Найти в Дзене

Новый хозяин усадьбы Кёппена в Крыму: окончательная гибель старинного парка?

Свершилось: взялись за один из старейших, но гибнущих парков Крыма - парк усадьбы Кёппена «Карабах». Но вот что его ждёт: новое рождение или окончательная гибель, свободный доступ для всех людей или только для одного «избранного»? Не самый известный парк одной из старейших Крымских южнобережных усадеб - парк учёного Кёппена «Карабах» под Алуштой - закладывался почти одновременно со знаменитым парком Воронцовского дворца в Алупке и всего лет на двадцать позже самого Никитского сада, в 30 - х годах 19-го века.  Человек, одним из первых системно исследовавший Тавриду - Пётр Иванович Кёппен - был точно среди тех немцев, кому не было «стыдно называться русским», создал один из самых романтичных парков Крыма, купив земли у мыса Карабах, находящегося между горами Кастель и Аю-Даг. На базе его обширного имения уже в годы советской власти была создана турбаза Харьковского политехнического института, которая несмотря на невероятно аскетичные условия проживания отдыхающих, пользовалась такой

Свершилось: взялись за один из старейших, но гибнущих парков Крыма - парк усадьбы Кёппена «Карабах». Но вот что его ждёт: новое рождение или окончательная гибель, свободный доступ для всех людей или только для одного «избранного»?

Площадка перед домом учёного Кёппена П.И. в парке имения «Карабах». Лето 2020 года.
Площадка перед домом учёного Кёппена П.И. в парке имения «Карабах». Лето 2020 года.

Не самый известный парк одной из старейших Крымских южнобережных усадеб - парк учёного Кёппена «Карабах» под Алуштой - закладывался почти одновременно со знаменитым парком Воронцовского дворца в Алупке и всего лет на двадцать позже самого Никитского сада, в 30 - х годах 19-го века. 

Человек, одним из первых системно исследовавший Тавриду - Пётр Иванович Кёппен - был точно среди тех немцев, кому не было «стыдно называться русским», создал один из самых романтичных парков Крыма, купив земли у мыса Карабах, находящегося между горами Кастель и Аю-Даг.

На базе его обширного имения уже в годы советской власти была создана турбаза Харьковского политехнического института, которая несмотря на невероятно аскетичные условия проживания отдыхающих, пользовалась такой же невероятной популярностью. 

Один из заброшенных корпусов ТОК «Карабах». И это - один самых приличных корпусов: в основном номерной фонд был представлен деревянными бараками без воды и канализации.
Один из заброшенных корпусов ТОК «Карабах». И это - один самых приличных корпусов: в основном номерной фонд был представлен деревянными бараками без воды и канализации.

Вне сомнений, древний парк с коллекций растений и деревьев под стать Никитскому ботаническому, не мог не пострадать в том смысле, что ни о какой поэтической романтике среди деревянных спальных лачуг с удобствами «во дворе», теннисных и баскетбольно-футбольных полей с втиснутыми между ними до кучи танцплощадкой и летним кинотеатром, речи быть не могло. Однако, парк жил и даже сохранился в перестроенном виде главный усадебный дом , приспособленный под административный корпус туристско-оздоровительного комплекса «Карабах».

В годы после развала Союза, территория имения  стала приходить в упадок (хотя непритязательный отдых тут предлагался вплоть до 2014 года) , так как ее умудрились поделить между разными владельцами, да ещё и втиснуть несколько гостевых домов весьма «экономического» вида, как на территории турбазы, так и на самом берегу моря. Апофеозом этого деребана в 90-е лакомых кусков побережья у «Карабаха» стало кафе, построенное прямо на берегу моря и варварски перегородившее своей металлической крышей вид на море с могилы Кёппена и его семьи, расположенной на мысе, где сам же Кёппен обнаружил развалины древнего храма византийских времён… 

Вид на семейный некрополь Кёппенов и крышу новостроя
Вид на семейный некрополь Кёппенов и крышу новостроя

После 2014 года жизнь продолжилась только в этих новопостроенных «отелях», а так как (по свидетельству местных жителей), из-за судебных споров насчёт того, кто кому какой кусок турбазы продал, кто что купил и вообще, имел ли право кто-то что-то продавать и покупать, основная часть бывшего имения и новых построек ТОК «Карабах» стала приходить в упадок ускоренными темпами. 

К 2020 году, когда мы приобрели дом неподалёку, в Малом Маяке, и я открыл для себя парк «Карабах» как место для уединённых романтических прогулок, парк и остатки турбазы представляло из себя откровенно грустное зрелище. 

Да, можно было разглядеть то, что это был очень живописный парк, но фото его уголков у меня почти нет, так как, положа руку на сердце, красивый кадр было сделать невозможно, а почувствовать аромат ушедших эпох можно было только непосредственно находясь там и гуляя по разбитым лестницам и почти незаметным от древесного мусора дорожкам. 

