«Какая работа самая тяжёлая в мире»? – этим вопросом хотя бы раз задавался каждый человек. И у всех свои персональные представления на этот счёт, ибо кто-то вспомнит труд шахтёра, кто-то геолога, кто-то вальщика, а кто-то будет свято убеждён в том, что нет на свете тяжелее работы, чем путеец. И ведь каждый будет по-своему прав.
Однако для расширения кругозора предлагаю вам посмотреть на такую профессию, как выморозка кораблей, ибо труд в ледяной толще, с бензопилой в руках и обжигающим металлом вокруг, да ещё в условиях сорокаградусного мороза – это то, что сможет осилить далеко не каждый человек на планете. Да и ошибка может стоить очень и очень дорого, ибо любое неверное движение может привести к полному краху многодневных трудов.
Есть такая работа – выморозка судов
В северных регионах судоходство по морям и рекам возможно только в тёплые сезоны. Настаёт зима и практически все корабли, за исключением могучих ледоколов и танкеров, следующих за ними, встают «на прикол». Да не в какие-то отапливаемые доки, а как есть – всей железной плотью врастая в многометровую толщу льда.
Винты – это то, что наиболее прочно сковывается ледяной массой. Не дай Бог завести двигатель в это время – и можно немедленно нарваться на самый дорогостоящий ремонт. Да и двигательно-рулевой комплекс ещё нужно осмотреть и привести в порядок, что невозможно с учётом погодных условий.
Тогда и приходят на помощь «вымораживатели» - неделями освобождают винты из-под гнёта ледяного плена. И этот процесс намного сложнее, чем просто «махать бензопилой».
Особенности профессии
Всё начинается с осмотра, замеров и пробного сверления, чтобы определить насколько толстый лёд образовался в месте зимней стоянки судна. Если лёд, условно – 45 сантиметров толщиной, то с ловкостью виртуоза вымораживальщик выберет до 35 сантиметров бензопилой и прочим примитивным инструментом, после чего открытая ледяная шахта оставляется «как есть» на неделю и дольше.
О, не стоит считать, что вымораживальщик неделю сидит без дела – заказов много и он просто переходит к следующему судну. Но конкретно в той «шахте», которая оставлена на неделю, морозы делают свою работу, превращая остаточный слой в 15 сантиметров в новый слой 45 сантиметров толщиной. И когда новый замер показывает нужную толщину, вымораживальщик приходит вновь, во «втором раунде» продвигаясь ещё на 30 сантиметров вглубь и чуть-чуть вперёд – под корпус.
По итогу, шаг за шагом, за месяц-полтора кропотливой работы, прямо под кораблём, возле винтов, появляется самый настоящий ледяной грот, куда по удобным ступенькам могут войти специалисты для осмотра и ремонта винтового оборудования. Это и является главным результатом работы – возможность без условий ремонтного дока войти в воду, «аки посуху» и осмотреть все нужные узлы и сочленения.
«Подводные камни» профессии
Подводных камней у профессии очень много.
Во-первых, приходиться работать именно с утра, задолго до того, как встаёт солнце. Для того чтобы в наибольший мороз иметь возможность продвигаться чуть дальше и чуть быстрее, чем обычно.
Во-вторых, физическая сила и выносливость у вымораживальщика должна быть на высоте. Да и здоровье – «как у мамонта», ибо вокруг всё трещит от мороза, «кусается» ледяными поверхностями, но от специалиста всё равно валит пар, так как он работает без перерыва. Иначе и нельзя. Остановишься – заледенеешь!
В-третьих, нужно постоянно сохранять внимательность. Малейшая ошибка может обернуться тем, что шахту затопит водой. Такое случается сплошь и рядом. И не всегда экстренно забитый деревянный «чопик» (деревянный шкант) спасает ситуацию – он может только расширить дыру и тогда весь трудоёмкий процесс нужно начинать заново.
Объёмы работ и заработная плата
Как говорят представители профессии, всего с одного судна можно выбрать до 180 тонн льда. Один специалист берёт по 10-15 кораблей в зависимости от физических возможностей и мастерства. Посчитать общий объём льда, перемещённый вручную, на этом фоне не составляет никакого труда, ибо для этого потребуются простейшие математические вычисления.
Иногда работают по двое – так сподручнее. Однако объёмы от этого не уменьшаются – просто надо брать в два раза больше кораблей, чтобы заработать нужную сумму денег. Больничных никаких нет – трудятся и с температурой, и с кашлем, и с прочими производными, так как отступать нельзя – промедление может привести к самым неприятным последствиям.
Заработная плата вымораживальщика притягательна и по северным меркам. Именно поэтому профессия привлекает людей – всем хочется жить хорошо и обеспечивать свою семью всем необходимым. Понятно, что работа сезонная. Но говорят, что удаётся получать на руки столько, что можно спокойно не работать до следующего сезона. Да и немногие сидят в весенне-летней сезон без дела. Для взрослого и здорового мужика работа и «калымы» найдутся всегда.
Вымораживательница Елена
Интересно, что в профессию приходят не только мужчины. Однако на данный момент известно только об одной вымораживательнице на весь Север – о Елене Генераловой.
Женщина с очень говорящей фамилией, без шубы, шапки-ушанки и бензопилы в руках, выглядит просто прекрасно. Но такой – «палец в рот не клади» - это сразу понятно, ибо она и с хозяйством управляется засветло, и детей в садик/школу отводит, и на работе выполняет объёмы ничуть не меньше самых сильных и мастеровитых представителей профессии мужского пола.
Елена рассказала, что уже больше 10 лет занимается выморозкой. И изначально её привлекло в профессию именно любопытство, а потом и здоровый азарт – «смогу или не смогу»? Смогла – десятилетие за плечами, а Генералова всё так же бьётся с ледяной стихией. И вымораживательницу ценят – нанимают с такой же частотой, как и других.
Профессия устроила и личную жизнь – в 2013 году Елена повстречала здесь своего супруга и с тех пор над гребными винтами работает семейный подряд. Конечно, ближе к старости невольно хочется обрести более спокойную профессию и перейти в размеренную жизнь. Но деньги пока что перевешивают простые человеческие желания – всё-таки привычка иметь большой доход нередко толкает человека в самое горнило величайших трудностей и испытаний.
Елена говорит, что никогда не болеет, ибо промороженный организм закалён крепче стали вокруг. Да и молодость лица – это следствие постоянного влияния морозов «за тридцать градусов». Самый большой мороз в карьере – больше 50 градусов с ветром. Но ничего. Как-то отстояла.
Такие разные представители профессии
Завершая статью, хочется отметить, что среди вымораживальщиков можно найти кого угодно – от человека, который не закончил школу, до человека с красным дипломом на руках. Кто-то приходит в профессию на сезон.
Кто-то выдерживает десятилетия. Кто-то бросает начатое на полпути. Кто-то костьми ляжет, но обеспечит нужный объем работ. Но глядишь на всё это великолепие вымораживальщиков и понимаешь, что именно здесь собрались люди с самой большой буквы. Просто потому, что выдержать такое испытание могут лишь самые сильные и выносливые.
И даже шахтёры, вальщики и путейцы очень сильно задумаются над тем, кому приходится «туже». Просто труд вымораживальщика действительно поражает до глубины души своей невероятной суровостью и ледяной красотой вокруг.