Однажды высказанное мною предположение, что участки Южного берега Крыма для более-менее экономного отдыха в лице ещё оставшихся частей природно-дикого побережья и запущенно-диких пляжей заброшенных санаториев, в недалёком будущем, как и весь остальной ЮБК, станут местом релаксации и обитания в основном обеспеченных людей - неким русским аналогом французской Ривьеры или итальянской Лигурии, начинает обретать всё более и более зримые черты.
А ведь отдыхать на море можно по-разному: кто-то предпочитает дорогой комфорт роскошных стеклянно-бетонных апартаментов, а кто-то - экономное единение с первозданной природой в палатке. И если «бакланы» не натворят глупостей, все смогут отдыхать в Крыму так, как хотят.
При чем тут бакланы? Об этом будет рассказано в том числе дальше. А ещё вы узнаете что значит «хилинг-концепция» при строительстве фешенебельных апартаментов (Русский язык, прости меня!!).
«Ты не представляешь, что творится на нашем пляже!» - с нотками отчаяния в голосе воскликнула моя жена, вернувшись с прогулки по побережью под парком усадьбы академика Кеппена «Карабах», куда обычно мы летом ездим на пляж - «Там все перегородили, там нельзя поставить машину и даже развернуться, там такой ужас!»
То, что на берегу, протянувшемся от дикого природного пляжа под Кучук-Ламбатским каменным хаосом (сразу за «Санта-Барбарой» в районе поселка Утес) до набережной пансионата «Береговой» и ЖК «Премьера», а именно - на том его участке, который когда-то был пляжем ТОК «Карабах», принадлежавшем Харьковскому Политехническому институту (ХПИ), ужас был давно, я знал.
И я знал также, что долгое время предпринимались попытки перегородить ради безопасности этот реально аварийный участок береговых укреплений с полуразрушенными пирсами и размытыми пляжами, лишь одна карта которых из шести была условно пригодна для входа в воду и купания. Настойчивое стремление местной администрации установить ворота с замком с целью не допускать не только въезда на разбитую набережную машин, но и прохода к пляжам людей, наталкивалось на решительный протест последних.
Коротко, это противостояние можно было выразить почти словами классиков: «Утром замок на воротах - вечером он спилен; вечером замок на воротах - утром он спилен». В итоге, несколько лет назад установленные хлипкие врата с надписью «Проход и проезд запрещен», были всегда распахнуты и бесславно ржавели едва ли не быстрее металлических ограждений пирсов и иных конструкций ещё советских времен.
Знал я также и о том, что в этом месте уже запланировано создание некой роскошной резиденции для богатых отдыхающих с возможным окончательным и бесповоротным перекрытием доступа на берег даже кошкам, ибо поставят тут глухие ворота с приставленным к ним для верности всемогущего человека с надписью из трех грозных букв на широкой спине («ЧОП», конечно, а не то, что вы могли подумать).
Так вот, после этого возгласа жены про «ужас», я и подумал: «То самое строительство началось».
Но немного ошибся.
Я чуть ниже вернусь к моменту, когда прозвучал этот крик души, то есть в последние числа декабря 2024 года и поясню, что же там действительно начали ваять, а до того, как это случилось, скажу, что местные жители из Малого Маяка издавна почитали эти пляжи турбазы ХПИ своим законным бесплатным местом отдыха у моря. Ещё с тех времен, когда тут не было разрухи.
Кроме маломаякцев и приезжих материковых отдыхающих, эту набережную давно облюбовали некоторые симферопольцы и прочие окрестные крымчане, справедливо считающие, что море тут весьма чистое, место укромное, а подъезд на машине - удобный (локаций, где на ЮБК в зоне населенных пунктов есть возможность запросто подъехать прямо к морю на машине и оставить ее тут же, остается все меньше). Надо отметить, что местность эта и в давние времена и в нынешние была одной из диких и малолюдных; об этом говорило наличие целых двух нудистских пляжей с одной и с другой стороны от «Карабаха»: один ближе к Утесу, у хаоса Кучук-Ламбатских камней, второй - на Гранильне Головкинского, ближе к Лазурному. Этакий «медвежий угол», известный только посвященным.
В сезон, особенно в выходные дни, сюда, прямо к берегу, на потрескавшийся и вздыбившийся бетон, а также на остатки газонов и бывшей волейбольной площадки, съезжалось немало машин и тут была классическая самостийная «народная туса» с шашлычными мангалами, с домиками на колесах, с визжащими детьми, с ошалевшими от местного вина и пива взрослыми, с бегающими между ними собаками, с невозмутимыми рыбаками на пирсах, с разномастным музоном, с тентами из старых покрывал над «дастарханами» на морской гальке, с вкраплениями мусора и прочих атрибутов «дикого» отдыха.
В межсезонье же это был романтический безлюдный уголок побережья , откуда открывается потрясающий вид на колоссальный морской залив от горы Кастель до самого мыса Меганом (фактически - видна вся береговая линия от Алушты до Судака), который под шелест прибоя, смешанный с ароматами моря и хвои старинного парка, вызывал у художественных натур бешеный прилив творческих сил.
Не могу не сказать, что пляжам Малого Маяка я уделил внимание в публикации, где описывал жизнь и отдых в этом замечательном поселке, а также в видеозарисовке «Ламбат, я люблю тебя!»:
Также именно это место описывается в статье о создании мною и художником Сергеем Скляровым уникального художественно-поэтического триптиха для собрания дачи Терп-Ламбат:
Частично раздербаненная ещё в 90-е годы различными юрлицами под отели турбаза ХПИ «Карабах» стала особенно быстро приходить в упадок после 2014-го года: она была не только закрыта, но еще и перепродана, а новые собственники погрязли между собою в судах. Уникальный же, один из старейших крымских усадебных парков Южного берега - парк вышеупомянутого имения Кеппена погибал, превращаясь в джунгло-лес с элементами мусорной свалки из частей развалившейся некогда богатой инфраструктуры.
Казалось, что так будет ещё очень долго. Ну хотя бы до тех пор, пока не обрушится последний волнорез и не засохнет последнее дерево в парке.
Однако, где-то в 2021 году, промелькнула информация из уважаемых источников, что имение Кеппена со всеми потрохами (то есть и парком, и остатками турбазы, и пляжами) выкуплено некой структурой из Санкт-Петербурга (аффилированной чуть ли не с собственниками знаменитой «Мрии»), с целью создания тут если не «Мрии-2», то некоего элитного спа-отеля. О парке и турбазе я писал тут:
Территория базы, во все времена имевшая емкую характеристику «проходной двор», была огорожена, обставлена суровой охраной и увешана надписями про видеонаблюдение и про «посторонним вход В.!». За оградой стали деловито сновать не только охрана, выгонявшая незаконных поселенцев из бараков турбазы, технический персонал, разбирающий те самые бараки, грузовики, вывозящие мусор, но и деловые молодые люди в костюмах, приезжавшие на дорогих машинах. Движуха эта упорно намекала на то, что жизнь сюда не просто вернется, но придет жизнь роскошная, элитарная, недоступная не то что для «дикарей» , но и для простых смертных; что парк будет спасен, а по его старинным тенистым терренкурам и лестницам в 50-ти метрах от моря можно будет с комфортом прогуляться хотя бы за деньги; что будут там построены либо новые корпуса, либо старые пригодные строения будут переоборудованы под модные апартаменты.
То есть, вместо этакого аромата фильма «Три плюс два», здесь запахнет сериалом «Санта-Барбара».
Кстати!! О «Санте-Барбаре». Но не об упомянутом знаменитом Американском сериале, действие которого разворачивается в гламурной калифорнийской усадьбе в городке Санта-Барбара, а о менее известном, но популярном у беспафосных отдыхающих комплексе отелей эконом-класса близ поселка Утес, находящемся в шаговой доступности от того места, о котором идет речь в настоящей статье. У меня есть и о нём что сказать. Вернее - о его туманном будущем. Вернее даже - об отсутствии у него будущего как такового. Но об этом - в одной из следующих публикаций.
… Тем временем, настал февраль 2022 года. Всё как-то замерло. И хотя заборы остались, бурная жизнь за ними исчезла. Однако, из кустов то и дело мелькал зоркий глаз охраны. Апофеозом же были слухи конца 2024 года, что та самая структура, купившая останки турбазы с большими планами на спа-отель, ищет кому бы эти останки снова продать…
Итак, мы плавно вернулись к возгласу моей жены про «ужас на нашем пляже», датированному декабрем 2024 года.
«Спокойно, просто они-таки начали осуществлять свой проект создания спа-отеля, начав с реконструкции набережной», - сказал я и отправился подтвердить свою догадку на место действия.
