Найти в Дзене

Служилые татары: История сословия и судьбы в Российской империи и до наших дней.

Село петряксы 1912 год. Источник https://pastvu.com/p/1061852
Село петряксы 1912 год. Источник https://pastvu.com/p/1061852

Мой предок Абдуханов Гияз родился в 1904 году в селе Петряксы Петряксинской волости, Курмышенского уезда, Симбирской губернии Российской Империи. Это крупное нерусское поселение насчитывало около двух тысяч жителей, преимущественно татар-мишарей.

Абдуханов Гияз Низаметдинович 1970 год. Фото из семейного архива.
Абдуханов Гияз Низаметдинович 1970 год. Фото из семейного архива.

История их предков – булгар, буртасов, маджар, кипчаков и других тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья – остаётся малоизученной и часто игнорируется исторической наукой. Произвольное объединение этих народов под именем "татары" возникло в эпоху Золотой Орды и сохранилось после её распада.

Веками народы с различными языками и культурами создавали идеологические образы – одни как народы-богоносцы, а другие как народы-враги. Подобные стереотипы сформировались и на территории Российской империи. Идеологические и религиозные предрассудки препятствовали взаимопониманию народов и созданию общего исторического сознания.

Переломным моментом в отношениях русских и татар на Руси стало падение Константинополя, брак Ивана III с Софией Палеолог и завоевание Иваном IV Казани. После распада Золотой Орды тюркоязычные племена были объединены под знаменами в Казанском ханстве. После завоевания Иваном IV Казани и распадом Казанского ханства, с середины XVI века иноверцы магометане (по отношению к православию, как господствующей религией) становятся частью населения будущей Российской империи.

В XVII веке в России сформировалось сословие служилых людей, включая татарских князей, стольников и воевод. В обмен на службу они получали от царя земельные наделы. Так возникли династические линии служилых татар, включая основателей села Петряксы. Это село было основано в первой половине XVII века несколькими семьями служилых татар, которым государь выделил земли для защиты юго-восточных рубежей от ногайцев. В мирное время жители занимались сельским хозяйством, разведением скота, а также сохраняли свои культурные и религиозные традиции.

Историк А. М. Орлов в книге «Мещера. Мещеряки. Мишаре» выделяет четыре этапа трансформации статуса служивых татар:

1. До отмены местничества в 1682 году они сохраняли привилегии и служили в вооружённых силах.

2. В первой четверти XVIII века началось наступление на социальные низы, включая служилых татар.

3. В период между правлением Петра I и Екатерины II усилилась эксплуатация низших слоёв общества и проводилась насильственная христианизация татар.

4. Реформы Екатерины II уравняли татарскую аристократию в правах с русским дворянством, ввели религиозную терпимость и общинное самоуправление.

«Политика царизма, выражавшая интересы старой феодальной аристократии, стремилась к полновластию, ликвидации промежуточных социальных групп, включая служилых татар», – пишет Орлов. Он подчёркивает, что это сословие окончательно утратило своё значение к XIX веку. Крестьяне-татары, особенно те, кто сопротивлялся христианизации, подвергались жёсткой эксплуатации и национальному гнёту. В тоже время отмечает Орлов, – «Меры по ограничению прав татарских помещиков магометанской веры привели к усилению с их стороны эксплуатации своих же этнических крестьян. Мурзы заставляли их отбывать барщину и оброк, всячески издевались, не останавливались и перед продажей крестьян в рабство. Всё это было узаконено высшей мусульманской иерархией».

В начале XX века Петряксы оставались мусульманским центром с шестью мечетями, каждая из которых служила местом обучения и религиозной жизни. В 1928 году появилась седьмая мечеть, подчёркивающая значимость села как культурного и духовного центра.

Однако доступ к образованию был ограничен. Например, в 1871 году инспектор народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянов открыл в селе школу. Многие татарские дети не могли окончить обучение из-за обязательного экзамена по «Закону Божьему» и давления мулл, опасавшихся "руссификации" деревни.

Переезд в Москву

После Октябрьской революции религиозные и этнические барьеры начали стираться. Гияз Абдуханов решает покинуть своё родное село Петряксы в начале 1920-х годов переезжает в Москву – город, олицетворявший перемены. Устроившись дворником в домоуправление, он поселился в Малом Козихинском переулке. Здесь он женился в 1927 году и начал новую жизнь. Несмотря на трудное детство, Гияз учился в школе по ликвидации безграмотности (ликбез), где к 1937 году освоил чтение и письмо. Это стало символом его стремления к образованию.

