Такие величественные постройки с угловыми полуротондами и куполами пока еще ни разу меня не оставляли равнодушным. «Наугольный дом» Николая Петровича Шереметева, здание Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, творение Сергея Устиновича Соловьева для Московских высших женских курсов…
И, конечно, сегодняшний мой архитектурный герой, что вырос в Подсосенском переулке возле знаменитого «дома-улитки» или «дома с кошками».
Он, как и два из тех других, что я перечислил…
…Создавался, чтоб стать учебным заведением
Что удивительно, таким он остается и по сей день.
Его построили в 1914 году по проекту архитектора Ивана Ивановича Флоринского на средства педагога и основателя частного реального училища, для которого здание и строилось, Константина Павловича Воскресенского.
В отличие от традиционных гимназий, где образование давалось с упором на гуманитарные науки и языки, реальные училища ориентировались в основном на математику, физику и химию – то есть реальные науки.
Еще одно отделение училища Воскресенского, более раннее, имелось на Мясницкой улице – в глубине двора усадьбы Лобанова-Ростовского, о которой я рассказывал прошедшей весной.
Зародившийся, как говорят, в Санкт-Петербурге, русский неоклассицизм в нулевых-десятых годах двадцатого века активно развивался в Первопрестольной…
…Как будто бы в пику модерну и эклектике
Целая плеяда зодчих мечтала воссоздать дух времен Александра Первого, да и спрос на подобное все возрастал.
В лучших традициях римской и греческой архитектуры, Флоринский оформил угловую ротонду в коринфском ордере и украсил лепными гирляндами. Расчленил пилястрами фасады-крылья, что смотрят в Подсосенский и Казарменный переулки, первый этаж выделив рустом, а верх ротонды увенчал полусферой купола.
(9 фото)
Неудивительно, что преподавали здесь гениальные педагоги и...
...Множество известных людей вышли из этого училища
Здесь учились искусствовед и балетовед Юрий Алексеевич Бахрушин, летчик-испытатель, Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов, доктор технических наук, автоконструктор и инженер Андрей Александрович Липгарт, кинооператор, фронтовой оператор Великой Отечественной войны Игорь Владимирович Гелейн, живописец Михаил Васильевич Нестеров и основатель Московского театра кукол Сергей Владимирович Образцов.
«Восьми лет я поступил в гимназию, но вскоре мать перевела меня в реальное училище Воскресенского, пользовавшееся большой славой. Она считала образование и здоровье детей своей самой важной заботой. Самого старика Воскресенского я ещё застал живым. Он бесконечно любил детей. С его лица никогда не сходила улыбка. Про него можно было смело сказать словами Н.В. Гоголя: «На лицах у них всегда написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие, что...» или: «Лёгкие морщины на их лицах были расположены с такой приятностью, что художник, верно, украл бы их». И действительно, художник училища Высоцкий, который преподавал нам рисование, написал его портрет. Увы, хоть и хорошо написал, но того обаяния вечной улыбки, того радушия и чистосердечия этого старичка, видимо, никто не мог бы передать. Его влияние в школе распространяло необыкновенно спокойный доброжелательный и спокойный стиль взаимоотношений между людьми всех рангов – от директора до швейцара.
Как в старом здании училища на Мясницкой улице, так и новом здании у Покровских ворот, вестибюль был сделан на втором этаже. Нужно было подняться по лестнице, чтобы раздеться уже в тёплом помещении или одеться в тепле и, спустившись вниз по лестнице, выйти на улицу. Вестибюль был большой. В училище были швейцары в ливреях, очень приветливые, добрые, солидные, умевшие во всех случаях отлично обращаться и расправляться как с хорошими учениками, так и с шалунами…»
(Михаил Михайлович Громов, «На земле и в небе»)
А когда после революции реальное училище Константина Павловича Воскресенского превратилось в советскую трудовую школу 2-й ступени Городского района, в нее поступил художник-пейзажист, живописец и график Ростислав Николаевич Барто – в числе прочих своих занятий иллюстратор знаменитых детских журналов «Мурзилка» и «Юный натуралист», старший брат поэта Павла Барто и деверь Агнии Львовны Барто.
«…Барто тщетно пытается поймать стремительных рыбешек. Любуется трясогузками и бабочками. Ловит стрекоз, бережно держит их за лапки, внимательно рассматривает прозрачные крылышки и, пожелав им счастья, выпускает на волю.
Потом его внимание привлекают разноцветные окатанные гальки и прибрежные камни. Вот он раскалывает кусок гранита и показывает на вкрапленные в него кристаллические породы. Какая любознательность! Какая широта интересов! Многое, что остается не в поле нашего зрения, – привлекает его восторженное внимание. И кажется, что для Барто Природа – это огромный музей шедевров, а ее формы и краски – это его палитра и его рисунки…»
(Художник и мастер керамики Рубен Агабекович Акбальян о Ростиславе Барто)
(4 фото)
Еще много раз учреждения менялись в этом доме. Но каждый раз они были посвящены образованию: Московский педагогический техникум имени Профинтерна, Московский областной педагогический институт, Московский инженерно–экономический институт.
И ныне здесь располагается Московский университет международного бизнеса Туро.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и лайках, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
Если вы хотите финансово поддержать развитие канала, это можно сделать, оформив Премиум-подписку, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/secret_photograph?tab=premium
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!