Однако, увиденное не совсем утвердило меня в том, что там грядет немедленное полное закрытие на реконструкцию набережной и пляжей у мыса Карабах.
Да, проезжая часть действительно оказалась наполовину выгороженной забором и тут теперь можно было проехать на машине только в один ряд, почти без возможности запарковать её и тем более без того, чтобы на весьма широкой полосе земли, где раньше были газоны и игровые площадки турбазы, диким туристам разместиться со своими авто, мангалами и тентами.
Помимо давнишних ворот на саму набережную с неизменно спиливаемым замком, там теперь были еще одни ворота для въезда на огороженную территорию. То есть, вроде как о ремонте набережной и реконструкции пляжей речи не шло.
«Значит, тут будет городок для строителей, которые начнут реконструкцию всего комплекса бывшей усадьбы Кеппена и турбазы ХПИ, а пляжи оставят на десерт», - был мой вывод, подтвержденный парой строительных бытовок за новым забором.
Но вывод опять оказался ошибочным, потому что через неделю, уже в январе 2025 года, изучая из любопытства стоимость готовой недвижимости на продажу в нашем районе, вдруг натыкаюсь на предложение о продаже апартаментов в «строящемся комплексе «Чайка» по улице Кеппена, 9 посёлка Бондаренково», то есть прямо на берегу. Пока ещё на этапе «котлована». Локация и визуализация роскошного многоэтажного строения, вытянувшегося вдоль кромки моря, однозначно давали понять, что это - точно то самое место, где на вышеописанной аварийной набережной поставлен забор. Беглое изучение кадастровой карты показало, что узенькая полоска земли между морем и склоном- это не относящаяся к парку Кеппена и ТОК «Карабах» территория. И именно на ней и будет виться гнездо чайки строиться апарт-комплекс «Чайка»… То есть это даже не то самое ожидаемое создание элитного спа-отеля, а ещё один, доселе неизвестный мне проект…
Бесспорно одно: как только начнется фактическое строительство, к этим пляжам нельзя будет не только подъехать года два, но никто и подойти не захочет из-за шума стройки, пыли, грузовых машин и бетономешалок. И ворота никакие не понадобятся. Ну хоть муниципалитет на новых замкАх сэкономит. А прыгать отдыхающим придется не с волнорезов, а с соседних скал Кучук-Ламбата вблизи «Санта-Барбары»: там рядом хотя бы есть парковки для машин. Пока ещё есть. Но об этом я расскажу в статье про настоящее и будущее упомянутого посёлка отелей.
***
Теперь немного об АК «Чайка» и сути происходящего.
Я не имею цели делать рекламу этому комплексу, даже если бы меня об этом попросили, поэтому не буду в подробностях о нём писать. Каждый может изучить информацию самостоятельно - она в свободном доступе. Скажу лишь, что некоторые моменты из информационного релиза этих апартаментов вызвали мою ухмылку: такое впечатление, что люди, его проектировавшие, а также люди, писавшие релиз и делавшие визуализацию этого стеклянно-бетонного гнездовья «карабахской» чайки, не были не то что у мыса Карабах, но даже в Крыму, а прочли путеводители сомнительных блогеров. Хотя, зря я так: ведь Эдуард Блор, архитектор Воронцовского дворца, в Крыму и тем более в Алупке не был тоже, но сотворил шедевр, основываясь на рассказах графа и пейзажах местности.
Кстати, чайки в этом месте ЮБК - редкие гости. Визитная карточка этих вод и скал - бакланы…
И хотя баклан - птица красивая, с хохолком, одно из значений жаргонизма «баклан» - «человек придурковатый».
Впрочем, тех, кто запроектировал на цокольном этаже здания помещения под кафе и магазины с огромными витринами, «бакланами» можно назвать вполне: при разгуле стихии эти витражи будут находиться под прямым ударом волн и ветра, ведь аккурат в данном месте, ввиду геологических особенностей кромки берега и рельефа дна, при сильных штормах, волны и поднимаемая ими галька и даже валуны «простреливают» набережную насквозь, вплоть до точки, где будет находиться тыльная сторона будущего роскошного строения…
Однако, сама по себе архитектура будущего комплекса «Чайка», вызвавшая ассоциацию с чем-то Средиземноморским, у меня нареканий не получила и оставила в целом благоприятное впечатление. И я - однозначно за подобные благопристойные здания, нежели за шалманистые «сараи под сдачу», уродующие виды и оскорбляющие взор. Кроме того, появилась уверенность в том, что набережная и пляжи будут приведены в порядок, оформлены под стать фешенебельному комплексу, «созданному в хилинг-концепции»*, как говорится в описании этого проекта и останутся общедоступными, как уже давно приведённые в порядок пляжи с набережными Карасана у апартаментов «Аю-Даг» и «Премьер» по соседству.