1930-е годы в Москве были временем масштабных перемен. Строительство новых зданий, рост населения и социальные реформы меняли облик города. Рабочие, подобные Гиязу, играли важную роль в поддержании инфраструктуры города. Образование стало доступным для всех, включая взрослых, через сеть школ ликбеза.

Гияз сохранял связь с родным селом, часто вспоминал традиции предков и гордился их трудолюбием. Однако в Москве он избегал акцента на своей татарской идентичности, и не делился своей историей происхождения из деревни Петряксы, хотя неизменно носил тюбетейку до самой старости как символ своих корней. После смерти Гияза в 1977 году потомки совершенно утратили память о его истинных корнях и ничего не знали о действительном месте его рождения. Благодаря порталу «Память народа» удалось восстановить биографию его жизни 1941-1945 годах.

Военные годы 1941-1945

Когда в 1941 году началась война, Гияз был призван Советским районным военкоматом Москвы. 8 июля 1941 года его распределили во 2-ю роту отдельного батальона противовоздушной обороны (МПВО) города Москвы Советского района. В процессе службы на него была заведена красноармейская книжка, где по ошибке его имя записали как "Гаяз", а место рождения указали неверно — деревня Петровка вместо Петряксы. Для потомков это явилось запутанным узлом в поисках истины о его действительном месте рождения. Через некоторое время в старых документах были обнаружены его армейская книжка и военный билет.

С начала войны противовоздушная оборона Москвы стала ключевым направлением в защите города. Её задача включала перехват вражеских самолётов, тушение пожаров и спасение пострадавших. Граждане, такие как Гияз, вносили неоценимый вклад в обеспечение безопасности столицы.

Из истории обороны Москвы и путём анализа найденных семейных военных документов, напрашивался вывод, что в 1943 году части ПВО города Москвы были реорганизованы в единый род войск ПВО СССР. Гияз продолжил службу в 320-м Отдельном Городском батальоне МПВО, из которого был демобилизован 28 августа 1945 года. Ошибки в документах привели к тому, что на интернет-портале «Память народа» на него составлено несколько досье с различными вариациями имени и данных. Несмотря на это, благодаря порталу удалось восстановить важные моменты его военной биографии.

Семья и традиции

После войны Гияз и его жена Хадыча, придерживаясь традиционных семейных ценностей, вырастили шестерых детей. Хадыча была награждена правительственной медалью "Материнства" II степени, о чём сообщала газета «Вечерняя Москва» в 1946 году.

Газета "Вечерняя Москва" 1946 год.
Газета "Вечерняя Москва" 1946 год.

Однако городская жизнь вносила свои коррективы и у детей Гияза и Хадычи родились только девять внуков, что существенно меньше, чем у предыдущих поколений.

Хадыча Абдуханова (Мухутдинова). Фото из семейного архива.
Хадыча Абдуханова (Мухутдинова). Фото из семейного архива.

Правнук Гияза, Александр Владимирович Абдюханов, в духе своих предков служилых татар, отдал свою жизнь, выполняя задание в ходе Специальной Военной Операции на Донбассе в 2024году.

ВКонтакте | ВКонтакте

Эта утрата стала частью семейной истории, дополнив сложную, но богатую событиями судьбу рода Абдухановых.

Благодаря усилиям потомков и цифровым архивам, удалось восстановить значимые моменты жизни Гияза, отразив их как часть общей истории страны. Это стало возможным благодаря порталу "Память народа" и поддержке архивных источников, которые помогают сохранить память о людях, воевавших за Родину.

Вечная Слава героям!

В написании статьи использовались следующие источники: история села Петряксы, из истории Пильнинского района Нижегородской области

Научно-популярное издание А. М. Орлов в книге «Мещера. Мещеряки. Мишари» татарское книжное издание. Город Казань. 1992 год.

Фото и документы из семейного архива.

Абдуханов Гияз

https://m.pamyat-naroda.ru/heroes/rvk-chelovek_voenkomat10404581

https://m.pamyat-naroda.ru/heroes/rvk-chelovek_voenkomat10390574

Абдуханов Гаяз

https://m.pamyat-naroda.ru/heroes/isp-chelovek_spisok9781697?referrer=simila

https://m.pamyat-naroda.ru/heroes/isp-chelovek_spisok9785854?

об Абдуханове Гаяз имеется ещё информация на «Виртуальный музей Москва»

https://vov.mos.ru/collections/moscow-defense/local-air-defense-soldiers