А именно этим занимается толпа моряков на британском эскадренном броненосце HMS Majestic:
Судя по всему, они вручную разворачивают кат-балку, хотя непонятно, почему это не делается с помощью специальных устройств - талей. Но давайте во всём разбираться по порядку.
В наше-то время с отдачей якоря справляются пара-тройка человек, а при необходимости это может сделать и один. Ну так сейчас и якоря другой конструкции, нежели тогда. Вот изображение наиболее распространённого тогда адмиралтейского якоря:
Современные якоря не имеют такого штока и полностью втягиваются брашпилем в клюз:
Но со штоком это было невозможно и они укладывались вдоль борта или на специальных площадках вдоль палубы, лучше мышкой кликать по снимку:
Далее выдержка из "Книги о якорях" Льва Николаевича Скрягина о выборке и креплении таких якорей: Шпилем якорь подтягивали до клюза, затем за скобу на веретене якоря закладывали гак кат-шкентеля, проходившего через блок на поворотной кат-балке-до нужной высоты, кат-балку поворачивали и якорь укладывали горизонтально на наклонную подушку на скосах бака. В таком положении якорь удерживался двумя цепями, взятыми поверх веретена: пертулинем — около штока и рустовом — около оси вращения рогов. Перед выходом в море на якорь клали походные крепления, состоявшие из коротких цепочек или небольших винтовых талрепов, которыми вплотную подтягивали веретено якоря к подушке на скосе бака.
Стрелка показывает на кат-балку. Видите, от её конца вправо и влево отходят те самые тали, о которых я упоминал выше, они могут вращать её вокруг своей оси и вываливать якорь за борт или наоборот, заносить его на палубу. Сейчас для подъёма или отдачи якоря используется только одна якорь-цепь, крепящаяся к его рыму, на рисунке она уходит в нижний правый угол и далее в клюз. А при изображённом способе нужна ещё одна цепь, через блок на конце кат-балки она подтягивает якорь к палубе.
А так крепился якорь ещё раньше, во времена деревянного флота, вид сверху:
А теперь представьте себе, что начали такой якорь отдавать, а он по какой-нибудь причине застопорился. Броненосцу-то при качке вряд ли что будет, разве что краску обобьёт.
Другое дело деревянный борт. 25 сентября 1818 года русский военный бриг «Фальк» под командованием лейтенанта Щёчкина в условиях низкой температуры и штормового ветра начал отдавать якорь. Якорь повис вертикально на своем канате у борта под крамболом. Беспрестанно захлестываемые волнами, тали ката обледенели и заклинились. Раскачиваемый на большом волнении якорь стал рогом бить в борт корабля: в деревянной обшивке брига ниже ватерлинии образовалась пробоина. Командир «Фалька» принял решение выбросить бриг на мель близ Толбухина маяка. Но корабль, уже изрядно набрав воды, сел на мель далеко от берега. Подать какой-либо сигнал с гибнущего корабля оказалось невозможным: огни залило водой, а порох намок. С рассветом подошли на помощь смотрители Толбухина маяка. Спасли всего двух человек, остальные сорок погибли от холода.
Адмиралтейский якорь таил в себе большую опасность и при столкновении двух судов. Иногда в таких случаях он превращался в страшное орудие разрушения, дробящее борта, надстройки, такелаж и шлюпки потерпевшего судна. 4 июля 1898 года близ острова Сейбл у восточного побережья Северной Америки английский четырехмачтовый барк «Кромантишир» нанес скользящий удар в правый борт французского лайнера «Бургонь» и «прогладил» своей скулой вдоль почти всего его борта. Огромный, приготовленный к отдаче адмиралтейский якорь с железным штоком весом в 4 тонны сыграл роковую роль: в нескольких местах у ватерлинии разворотил борт н выбил около 20 иллюминаторов. Он застрял в борту лайнера ниже ватерлинии, зацепившись за один из шпангоутов. Ровно через десять минут после столкновения «Бургонь», потеряв остойчивость, перевернулся и пошел ко дну. На этот раз якорь оказался виновником гибели 597 человек из 820, находившихся на борту французского лайнера…
Однако и современные якоря, например, изображённый на снимке якорь Холла могут преподнести сюрпризы
Видите, как обмоталась якорь-цепь вокруг лап якоря? Ну и как её освободить, учитывая его вес и натяжение цепи? Однако заметно, что процесс уже начался. На снимке видно, что за рым заводится пропиленовый трос. После этого он будет выбран брашпилем настолько, чтобы вес якоря был перенесён на него. Тогда якорь-цепь можно потравить, появится её слабина (провисание). И можно будет завести за её звенья другой трос и в несколько приёмов сдёрнуть с лап якоря. После этого начать выбирать якорь-цепь, пока она не примет вес якоря на себя. Трос прослабнет и его можно будет отсоединить от рыма.
Нет на флоте мелочей и казалось бы, даже столь немудрёная вещь, как якорь, ставила и ставит перед моряками непростые задачи.
---------------------------------------------------------------------------------------------
А это из моих личных воспоминаний:
Как мы встали на якорь у Антальи и потом не спали всю ночь.
.............................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь