Привет, уважаемая публика!
Уже несколько лет я тщательно фиксирую все расходы, связанные с содержанием личного автомобиля. Сохранились подробные данные по Hyundai Solaris и Hyundai Elantra, а последние три года в нашей семье трудится электромобиль Nissan Leaf второго поколения. Ссылки на материалы по итогам первого и второго года владения будут в конце, а сегодня представляю вашему вниманию расходы третьего года.
Классификация расходов
За годы собирания расходов сложилась устоявшаяся практика. Все затраты я группирую по 11-ти категориям:
1. потеря стоимости: насколько дешевле стала машина за год
2. проценты по кредиту (при наличии)
3. топливо
4. страховки и регистрация, сюда же входят затраты на техосмотр (не путать с техобслуживанием)
5. мойки
6. текущие расходы - это покупка шин и шиномонтаж, омыватель, лампочки и другие запчасти и работы, не входящие в ТО (техобслуживание)
7. плановые ТО
8. транспортный налог
9. штрафы
10. платные парковки, а также платные дороги, паромные переправы и т.п.
11. допы - те плюшки, без которых можно было бы обойтись, но расходы на них всё-таки были понесены
Наш электромобиль
В последнее время приходит много новых читателей, поэтому напомню:
- электромобиль Nissan Leaf II мы приобрели в ноябре 2021 г.
- 2018 год выпуска
- эксплуатация в Казани и окрестностях
- пробег на момент покупки: 84 тыс. км.
- пробег на конец первого года эксплуатации (ноябрь-2022): 113 тыс. км.
- пробег на конец второго года эксплуатации (ноябрь-2023): 147 тыс. км.
- пробег на конец третьего года эксплуатации (ноябрь-2024): 173 тыс. км.
Если быть более точным, то за третий год мы с супругой накатали 22 902 км. И это достаточно мало для нас. В прошлые годы проезжали больше.
Расходы на содержание в первый и второй годы владения
Напомню, что за первый год владения на наш Nissan Leaf было потрачено 254 тыс. руб. Каждый километр пути тогда обходился нам в 8 руб. 74 коп. Все подробности по ссылке:
За второй год потратили на машину 185 тыс. руб. Каждый километр пути обходился в 5 руб. 41 коп.
Третий год владения
На третий год владения я возлагал большие надежды. Предполагал, что чем дальше, тем дешевле будет обходиться нам каждый километр пути. Но что-то пошло не так...
Впрочем, обо всём по порядку. По традиции перечисляю категории расходов от меньшей к большей.
1. Транспортный налог = 0 руб.
С 1 января 2024 года Татарстан наконец-то ввёл льготу по транспортному налогу для электромобилей, поэтому эта статья расхода у нас обнулилась.
2. Проценты по кредиту = 0 руб.
На самом деле, здесь должна была быть какая-то цифра, но как и в прошлые годы, я не могу её посчитать, поскольку потребительский кредит брался не только на покупку машины, но и на другие цели.
3. Штрафы = 250 руб.
Под конец третьего года эксплуатации я "поймал" первый штраф на этой машине. Причём, на дороге, по которой езжу каждый день. Сильно торопился домой и на обгоне на 2 км/ч превысил нештрафуемый порог в 80 км/ч - заплатил со скидкой 250 руб.
4. Плановые ТО = 413 руб.
Здесь нет ошибки. Действительно, на плановое техобслуживание было потрачено 413 рублей - это цена фильтра салона. Замену сделал сам.
Ещё по регламенту нужно было заменить тормозную жидкость, (каждые два года), но я обленился и перенёс её на следующий год.
Даже если добавить расходы на замену тормозной жидкости (примерно 2 тыс. руб.), то скажите мне, на каком автомобиле с ДВС ежегодное обслуживание можно провести за 2,5 тыс. рублей? Т.е. моторное масло + масляный фильтр + воздушный фильтр + салонный фильтр + работы по замене. Ну а если вы на авто с ДВС проехали за год 22 тыс. км, то замену масла нужно будет провести дважды? Или трижды? :-)
5. Платные парковки и т.п. = 690 руб.
Муниципальные парковки в Казани для Leaf бесплатны, но в этой категории я также учитываю расходы на паромные переправы, платные дороги, паркинги ТЦ и т.п.
6. Текущие расходы = 12 438 руб.
В эту категорию включил затраты на омыватель, на шиномонтаж и ремонт шин, на батарейку для брелока, а также ремонты по ходовой части.
7. Страховки = 14 394,70 руб.
Здесь только ОСАГО, и ничего больше. И сумма стала меньше, чем в прошлом году - КБМ понизился.
8. Мойки = 15 390 руб.
Сумма на мойки получилась меньше, чем во второй год владения, что вполне логично, поскольку пробег тоже меньше.
9. Допы = 23 893 руб.
Внушительная сумма по итогу набралась из-за перехода с колёс R17 на R16. Больше никаких допов в третьем году владения не было.
10. Топливо (электроэнергия) = 27 563,18 руб.
На электроэнергию ушло чуть меньше, чем во второй год владения, но больше, чем в первый год владения, несмотря на меньший пробег - тарифы подросли, да и бесплатных зарядных станций с каждым годом всё меньше.
Напомню. что в этой сумме учтены как зарядки от домашней розетки, так и сессии на общественных станциях.
11. Потеря стоимости = 51 700 руб.
Самая противоречивая категория, однако её тоже необходимо учитывать. Рассчитал сумму по собственному запатентованному алгоритму. :-)
Итоги и стоимость километра пути
Складываем все расходы и получаем итог: 146 731,88 руб. И, пожалуй, это самый маленький годовой расход на содержание личного авто за всю историю моих наблюдений.
Делим на пробег за год и получаем стоимость каждого километра пути в третий год владения:
146 731,88 руб. / 22 902 км = 6 руб. 41 коп.
С учётом всех возможных расходов каждый километр пути в третий год владения пяти-шестилетним Nissan Leaf обходился нам почти в 6,5 рублей
И это ровно на рубль больше, чем во второй год владения. А я надеялся, что будет меньше. И так и было бы, если бы не смена колёс - зачем я её затеял?!
-------