Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

А теперь о корабельных дверях - чем герметичные отличаются от водонепроницаемых и другие тонкости

О каких только корабельных устройствах не написано за почти 6 лет существования этого журнала, а до дверей добрались только сейчас.

По-английски это звучит так: Weathertight Doors и Watertight Doors.

Двери первого типа, иногда их называют герметичными, расположены обычно выше ватерлинии и предназначены для защиты внутренних помещений от проникновения воды как в результате различных погодных условий - дождей или попадающей на палубу в результате заливания волнами, так и дурного усердия палубной команды, моющей надстройки из пожарных шлангов под приличным давлением.

Они практически всегда открываются наружу и имеют ручной привод.

Другое дело водонепроницаемые двери. Основным их отличием в предназначении является способность препятствовать проникновению воды с обеих сторон, обеспечивая водонепроницаемость соседних помещений. Они располагаются ниже ватерлинии и бывают распашными, как обычные, но это реже, или раздвижными (клинкетными) , которые в свою очередь делятся на двери с электрическим приводом или гидравлическим.

Вот пример Weathertight Doors и Watertight Doors из какого-то старого текста

Более современные изображения:

-2
-3

Это водонепроницаемая раздвижная дверь горизонтального типа, с гидравлическим приводом. А на "Титанике" они были вертикального типа

В открытом состоянии

-4

В закрытом

-5

Они удерживались с помощью электромагнитов. Когда поступал приказ закрыть двери, магниты отключались, и дверь, весившая около 750 кг, начинала медленно опускаться, удерживаемая системой гидравлических тормозных цилиндров, расположенных над дверью.

Однако за 60-45 см до пола эти тормоза переставали действовать, и дверь свободно падала вниз всей своей массой.

Надо помнить, что механизированные двери вполне могут придушить зазевавшегося человека, поэтому к их срабатыванию есть определённые требования

Так, раздвижные двери с электро- или гидроприводом должны быть снабжены локальной звуковой сигнализацией, отличной от любой другой сигнализации в этой зоне, которая включаться за 5-10 секунд до начала движения двери. Звук должен быть слышен до тех пор, пока дверь полностью не закроется.

Кроме того, дверь не должна закрываться быстрее, чем за 20 секунд (так что любой зевака должен успеть выскочить из проёма) но не дольше 40 секунд при нормальном положении судна относительно горизонта. И в любом случае не дольше 60 секунд, например, при значении крена вплоть до 15 градусов.

Управление приводом открытия-закрытия двери должно быть у двери с обеих ее сторон и с доступного места выше палубы переборок. Кроме того, дистанционное управление должно быть на ходовом мостике.

Электродвигатель должен получать питание как от основного, так и аварийного источника. А если выйдут из строя оба, то переходного аварийного источника электроэнергии (Акк. батареи, короче). При этом её должно хватить не менее чем на трехкратное срабатывание двери, т.е. закрытие-открытие-закрытие при крене до 15°.

Кроме того, предусматривается возможность ручного закрытия за время не более 90 секунд.

Примерно так же дела обстоят с гидравлическим приводом, вплоть до наличия гидроаккумуляторов, также способных обеспечить трёхкратное срабатывание двери при отсутствии питания.

На мостике имеется индикация положения водонепроницаемых дверей по всему судну. Красный индикатор - дверь открыта, зелёный - закрыта.

-6

Существует градация положения этих дверей:

ТИП А:

Такие двери можно оставлять открытыми и закрывать только в случае чрезвычайной ситуации.

ТИП Б:

Этот тип водонепроницаемых дверей должен быть закрыт и оставаться открытым только тогда, когда в соседнем отсеке работает персонал.

ТИП С:

Этот тип водонепроницаемых дверей должен быть все время закрыт. Он может быть открыт только на то время, когда персонал проходит через дверной отсек.

ТИП D:

Этот тип водонепроницаемых дверей не соответствует требованиям SOLAS. Эти двери должны быть закрыты до начала рейса и должны оставаться закрытыми во время навигации. Эти двери не могут быть повышены до другой категории.

Все указанные выше требования изложены в SOLAS-74, это "Международная конвенция по охране человеческой жизни на море".

Однако любая техника неэффективна без грамотного и тренированного персонала. А посему хорошей практикой является следующее

1. Учения по эксплуатации водонепроницаемых дверей должны проводиться каждую неделю. Кроме того, двери должны проверяться перед выходом из порта.
2. Все водонепроницаемые двери, как навесные, так и с электроприводом, должны контролироваться ежедневно во время обходов.

-7

А помимо специалистов, их обслуживающих, все члены экипажа должны быть ознакомлены с работой водонепроницаемых дверей на борту и мерами предосторожности, которые необходимо принять.

*****

Ну, и о других устройствах, рассказы о которых кто-то возможно пропустил:

О корабельных светильниках

О том, как на кораблях царил пар

Парус - очень непростое устройство

Агрегат, который на ракетных катерах я не использовал ни разу, зато на гражданских судах - до отвала

Легко ли было отдать якорь на броненосце 19-го века?

Как заставить броненосец двигаться

Корабли и их дымовые трубы. Не всё так просто
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ27 августа 2019

.............................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4