Лестница к усадебному дому Кёппена. Март 2022 года
Лестница к усадебному дому Кёппена. Март 2022 года

И хотя вроде как это всегда была «чья-то» территория, забор там стоял только с одной стороны и пройти для прогулки туда мог любой желающий, а одинокий «охранник», измученный «нарзаном», никого не гонял оттуда. 

Гулял я там регулярно и всякий раз думал, что же лучше: романтический, запущенный и погибающий парк, но со свободным доступом, либо ухоженный, спасённый, но с ограниченным, платным или вообще с закрытым доступом? 

Понимая, какие колоссальные деньги нужны не только на его восстановление, но и дальнейшее содержание и то, что , очевидно, инвестор будет иметь право закрыть для меня и остальных любимое место прогулок, я все-таки склонялся к тому, что уж лучше ухоженный, но закрытый парк, чем погибший, но открытый. Я желал, чтобы пришёл владелец, который спасёт этот исторический  уголок Крыма. 

Одна из аллей парка «Карабах». Осень 2021 года
Одна из аллей парка «Карабах». Осень 2021 года

Я уже писал про окрестные Крымские парки, находящиеся либо в частной, либо в госсобственности. Как правило, свободный доступ в них закрыт уже давно. Тем не менее, почти во все эти парки (например - парк санатория «Утес», парк «Карасан» и парк санатория «Айвазовское»), владельцы предлагают за плату пройти с экскурсией. Лично я к этому отношусь положительно: это нормальная практика во всем мире, на который у нас так любят ссылаться. 

Для России этот вопрос , скорее - философско-экзистенциальный: в 1917 году мы вроде как получили всю частную собственность (хотя бы в лице крымских дворянско-купеческих парков) в общественное пользование и гордо пользовались ей до 1991 года, а тут как-то незаметно она стала частной собственностью опять, причём принадлежать она стала не известным «дореволюционным» хозяевам-создателям, ведь реституции у нас не было, а хозяевам сплошь новым и неизвестным.

Тис близ дома Кёппена. Осень 2021 года
Тис близ дома Кёппена. Осень 2021 года

… На днях, придя прогуляться к моему любимому засохшему дереву на краю обрыва мыса Карабах в кёппеновском парке, я обратил внимание на необычное для этого места оживление, царившее вблизи усадебного дома: какие-то люди, грузовики, шум. 

Ко мне быстро подошёл парень с просьбой покинуть территорию, мотивировав это тем, что она - частная. Понятное дело, я не перелезал ни через кусты, ни через забор, просто зашёл по открытой дороге, соединяющей уже почти 300 лет усадебный парк с могилой Кёппена. Я не стал спорить с парнем, что первый признак охраняемой частной собственности - забор по кругу, ну или живая охрана по периметру. Я не стал требовать у него каких-либо документов, подтверждающих, что он нанят именно законным владельцем, что вообще он нанят и так далее. 

В конце концов, я понимал, что так или иначе - правда не на моей стороне, даже если именно этот «охранник» не является представителем законного собственника, да и настроение у меня было не для споров, да и парень это сделал корректно, без грубых «наездов»: мы с ним даже познакомились и пожали друг другу руки.

Парк «Карабах». Крайняя точка мыса Карабах с видом на Кастель и мыс Меганом (здесь - неразличим). Осень 2021 года
Парк «Карабах». Крайняя точка мыса Карабах с видом на Кастель и мыс Меганом (здесь - неразличим). Осень 2021 года

Вопрос в другом: именно в этот момент я понял, что - всё: романтика запустения закончилась, за объект взялись, а значит, ни я , ни другие праздно гуляющие люди более не смогут тут медитировать, грустно сокрушаясь, что парк гибнет. 

Ура, вроде надо радоваться? 

Но в итоге, грустно мне стало все равно. Хотя моё желание того, чтобы парк был спасён - сбылось, но именно за счёт того, что теперь он будет, очевидно, закрытым. Только вот где гарантия, что новый собственник сделает из парка санаторий или курортный отель: в конце концов - хочешь погулять именно здесь - купи путёвку и отдыхай среди кёппеновских кипарисов, а если нет? 

Где гарантия, что парк не перекроят вдоль и поперёк и даже частично сохранив его, не построят на его месте какой-нибудь наглухо закрытый коттеджный посёлок для двух-трёх жителей, а то и одного нового хозяина? 

Может быть кто-то что-то об этом знает? 

PS Буду следить за развитием событий в парке «Карабах» и делать периодические отчёты. Здесь - ссылку на статью про плату за вход в некоторые парки Крыма.

Пейзаж, который скоро исчезнет в любом случае: дерево находится на самом краю оползневой зоны. Парк «Карабах» осень 2021 года.
Пейзаж, который скоро исчезнет в любом случае: дерево находится на самом краю оползневой зоны. Парк «Карабах» осень 2021 года.