* Боже, а ты знаешь, что ты не исцелял больных , а - «хилил»?! Ведь это почти неприличное словосочетание - «хилинг-концепция», образованное от английского слова healing («исцеление»), означает философию, которая позволяет постепенно изменять свои повседневные привычки в обстановке полного релакса и гармонии с собой?
А вот я очень хочу посмотреть на окна первых этажей этого здания в сильный шторм. Такой там хилинг стёкол и релакс обитателей апартаментов будет, что прямо бада-бум!
В лучшем случае, только машинам резидентов апарт-комплекса можно будет въезжать на набережную, чтобы встать на свой паркинг, но ведь у администрации Алушты, разрешившей это строительство, и у самих строителей хватит смекалки и совести предусмотреть вблизи пляжей общедоступную парковку для местных жителей и нерезидентов «Чайки»? Ведь администрация и строители же не «бакланы»? А может быть, оно так и задумано: ну зачем людям, купившим по неприлично высокой цене недвижность , чтобы заниматься хилингом, посторонние автомобили и люди, которые в хилинге ничего не смыслят…
Тем более, что приезжающих автомобилей и людей в Крыму будет все больше и больше…
Заключение
Как лично я отношусь к «запущенно-диким» местам эконом-отдыха, возникшим там, где ранее был некий курортный объект? Буду лицемером, если скажу, что - только отрицательно, ведь сам в такое место приезжаю и купаюсь (но лично я делаю это крайне редко, так как все-таки предпочитаю либо полный комфорт у своего бассейна, либо реально дикий, природный берег). Приезжая в такие «трущобы», мы это делаем на свой страх и риск: ведь это не просто дикий, «необитаемый» пляж типа «Деревяшки» под Форосским парком или заповедный «Затерянный мир» у мыса Айя. Такие развалины - зона повышенной опасности: это все равно что лазить по руинам, где можно либо упасть с высоты, либо на тебя что-то с высоты упадет, либо ты элементарно напорешься на торчащую арматурину (и ладно - ногой-рукой, а если - животом-глазом?). Поэтому, должен признать: таких аварийных пляжей на морских курортах просто не должно быть, дабы избежать соблазна их посещения и администрация, пытающаяся перекрыть доступ к подобным местам, сто раз права.
Однако, и закрытые, недоступные для широкой публики пляжи, тоже неизбежно будут: в конце концов, есть персоны государственной важности, которым должна везде обеспечиваться безопасность - для этого и существуют «режимные» объекты.
При этом нельзя «по-бакланьи» превратить ЮБК и в сплошной «элитарный» объект, куда нет доступа людям малообеспеченным. Инфраструктура - лежаки, зонты, навесы, душевые и туалеты на пляжах для «избранных» могут быть доступны только для резидентов апартаментов или санаториев, владельцы которых инвестировали в оборудование пляжа, а для всех остальных эти блага должны быть платными; но доступ к самому морю должен сохраняться бесплатным и общедоступным, как это есть в настоящее время. Конечно, все на таких «цивилизованных» пляжах должны соблюдать правила поведения: не устраивать попоек, разведение костров, выгуливать животных и тд и тп, что , на мой взгляд, допустимо в местах «дикого» отдыха, но при обязательной заботе о природе и с учетом мнения окружающих.
То есть, в обязательном порядке необходимо сохранять пляжи дикие, необорудованные, общедоступные просто из-за того, что это - памятники природы и далеко не всем хочется лежать среди бетонных волнорезов, под навесом на шезлонге в гламуре и пафосе, да еще за это платить не только потому, что не хочется, а потому, что нет возможности. В общем, должен быть баланс интересов.
Так получится ли в Крыму учесть интересы всех социальных слоев, как вы думаете?
P.S. Станет ли ЮБК русским аналогом Монако , Ниццы или хотя бы Портофино (то есть местом жизни и релакса исключительно людей обеспеченных), почти полностью лишившись «диких» прелестей эконом-отдыха - увидим уже совсем скоро.
Главное, чтобы решения принимались не «бакланами» и не только в пользу бетонных «Чаек»…
И если вы - за последнее, то смело ставьте «👍»)).