианосец на американские торпедоносцы оказалось невозможным – они оказались слишком тяжелыми для английских тросовых аэрофинишеров. Поэтому «Викториес» нес три истребительные эскадрильи и только одну ударную (15 «Эвенджеров»). В мае-июле 1943 «Викториес» вместе с «Саратога» обеспечивал десант на Новую Георгию, после чего британский авианосец ушел в Англию. До февраля 1944 г. «Викториес» проходил ремонт, а летом 1944 был переведен в британский Восточный флот. Весной 1945 г. самолеты «Викториеса» атаковали японские аэродромы на островах Сикисима, но 9 мая авианосец был дважды поражен камикадзе, что заставило корабль вернуться в Англию на ремонт.

До вывода в резерв в январе 1947 г. «Викториес» перевозил демобилизованных военнослужащих из Австралии в Англию, затем стал учебным авианосцем.

«Indomitable»

-20

В начале апреля 1942 г. участвовал в отражении рейда японских авианосцев в Индийский океан; в мае вместе с авианосцем «Илластриес» обеспечивал высадку британцев в районе Диего-Суареса. В начале августа перешел в Англию и привлекался к проводке конвоев. 12 августа 1942 г. две 500-кг бомбы с немецких пикировщиков разрушили небронированные участки палубы «Индомитейбла» возле носового и кормового лифтов, а три бомбы взорвались возле борта, проделав 9-метровую пробоину в кормовой оконечности. Авианосец был отправлен на ремонт в США, откуда вернулся в марте 1943 г.

В июле «Индомитейбл» участвовал в поддержке союзных десантов на Сицилию. 16 июля Ju.88 торпедировал корабль; взрыв вывел из строя левое котельное отделение, крен достиг 12,5 градусов. Авианосец удалось сласти благодаря контрзатоплению отсеков. Новый ремонт в США длился до марта 1944 г. В апреле «Индомитейбл» был переведен в состав Тихоокеанского флота; в ноябре 1945 вернулся в Англию, и до мая 1953-го служил в составе Флота метрополии.

«Indefatigable»

-21

В июле-августе 1944 участвовал в ударах по линкору «Тирпиц». В конце того же года вошел в состав британского Тихоокеанского флота. Бомбил японские аэродромы на островах Сикисима; 1 апреля 1945 от атаки камикадзе потерял 21 человека убитыми, 27 ранеными. Бомбил аэродромы на острове Формоза и объекты в Японии. После войны перевозил демобилизованных и репатриантов с Дальнего Востока и Австралии. В декабре 1946 был выведен в резерв.

«Implacable»

-22

Провел три рейда по нарушению судоходства у берегов Норвегии, за октябрь-декабрь 1944 уничтожив транспортных судов общей грузоподъемностью около 40.000 тонн. 27 октября его самолеты потопили транспортную подлодку U-1060. В мае 1945 г. авианосец вошел в состав британского Тихоокеанского флота. Наносил удары по японской базе на острове Трук, по объектам на территории Японии. В апреле 1946 г. вернулся в Англию, где использовался для подготовки пилотов.

Начало: 2МВ: авианосцы Великобритании (01). Первые «плавучие гаражи»

Список других статей канала, посвященных морским темам, НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории