Эта реальная быль произошла в самом начале 1960-х годов. И тогда об истории четырёх советских моряков, попавших в очень большую передрягу, говорил весь мир, ибо ей сопутствовало столько интересных и необычных подробностей и дополнений, что впору писать целую книгу (кстати, она и была написана впоследствии).
Интересно, что эта история отражена в советском фильме «49 дней». Но вряд ли кто-то из современников помнит это довольно непопулярное кинопроизведение, а потому приглашаю вас к чтению.
Как моряки оказались в океане
Представьте, что вы каким-то чудом перенеслись в указанное время, в залив Касатка, на остров Итуруп. Да не просто в лёгкие летние деньки, а в самое суровое время – в зимнюю пору, когда здесь трещат морозы и дуют такие ветра, что поднимают многометровые волны.
Вы бы могли увидеть, как большинство барж и катеров уже вытащено на берег и ждут судоходного сезона. Но две баржи – «Т-97» и «Т-36» всё ещё находились в незамерзающей части залива, так как ждали судно издалека, которое «кровно» требовалось разгрузить.
Согласно местным инструкциям экипаж был должен постоянно находиться на барже. Да - не в полном составе, но свои дежурные были. И, несмотря на все эти «клюквенные» истории о «злых советах», на каждой барже была переносная радиостанция, 4 койки, неприкосновенный запас еды и небольшая печка-буржуйка.
Экипаж «Т-36» и злополучный день
В злополучный день – 17 января, дежурить на барже выпало следующим лицам:
· Рядовому Ивану Федотову;
· Рядовому Филиппу Поплавскому;
· Рядовому Анатолию Крючковскому;
· Младшему сержанту Асхату Зиганшину.
Младшему сержанту на момент описываемых событий исполнился 21 год, а всем рядовым – 20 лет (это сказано для того, чтобы вы понимали, насколько неопытные и юные ребята попали в трудную ситуацию).
В какой-то момент, совершено резко и непредсказуемо поднялся швальный ветер. И экипажу «Т-97» каким-то чудом удалось прибиться к берегу. Но «Т-36», сорвавшись со своей позиции, буквально вырвалась из залива и унеслась в неведомую даль Тихого океана. Причём почти сразу же залило водой и закоротило радиостанцию – единственный способ подать сигнал бедствия на землю и окружающим кораблям.
Так началось это необычное злоключение четырёх юных советских моряков.
Главная задача – отстоять судно
Баржа совершенно не приспособлена к столь длительным путешествиям и открытой воде. И, тем не менее, в суровейших условиях экипаж сделал всё, чтобы пережить шторм и отстоять судно. Другого пути не было – все прекрасно понимали, что от выживаемости корабля зависит их дальнейшая судьба.
Это удалось осуществить не без эксцессов – баржа напоролась на скалу при попытке подойти к берегу. Бросить якорь не получалось – его бы мгновенно оторвало, топливо для маневрирования было на исходе. И что самое обидное – несмотря на все предпринятые действия баржу всё равно всё дальше и дальше сносило в океан.
Поиски пропавших
Едва погода позволила, как в море вышел пограничный корабль, поднятый по тревоге, а на побережье буквально высыпали поисковые партии. Но знающие люди, тихо переговариваясь друг с другом вдали от «лишних ушей», покачивали головой и больше надеялись на прибрежный поиск, ибо понимали, что такой шторм обычная баржа с юными ребятами на борту пережить не может.
С каждым часом поисков становилось всё больше понятно, что баржа ушла ко дну, а экипаж погиб за считанные минуты в ледяной воде…
… В это же время экипаж отчаянно чинил радиостанцию. И в целом это удалось сделать. Но, к большому сожалению, в отрыве от электропитания, аккумулятор окончательно разрядился.
Члены экипажа также знали, что в это регионе как раз планировались испытания новой баллистической ракеты, о чём военное руководство открыто извещало свои и иностранные суда. А это означало, что поиски не уйдут дальне десятка миль от берега, а встретить в районе возможного падения обломков ракеты хоть кого-то было чем-то из разряда фантастики…
… Поисковая команда отрапортовала в поисковой центр:
«На берегу найден ящик с углём с баржи «Т-36»»
Последовавшая комиссия с грустью постановила поиски остановить, а экипаж считать без вести пропавшим, о чём были извещены ближайшие родственники. И ведь все понимали, что в текущих условиях «без вести пропавший» - это только формальный статус, ибо шанс на выживание был меньше процента и уменьшался с каждым днём.
«Мы – советские моряки»
На барже «Т-36» к тому времени нарастала степень отчаяния. Но младший сержант призвал всех взять себя в руки и сказал, что в любом случае они – советские моряки. А значит – боевая единица, которая должна сделать всё, чтобы выполнить поставленную задачу и выжить в условиях открытого океана.
Так, после проникновенной речи, молодые ребята поклялись друг другу, что будут сопротивляться обстоятельствам, что бы ни случилось и как бы тяжело ни было. И пообещав, сдержали своё слово до самого конца, действуя как единый организм.
Почти всё время штормило
Почти всё время штормило. Но в затишье команда предпринимала все необходимые действия, чтобы баржа оставалась на плаву. Запасы на начало «путешествия» - кофе, пачка чая, килограмм крупы, банка свиного сала, две банки тушёнки, ведро картошки и буханка хлеба. В огромном радиаторе находился довольно большой запас пресной воды. Правда ржавой и грязной. Но всё-таки это было намного лучше, чем ничего.
К большому сожалению, с баржи изъяли неприкосновенный запас провизии, так как судно готовилось пойти на зимний «прикол». А потому весь дневной рацион – этот три картошки, две ложки свиной тушёнки и две ложки крупы на человека – так постановил младший сержант.
Долгие дни
Каждое утро младший сержант начинал с медицинского осмотра, внимательно расспрашивая своих подчинённых о состоянии здоровья. Интересно, что все чувствовали себя хорошо, несмотря на то, что жутко страдали от холода – дрова очень быстро растворились в мерном течении дней.
К 24 февраля небольшие съестные припасы иссякли, а рыбалка на голый гвоздь не приносила никакой пользы. Тогда «в дело» пошли съедобные элементы одежды – голенища кирзовых сапог, кожа с гармони, пояс от брюк и даже кожаный ремешок от часов. Калорий было мало. Но юные моряки боролись с обстоятельствами.
Неожиданное спасение
Первый признак позитивных изменений – акулы, которые поначалу были приняты за галлюцинацию. Но когда все члены экипажа подтвердили, что видят одно и то же, то пришло понимание – баржа прибыла в тёплые воды.
Какое-то время спустя на горизонте появились очертания корабля, которому экипаж баржи начал отчаянно сигнализировать. Но корабль прошёл мимо, не обратив внимания на странное судно посреди полного «нигде». И, несмотря ни на что, экипаж был счастлив – шанс на обнаружение увеличился многократно.
Мимо прошёл ещё один корабль – не беда. Главное, что они ходили. И, скорее всего, докладывали о странном судне с советскими звёздами на бортах туда, «куда следует», ибо на 49-й день над судном появились самолёты береговой охраны, которые оценили ситуацию и поняли, что угрозы корабль не представляет, но наоборот – просит о помощи.
За самолётами подлетели вертолёты, а на палубу спустились американские делегаты. И с удивлением услышали, что экипаж не хочет покидать свой корабль (бросать вверенное имущество), а обросшие юноши, попавшие в передрягу, хотели лишь пополнить запас провизии, получить навигационные карты и топливо.
Завершение этой необычной истории
Только спустя какое-то время удалось уговорить советских моряков покинуть корабль. И американцы были воистину восхищены стойкостью советских «мальчишек», которым наперебой предлагали еду и сигареты.
Советские моряки стали настоящими суперзвёздами – о них писали мировые СМИ. А выживший экипаж неохотно, но всё-таки начал давать интервью и даже участвовать в пресс-конференциях. Но наотрез отказался становиться гражданами Соединённых Штатов Америки и только ждал нужного момента, чтобы отправиться домой.
Да, в СССР разрабатывались разные версии о том, как экипаж выжил. В том числе версия о дезертирстве. Но благо, что компетентные лица во всём разобрались, в том числе благодаря судовому журналу, который исправно вёл Асхат.
А потому, после возвращения, юных моряков чествовали как героев, устроив встречу с маршалом Малиновским, отправив в санаторий и устроив в Ломоносовское мореходное училище – такие опытные капитаны были очень нужны Отчечеству.