Если вы считаете, что заголовок «высосан из пальца», то сильно ошибаетесь, ибо самый главный «бич» смотрителей маяков – это реальный риск сойти с ума. Просто представьте, что на планете есть очень большое количество действительно уединённых и отдалённых объектов, на которых строители вынуждены безвылазно находиться по полгода и более. Иногда – в полном «кромешном» одиночестве. А это накладывает свой отпечаток на поведение, восприятие мира и самоосознанность.
У этого психиатрического явления даже есть своё красивое негласное название – «проклятие прожектора». И в XIX век, когда по побережьям стали повсеместно основываться сигнальные сооружения, обретение безумия было настолько частым следствием выбранной профессии, что стать смотрителем маяка действительно мог далеко не каждый человек – нужна была определённая отвага и решимость.
Безумный блеск глаз
«Безумен как маячник» - труднопереводимая английская идиома родом из XIXвека. И возникла она не на пустом месте.
Считается, что она пошла от острова Мэн, от городка Фиппсбург, неподалёку от которого жил смотритель маяка. Этот мужчина не был полным одиночкой – на отдалённом, обособленном и труднодоступном берегу вместе с ним жила его супруга. Но со временем он всё-таки начал тяготиться компанией только своей жены. И чтобы хоть как-то скрасить досуг приобрёл пианино, которое с большим трудом доставил к домику при маяке.
Была только одна беда – женщина умела хорошо играть только одну мелодию. И настолько достала своего мужа одним и тем же звучанием, что в один прекрасный момент смотритель маяка вспылил, разнёс музыкальный инструмент в щепки, а потом отправил на тот свет и свою супругу.
Осознав, какую страшную глупость он совершил, работник оставил пояснительную записку о том, что произошло, после чего сбросился с вышины опекаемой башни. Но смог так хорошо описать первопричины своего неконтролируемого поведения, что они и легли в основу абсолютно новой идиомы и стали толчком к обширным психиатрическим и психологическим исследованиям.
Смотритель-«мясник»
Другой случай обретённого «маячного» безумия произошёл в 1897 году, когда к пирсу города Наррагансетт, на последнем дыхании, прибыл смотритель маяка на лодке, у которого была глубокая ножевая рана в спине. Перед тем, как отправиться на тот свет, мужчина успел рассказать, что его напарника (и по совместительству - сменщика) постригло «проклятие прожектора», после чего он обезумел и начал исполнять какой-то дёрганный танец, сбрасывая вещи в океаническую гладь.
Когда «нормальный» смотритель постарался успокоить своего напарника, он повёл себя ещё хуже. И когда адекватный мужчина отвернулся, неадекватный смотритель совершенно неожиданно засадил в его спину нож. Да с такой нечеловеческой силой, что неподготовленное лезвие вошло по самую рукоять.
Адекватный работник вывернулся и бросился к лодке, на которой поспешил к ближайшему населённому пункту. Но опоздал – крови ушло чересчур много.
Когда на маяк прибыли сотрудники полиции неадекватный смотритель маяка по-прежнему танцевал свой безумный танец и всё ещё сбрасывал вещи в глубокую тёмную воду, которая будто бы и свела его с ума.
«Забитый телеграф»
В 1905 году на центральную станцию по телеграфу стали приходить странные и бессвязные сообщения, которые неустанно отправлял Уильям Браун – смотритель одного из канадских маяков. Когда комиссия, силясь найти причины бесконечного потока информации, прибыла на место, их встретила перепуганная супруга смотрителя, которая сказала, что муж будто бы обезумел и только и делает, что ударяет по гашетке, отправляя по проводам поток электрических импульсов.
Уильяма отправили в лечебницу, где он неожиданно быстро пришёл в себя и больше не показывал ни единого признака безумия. Работодатели ошибочно посчитали, что кризис миновал. И так как к тому времени далеко не все взрослые половозрелые мужчины стремились к тому, чтобы стать смотрителями маяков, опытного и проверенного Брауна вернули на место.
Напрасно – как только Уильям остался в уединении, в одну из ночных смен линия связи снова раскалилась от потока импульсов. Браун пережил новый, более тяжёлый приступ, после чего был отправлен в больницу, где так и не смог поправить своё душевное состояние.
Возможная причина болезни – излучение прожектора
Разумеется, на эту особенность профессии просто не могли не обратить внимания ведущие психиатры того времени. Было проведено довольно обширное и многоструктурное исследование, согласно которому возможной причиной обретения безумия назвали…
… Пульсирующее излучение прожектора.
Как вы понимаете, наверху каждой сигнальной башни есть довольно сложная система из лампы, зеркал и линз. Более того, многие маяки оборудованы специальной системой «мигания», когда луч проходит по кругу, что и создаёт размеренную ритмичную пульсацию.
В первых конструкциях многие сочленения механизмов погружались в ртутную среду, что уже подразумевает то, что на смотрителей воздействовали вредные испарения. Но тут дело даже не в ртути, а в том, что пульсация и мерный звук влияют на сознание как гипнотический маятник и в какой-то момент, судя по всему, настолько перегружает разум человека, что он даёт сбой.
Естественно – это только теория, которая по-прежнему проверяется на практике. Но теория научная и приближенная к реальности. Просто утверждать, что именно пульсация и звук – основа обретения безумия, со 100-процентной вероятностью нельзя хотя бы исходя из того, что феномен человеческого сознания так до конца не изучен и в XXI веке (и явно не будет разгадан вплоть до его завершения).
Теория о воздействии ртути
Ради честности повествования надо отметить, что некоторые психиатры того времени указывали ртуть как персовисточник безумия. Просто потому, что была ещё одна идиома – «безумие шляпника», ибо представители этой профессии также нередко слетали с катушек.
«Где же связь»? – спросите вы.
Оказывается, что в XIX веке шляпники очень часто обрабатывая фетр, использовали ртуть, отчего «с избытком» пропитывались разрушительными испарениями. И так как ртуть действительно негативно воздействует на слизистые оболочки, то ткани мозга также подвергаются воздействию разрушительных испарений. А потому в какой-то момент деградируют настолько, что перестают правильно передавать нервные импульсы и сигналы, что и ведёт к полному разрушению личности.
Сторонники этой теории указывают на то, что после исключения ртути из конструктива маяка случаев безумия стало намного меньше. Но всё-таки они случаются. А потому какую теорию считать наиболее правильной решать только вам дорогие читатели.